Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе Тема: «Береза».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Макарова Наталья Геннадьевна

Конспект  непосредственной образовательной деятельности по развитию речи   в старшей группе

Тема: «Береза».

Цель: Создать условия для разучивания стихотворения по опорным схемам (мнемотаблицам).

Задачи:

Образовательные:

-формировать представление о деревьях, их строении на основе знакомства с березой;

-закреплять технические приёмы рисования, закреплять навыки аккуратной колллективной работы;

-совершенствовать умение детей пользоваться красками.

-учить детей  запоминать по опорных схемам.

Развивающие:

-развивать внимание, мышление, память;

-формировать интерес к русской природе, к символаим России.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к русской природе, бережное отношение к ней;

- воспитывать инициативу, самостоятельность;

-расширять представление о самом почитаемом дереве в России – березе, ее значении в жизни человека.

Предварительная работа: Рассматривание наглядного пособия и иллюстраций на тему «Деревья», беседа о символах России, наблюдения за деревьями во время прогулок, чтение стихов о берёзе. Разучивание стихотворения С.Есенина: «Белая береза».

Материалы: аудиозапись (шум леса), телевизор, картинки, мнемотаблица стихотворения А.А. Прокофьева «Люблю березу русскую», портрет поэта, листы А5 (по количеству детей), заготовка-рисунок  березы на А3, гуашь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod-bereza-_mnemotablitsastarsh.gr_.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №1387» Управления делами Президента Российской Федерации

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи

На тему: «Береза»  для детей старшего дошкольного возраста

Разработала:  воспитатель

1 квалификационной категории -

Бакланова Наталья Геннадьевна

Г. Москва, 2023г.

Конспект  непосредственной образовательной деятельности по развитию речи   в старшей группе

Тема: «Береза».

Цель: Создать условия для разучивания стихотворения по опорным схемам (мнемотаблицам).

Задачи:

Образовательные:

-формировать представление о деревьях, их строении на основе знакомства с березой;

-закреплять технические приёмы рисования, закреплять навыки аккуратной колллективной работы;

-совершенствовать умение детей пользоваться красками.

-учить детей  запоминать по опорных схемам.

Развивающие:

-развивать внимание, мышление, память;

-формировать интерес к русской природе, к символаим России.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к русской природе, бережное отношение к ней;

- воспитывать инициативу, самостоятельность;

-расширять представление о самом почитаемом дереве в России – березе, ее значении в жизни человека.

Предварительная работа: Рассматривание наглядного пособия и иллюстраций на тему «Деревья», беседа о символах России, наблюдения за деревьями во время прогулок, чтение стихов о берёзе. Разучивание стихотворения С.Есенина: «Белая береза».

Материалы: аудиозапись (шум леса), телевизор, картинки, мнемотаблица стихотворения А.А. Прокофьева «Люблю березу русскую», портрет поэта, листы А5 (по количеству детей), заготовка-рисунок  березы на А3, гуашь.

Ход НОД.

1.Организационный момент

Приветствие:

Встанем рядышком, по кругу.

Скажем  "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Здравствуй, Солнце.

Здравствуй, небо.

Здравствуй вся наша Земля.

Мы приветствуем тебя.

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Звучит аудиозапись шума леса.

В: Ребята,  где же мы с вами оказались?

Д е т и: Мы в лесу!

В: Правильно!

2.Основная часть.

В:  А какие деревья растут в нашем лесу?

И сегодня мы разучим стихотворение об одном дереве, но а о каком вы  узнаете, когда отгадаете загаку. Слушайте внимательно.

Ребенок загадывает загадку.

Стоит Аленка в зеленом платке.

Свесив сережки.

У нее тонкий стан, белый сарафан.

(Береза).

Да мы поговорим о березе.

В: В нашей стране к этому дереву особое отношение. Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Березу очень любят в России и называют «русской красавицей». Нашу Родину издавна называли березовым краем.

- Как вы думаете почему?

Дети: Потому что береза растет по всей России. И на лугу растет, и в поле, и в лесу, и возле дома.

В центре групповой комнаты выставляется искусственное деревце березки.

В: Давайте подойдем к березе. (шагаем на месте, в кругу, проговаривая четко слова)

«Мы по лесу шли, шли — через мостик …. перешли.

К березе …. подошли

Вокруг березы …. обошли

За березу. зашли

Из - за березы …. Вышли.

В: А чем отличается береза от других деревьев? (береза отличается от др. деревьев белым стволом)

В:  Береза — это единственное дерево с белой корой.

С кем можно сравнить белоствольную красавицу березу?

Дети: С девушкой, с невестой, у которой тонкая, гибкая талия.

В:А сейчас я хочу с вами поиграть в игру: «Подбери слово»

Вы мне скажите, как можно березку назвать красивыми словами:

(высокая, стройная, белоствольная, кудрявая, ветвистая, русская, раскидистая, любимая, красивая, нежная).

Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Березка ими дышит)

- Они называются чечевички или отдушины.

- А давайте тоже как береза подышим:

Дыхательное упражнение: «Ветерок».

Я ветер сильный, я лечу куда хочу

Хочу налево посвищу, листочки я пошевелю.

Могу подуть направо.

Могу и вверх. и в облака

Ну, а пока я тучи разгоню руками.

В: Ребята. Березу люди ценят не только за ее красоту, но и за то, что она служит доброй помощницей для людей.

- Чем помогает береза людям?

Дети: Береза дает березовый сок.

В жару дает прохладу, а в холод согреет.

Береза может лечить людей.

В:  Давайте рассмотрим  чем же береза лечит людей (картинки на телевизоре).

Что это? Это почки березы. Почки какие? (березовые)

Из березовых почек заваривают чай и пьют его при простуде.

А какая русская баня без веника. Веник какой? (березовый)

Он выгоняет из тела всю хворь.

А березовый уголь используют при отравлениях.

Дети: Береза-наш лекарь, доктор.

Дети, а знаете, что делают из древесины?

Дети: Из древесины делают муз. инструменты, дома, посуду, мебель, дрова.

Посмотрите на экран. Вы правильно ответили.

Дети, как называется кора березы? (кора березы называется береста).

Дети садятся на стульчики.

Дети, садитесь на стульчики и послушайте меня. Многие поэты и писатели воспевали красоту русской березы. Многие поэты посвятили стихи березе. Помните, зимой мы с вами учили стихотворение с.Есенина «Белая береза». А зимой береза какая ? Зимняя. А весной какая береза? Весенняя . Поэт А.Прокофьев (показать портрет)  написал замечательное стихотворение, которое называется : «Люблю березку русскую». Давайте его с вами разучим.

Разучиваем стихотворение по мнемотаблице.

Александр Прокофьев

Люблю берёзку русскую

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застёжками.

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками

Весною хороводится,

Целуется, как водится,

Идёт, где не горожено,

Поёт, где не положено,

Под ветром долу клонится

И гнётся, но не ломится!

В: Ребята, давайте немного отдохнем. Встаем возле своих стульчиков и повторяем за мной.

Физминутка: «Берёза».

Мы березку посадили (Выпрямиться)

Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)

И березка подросла, (Встать на носочки)

К солнцу ветки подняла (Руки вверх.)

А потом их наклонила, (Руки вниз, спина прямая.)

И ребят благодарила. (Поклоны головой.)

Заключительная часть.

Итог:

В: Ребята, давайте скажем, зимой березка зимняя, а весной какая? Дети: Весенняя.  Листья весной что делают - распускаются. Присаживайтесь, пожалуйста, за стол. Передвами  лист бумаги, сейчас мы с вами поиграем.

Игра «Шарик».

Лист бумаги мы сжимаем

И ладошки разжимаем

Мы стараемся, катаем,

Дружно в шарик  превращаем.

Не дадим ему скучать

Им и будем рисовать.

Давайте украсим нашу березку весенними молоденькими листочками.

(Заготовка Березки на А3. Дети  бумажными шариками  делают отпечатки  - листочки).

Наш шарик в листочек превращаем.

И в краску опускаем.

(Дети опускают шарики в краску и делают отмечатки – зеленые листочки).

В: Ребята, давайте будем березку любить, охранять. Реки, поля и леса сбережем.

Помнить о том, что природа наш дом. Березке очень понравилось, как вы говорили о ней и как много вы о ней знаете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей логопедической группе Лексическая тема: «Насекомые» Области: «Коммуникация, познание»

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить словарь по лексической теме насекомые.  Формировать  навык  составления  предложения с помощью  схем, объединяя их в небольшие р...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» В старшей логопедической группе для детей с ОНР Тема: «Что умеют наши руки»

Коррекционно- образовательные цели: Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования.Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с сущес...

План – конспект организации непосредственно образовательной деятельности развитие речи в старшей группе

Данный конспектпоможет вам научить детей различать инструменты и соотносить из названия с изображением, называть действия с ними, подбирать эпитеты по смыслу, а так же развивать умения изменять сущест...

Конспект непосредственно образовательной области «Развитие речи» в подготовительной группе на тему: "Необычайное путешествие по стране Мухи - Цокотухи"

Конспект непосредственно образовательной области «Развитие речи»   в подготовительной группе на тему: "Необычайное путешествие по стране Мухи - Цокотухи".Целью НОД явля...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей группе для детей с ТНР по лексической теме «Профессии. Швея»

Данный материал будет полезен как логопедам дошкольных учреждений, воспитателям групп для детей с ТНР, так и педагогам общеобразовательных учреждений. В конспект занятия включено чтение художественног...