образовательный проект "Рисуем рассказы"
проект по развитию речи (средняя группа)

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь. Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Творческие рассказы составляются детьми при опоре на воображение. Придумывая рассказ, дети используют накопленный опыт и представления об окружающем мире.

Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательный  проект

 «Рисуем рассказы»

Актуальность  Программа «Вдохновение» выделяет следующие задачи речевого развития:

- обогащение словарного запаса;

- развитие связной , интонационно и грамматически правильной речи;

- формирование умения следить за сюжетом рассказа, понимать смысл текста; - умение устанавливать связь между историями и собственным опытом;

- развитие интереса к рассказыванию;

- развитие умения рассказывать историю в правильной последовательности;

- побуждение не только рассказывать собственные истории, но и фиксировать  их (рисунки, схемы, пиктограммы)

Показателями качества МКДО является системная поддержка речевой активности воспитанников в разных видах деятельности; побуждение детей вступать в диалог, оказание помощи в подборе правильных слов для передачи своей мысли;  предоставление различных возможностей активизации словарного запаса (рассказать свою историю, описать ситуацию) Еще одним показателем качества является  регулярное вовлечение родителей воспитанников в образовательную деятельность.

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь. Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Творческие рассказы составляются детьми при опоре на воображение. Придумывая рассказ, дети используют накопленный опыт и представления об окружающем мире.

Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Сенситивным периодом для развития связной речи, является старший дошкольный возраст, но работу по подготовке необходимо начинать гораздо раньше.

Монологическая речь предполагает умение избирательно пользоваться наиболее подходящими для данного высказывания языковыми средствами и поэтому требует специального обучения.

Одним из приемов такого обучения и является прием «Рисуем рассказ», где педагог использует и образец, и план, и вопросы, и цепочки вопросов с указанием последовательности изложения, например: «Сначала расскажите, как ежик заблудился в лесу, потом о том, кого он встретил, и затем как ежик вернулся домой».

Содержание рассказа строится на основе хорошо знакомых детям предметов или событий и не содержит новых для детей знаний.

Очень важно, чтобы деятельность по составлению рассказов была замотивирована  (почему ребенку нужно составить рассказ). Поэтому, таким мотивом для детей стало создание книги со своими рассказами.

К сожалению, не все дети участвуют в составлении групповых рассказов, необходима индивидуальная работа. Поэтому пришло решение привлечь к этой деятельности родителей воспитанников.

Цель Создание коллективной иллюстрированной книги силами педагога, детей и их родителей.

Задачи  

-  способствовать развитию связной речи у детей средней группы путем коллективного составления рассказов;

- расширять и уточнять представления детей об окружающем мире в рамках комплексно-тематического подхода к образовательной деятельности;

- развивать воображение детей через умение придумывать содержание рассказа;

- развивать умение работать в коллективе, слушать, принимать, поддерживать и развивать идеи взрослых и сверстников;

- развивать изобразительные навыки с помощью иллюстрирования рассказов;

- развивать память, умение повторять придуманные рассказы.

Участники проекта:  педагог группы,  дети и их родители.

Сроки проекта:       сентябрь 2022 – апрель 2023 года

Ожидаемые результаты: книга рассказов детей средней группы, презентация своей книги  для детей других групп и родителей.

Виды детской деятельности: коммуникативная, изобразительная, познавательная, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

Вид проекта: образовательный, творческий.

 

План реализации проекта

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Разработка проекта «Книга рассказов»

Сентябрь 2022 г.

Консультация для родителей «Важность развития связной речи у детей»

Октябрь 2022 г.

Консультация для родителей «Развитие изобразительных навыков детей 5-го года жизни»

Октябрь 2022 г.

Мастер-класс для родителей «Составляем рассказ с ребенком»

Ноябрь 2022 г.

Индивидуальные консультации с родителями по вопросам создания рассказа в рисунках.

В течение всего проекта

Дополнительная работа с детьми:

- дидактические игры

- чтение художественной литературы

- рассматривание иллюстраций книг

- рассматривание сюжетных иллюстраций

- изобразительная деятельность (рисование различных предметов и объектов разными методами)

- наблюдения в природе за живыми и не живыми объектами

В течение всего проекта

Составление коллективных рассказов в группе в рамках комплексно-тематического планирования.

Декабрь-апрель

Составление  рассказов родителей и детей дома.

Декабрь-апрель

Оформление книги по результатам проекта.

Презентация книги детьми

Май

Проект является продолжением приема, который был разработан и реализовался с группы раннего возраста, с 1,5 лет. Малыши, некоторые еще не умея говорить, с удовольствием наблюдали за разворачивающимися событиями в рассказе педагога. Небольшие и простые по содержанию рассказы сопровождались изображениями героев, которые постепенно появлялись на листе бумаги.

С целью разностороннего развития детей, сохранения внимания и интереса, по ходу рассказывания, интегрировались другие виды деятельности: двигательная, музыкальная, речевая (играли в подвижные игры, играли с мячом, пели песни, отвечали на простые вопросы)

За этот период дети научились внимательно слушать, увеличился словарный запас.

В младшей группе задачи усложнились, воспитанники стали не только слушать и смотреть, но и сами участвовать в создании таких рассказов. Участвовали в изображении простых элементов (прямые линии, листочки, травка, дождик, снег, закрашивание форм, деталей), в развитии сюжета (кого встретил зайчик? Куда пошла Таня? Что сказал Вова?), решали проблемные ситуации (пошел дождик, что же Маше делать?)

Реализация этого приема в младшей группе способствовала формированию умений детей развивать сюжет, что явилось ценным опытом для развития основного вида игры этого возраста – режиссерской игры.

Продолжая этот прием в рамках образовательного детско-родительского проекта,  создаются условия для развития детей в образовательных областях «речевое развитие», «познавательное развитие», «коммуникативное развитие». Ребята замотивированы идеей создания книги, взаимодействием с родителями.

В процессе работы дети будут учиться составлять коллективные рассказы вместе со взрослыми (педагогом и родителями). Кроме этого, дети будут закреплять и развивать навыки изобразительной деятельности.

Для обучения детей творческому рассказыванию необходимо обогащать опыт детей разнообразными впечатлениями. Это чтение книг, рассматривание сюжетных иллюстраций и составление описательных рассказов, рассказы взрослого, наблюдения в природе, дидактические игры. Одним из средств является традиции «Утро радостных встреч» и «Утренний круг» в группе, во время которых дети делятся впечатлениями, рассказывают о событиях из опыта. Использование методических приемов: пересказы коротких рассказов, образец взрослого, вопросы, план, так же поможет реализации задач проекта.

Это будет являться подготовительным этапом к самостоятельным рассказам детей в старшем дошкольном возрасте.

По результатам проекта будет создана книга рассказов детей, педагога и родителей, которую ребята смогут презентовать детям других групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление описательного рассказа по картине для детей средней группы. Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область - Коммуникация

Думаю,  для многих педагогов  этот конспект непосредственно образовательной деятельности по составлению описательного рассказа по картине  для детей средней группы станет полезным...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «КОММУНИКАЦИЯ» Тема: «Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?»

Конспект разработала для работы с детьми средней группы. По этому конспекту провела 28.11.2012года открытое мероприятие в МБДОУ детский сад №26, Дети были активны. Получила хорошие отзывы от коллег....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Составление описательного рассказа “Зима” с опорой на мнемотаблицы».

В работе представлены разные варианты использования мнемотаблиц: разучивание стихов, отгадывание мнемозагадок, составление предложений по мнемодорожкам, составление описательного рассказа с опорой на ...

КОНСПЕКТ по ООД в подготовительной группе. Образовательная область: «Коммуникация» с интеграцией образовательных областей «Познание», «Социализация». Тема: Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы-модели «Транспорт».

Программные задачи:продолжать учить детей составлять описательный рассказ об игрушках, используя схему-модель;продолжать учить рассказывать связно, подробно и выразительно;закреплять знания дете...

конспект непосредственно образовательной деятельности "Рассказ описание "Кот Тимошка"

конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи для детей с ОНР в старшей группе....