Лексические игры и упражнения
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskie_igry_rr.docx122.27 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №10»

Конспект образовательной деятельности

по развитию речи в подготовительной группе

«Лексические игры и упражнения»

        Подготовила: воспитатель

Шестерина О.В.

г.о. Саранск

    Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи

Интеграция образовательных областей:

            Познавательное развитие: умение образовывать относительные прилагательные, умение находить подходящее слово.

Речевое развитие: совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, фразовые и связные высказывания. Упражнять детей в четком звукопроизношении; артикуляционная гимнастика.

Социально-коммуникативное развитие: умение работать в коллективе, радоваться успехам друзей.

Физическое развитие: формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения предложенное воспитателем. Развивать любовь к физическим упражнениям. Разучивание физминутки.

Художественно-эстетическое развитие: рассматривание иллюстраций.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать грамматический строй речи, совершенствовать грамматический строй, совершенствовать знания антонимов, закреплять знания заканчивать предложение.

Развивающие: развивать мелкую и общую моторику, фонематическое восприятие, диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, мышление.

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать навык сотрудничества, воспитывать инициативу и самостоятельность. 

Предварительная работа:

Методические приемы:

Словесный: загадка, беседа, использование словесно-художественного образа, пояснение, художественное слово, вопросы, напоминание.

Наглядный: визуализация с помощью компьютера (показ слайдов), рассматривание, игровой (наглядно-действенный метод), рассматривание картинок

Практический: самостоятельное выполнение детьми задания, эвристический (развитие находчивости и активности), использование ТСО (технические средства обучения), сюрпризный момент, художественное творчество, аппликация, физ. минутка.

Используемые формы организации познавательной деятельности детей: на занятии используется фронтальная форма организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий.

Словарная работа: ключ

Ход занятия

(Дети стоят на полянке)

Воспитатель: Придумано кем – то, просто и мудро

               При встрече здороваться «Доброе утро!»

Давайте мы с вами поздороваемся с нашими гостями и пожелаем им «Доброго утра»

Воспитатель: Ребята, сегодня утром в нашу группу пришло письмо. Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано. Давайте откроем конверт и посмотрим, что там.

Крафт конверт 162*229 мм

 (Воспитатель открывает конверт, читает письмо).

"Здравствуйте дорогие ребята! Я волшебный цветик-семицветик. Помогите, пожалуйста! Я торопился в детский сад, но попал в Кощеево царство. Злой Кощей заточил меня в темнице откуда я не могу сама выбраться. Чтобы меня спасти. нужно выполнить задания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы спасете меня.  Самое главное условие – конверты надо брать в определённой последовательности.

Воспитатель: Посмотрите, кроме письма здесь еще разноцветные конверты с заданиями. А как вы думаете, почему конверты разноцветные.

Дети: У цветика-семицветика 7 цветов.

Воспитатель: Совершенно верно – у цветика-семицветика 7цветов. Конверт, какого цвета нужно взять первым?

Дети: Красный

Воспитатель: Открываю конверт: Нужно выполнить артикуляционную гимнастику.

Комплекс артикуляционной гимнастики в детском саду детям 3-4 лет.

Воспитатель: Молодцы, вернули красный лепесток. Ребята, а какого цвета возьмем второй конверт?

Дети: оранжевый

Воспитатель: Правильно. Слушайте следующее задание. Нужно определить каким звуком отличаются слова. Произнесите два слова «день и лень». Они звучат похоже, но между ними есть и разница. Кто сможет эту разницу найти.

Дети: Слова начинаются на разные буквы. Слово день на «Д», слово лень на «Л».

Воспитатель: Правильно. Слова «кот и кит» чем отличаюся?

Дети: У слов разные буквы в середине слова. В слове кот буква «о», слове кит «и».

Воспитатель: Правильно. Слова «сын и сон» чем отличаюся?

Дети: У слов разные буквы в середине слова. В слове сын буква «ы», слове сон «о».

Воспитатель: Молодцы! С этим заданием вы справились успешно и вернули оранжевый лепесток. Какого цвета возьмём следующий конверт?

Дети: жёлтый.

Воспитатель: Все верно. Вам нужно будет назвать «слова противоположности». Какое противоположное слово, к слову, встать?

Дети: Слово лечь.

Воспитатель: Правильно. Какое противоположное слово к слову белый?

Дети: Слово черный.

Воспитатель: Правильно. Какое противоположное слово к слову лето?

Дети: Слово зима.

Воспитатель: Молодцы. Какое противоположное слово к слову холодно?

Дети: Слово жарко.

 Воспитатель: Правильно. Какое противоположное слово к слову весело?

 Дети: Слово грустно.

 Воспитатель: Молодцы. Какое противоположное слово к слову день?

 Дети: Слово ночь.

Воспитатель: Молодцы. С этим заданием вы справились успешно и вернули желтый лепесток. Какого цвета возьмём следующий конверт?

Дети: зеленый 

Воспитатель: Правильно. Приглашает вас размяться

Физминутка «Цветок»

Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок.

Дети поднимают и опускают руки.

Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.

Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.

Утром солнышко встречай.

Вращение головой.

Стебель наклони слегка —
Вот зарядка для цветка.

Наклоны.

А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.»

Встряхивания кистями рук. Делаем 2-3 раза


Воспитатель: Молодцы ребята, садимся на свои места. Какого цвета возьмём следующий конверт?

Дети: голубой

Воспитатель: правильно. Голубой конверт самый хитрый, он приготовил для вас игру, которая называется «Один-много.

Один снежок – много снежков,

один снеговик – много снеговиков,

одна снежинка –много снежинок,

одни коньки –много коньков,

одна шапка- много шапок,

одна шуба- много шуб,

одна сосулька- много сосулек.

 Воспитатель: Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием. Какого цвета возьмём следующий конверт?

 Дети: синий

Воспитатель: правильно. Ребята приглашаю вас поиграть в игру.

      Игра «Многозначные слова ».

Воспитатель: Как вы думаете, что такое КОСА?

Дети: Коса это  прическа, и рабочий инструмент.

Воспитатель:Правильно, это и прическа, и рабочий инструмент. Получается, что слово одно, а значений у него несколько. Такие слова называются многозначными. Таких слов много. Попробуйте объяснить значения слова КЛЮ Ч.

Дети: Ключ это инструмент, предназначенный для открытия замко́в и

Ключ это родник.

Воспитатель: Правильно. Попробуйте объяснить значения слова ЛИСТОК.

Дети: Лист который растет на дереве и лист бумаги.

Воспитатель: Правильно. Как называются слова у которых несколько значений?

Дети: слова у которых несколько значений называют многозначными.

Воспитатель: Молодцы ребята. Какого цвета возьмём следующий конверт?

Дети: фиолетовый

Воспитатель: Правильно. Вам нужно будет дополнить предложение подходящим по смыслу словом.

Игра «Доскажи словечко».

Воспитатель: Нам нужно подобрать подходящие слова.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю ….

Дети: снег

Воспитатель: Правильно.

С неба все скользят пушинки –

Серебристые…. 

Дети: снежинки

Воспитатель: Правильно. На поля и на лужок

Все снижается ….

Дети: снежок

Воспитатель: Правильно. Вот веселье для ребят –

Все сильнее …

Дети: снегопад.

Воспитатель: Молодцы. Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в ….

 Дети: снежки

Воспитатель: Молодцы. Словно в белый пуховик

Нарядился…

Дети: снеговик.

Воспитатель: Правильно. Рядом снежная фигурка –

Это девочка 

Дети: снегурка.

Воспитатель: Правильно. На снегу – то посмотри?-

С красной грудкой… 

Дети: снегири.

Воспитатель: Правильно. Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил 

Дети: снег.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, посмотрите мы выполнили все задания и освободили цветик-семицветик.

Воспитатель: посмотрите, что вы видите?

Дети: цветик-семицветик.

Воспитатель: Ребята, а кому мы сегодня помогали?

Дети: Мы помогали цветику-семицветику.

Воспитатель: какое задание вам больше всего понравилось?

Дети: отвечают

Воспитатель: Какое задание у вам показалось сложным?

Дети: отвечают

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Говорим нашим гостям до свиданья.

                                     

Литература:

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2018.

2. С. Я Маршак. Стихи, загадки, сказки

3.Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ: практ. пособие/И.Е. Аверина. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2015

4. Петрова В. И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. -М.: Мозаика-Синтез,2006-2010.

7. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

8.  О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду в старшей группе детского сада» М. «Мозаика-синтез» 2018г.

9. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением в детском саду в старшей группе детского сада» М. «Мозаика-синтез» 2018г.

10.  Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк.образования / [О. В. Бурляева и др.]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2016 –104 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи и обучение грамоте». Игровая образовательная ситуация на тему: «Лексические игры и упражнения»

в данную огровую образовательную ситуацию я включила проблемную ситуацию, которая понятна и доступна для детей старшего дошкольного возраста.  Для  включения детей в работу использовала мощн...

Конспект НОД Речевое развитие"Лексические игры и упражнения. В гостях у Смешариков" подготовительная группа

Образовательная область «Речевое развитие»Тема занятия «Лексические игры и упражнения».Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. Задачи:1....

Лексические игры и упражнения на тему «Зима»

НОД по развитию речи  на тему "Зима" с использованием лексических игр и упражнений....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Смешариков" (лексические игры и упражнения)

Конспект занятия Образовательная область «Речевое развитие»Возрастная группа подготовительнаяТема занятия «Путешествие в страну Смешариков» (лексические игры и упражнения).Цель...

Конспект НОД по развитию речи на тему: "Лексические игры и упражнения"

Конспект НОД по развитию речи на тему: "Лексические игры и упражнения"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Лексические игры и упражнения. Игра по станциям».

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Лексические игры и упражнения. И...