Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе "Помощники Весны"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Выговская Вера Евгеньевна

Данный материал будет интересен воспитателям групп старшего дошкольного возраста для повторения материала по теме "Весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_vesna_st._gruppa.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

"Весну выручаем!"

Составила воспитатель

Выговская В. Е.

Цель: закрепление знаний о весне, сезонных изменениях в природе, развитие образного мышления и воображения.

Задачи:

  • Расширять и активизировать словарь детей по данной теме "Весна";
  • Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными);
  • Учить составлять сложные предложения, делить слова на слоги;
  • Формировать навык правильного употребления предлогов;
  • Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Оборудование: сундучок с заданиями, картинки с приметами весны, солнышко с лентами, простые и разрезные картинки с изображениями животных, предметная картина «Звери в лесу», коврик «Классики», мяч.

Ход занятия.

Дети полукругом стоят на коврике.

        Воспитатель: Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними и друг с другом:

Доброе утро солнце- мы тебе рады,
Все мы проснулись, вместе собрались.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.

Молодцы, присаживайтесь на стульчики.

        Воспитатель: Чтобы начать наше занятие, давайте подготовим наш язычок, сделаем с ним гимнастику:

        Раз - окошечко открыли.
Два мы дудочку купили.
Три - в улыбке наши губки.
На четыре - чистим зубки.

Пять – мы моем потолок.
Шесть – лошадка "скок да скок".
Семь – варенье очень любим.

Восемь – горку делать будем.
Девять – дружно мы болтаем.
Десять – ротик закрываем.

        Воспитатель: Молодцы! Теперь наш язычок будет хорошо работать!

        Сегодня по дороге в детский сад меня встретил Лесовичок и рассказал мне, что с Весной произошла неприятность: ее в лесу задержал сильный порывистый ветер, он не хочет, чтобы в город приходило весеннее тепло. Весна попросила Лесовичка обратиться к вам за помощью и передала волшебный сундучок с заданиями. Как вы думаете, мы сможем выручить Весну?  Давайте попробуем. А чтобы ветер отпустил Весну, нам нужно выполнить все задания из сундучка. Вы готовы помочь? (Да, готовы!)
        В начале нам с вами нужно вспомнить, после какого времени года наступает весна? Перед каким временем? 
(Весна наступает после зимы. Она бывает перед летом).

        А еще Лесовичок сказал, что Ветер перепутал звуки в названиях весенних месяцев и просит вас их назвать правильно: матр, вапель, мей (дети называют месяцы правильно).

        Итак, первое задание Лесовичка такое: нужно составить предложение по картинке и назвать примету весны. Каждое предложение должно начинаться со слова Весной… (Воспитатель предлагает детям картинки с изображением весенних явлений. Дети составляют предложения с опорой на картинки)

  • Весной небо высокое, голубое.
  • Весной облака легкие и пушистые.
  • Весной солнце светит ярче и становится теплее.
  • Весной птицы прилетают из теплых стран.
  • Весной перелетные птицы строят уютные гнезда.
  • Весной на крышах домов тают сосульки.
  • Весной снег стал таять и потекли ручьи.
  • Весной снег тает и появляются маленькие проталинки.
  • Весной на проталинах расцветают подснежники.
  • Весной на деревьях набухают почки и появляются зеленые листики.
  • Весной появляется молодая травка.

        Воспитатель: Молодцы, справились с первым заданием. Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лед, бегут ручьи? (Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать).
        Наступит ли Весна, если солнце не будет светить и пригревать? Почему?
А наше солнышко заколдовал ветер, все лучики у солнышка разметал, и оно стало грустным.

         Покажите, мне как солнышко грустит. А ведь оно главный помощник у весны. Ребята, что нужно сделать, чтобы солнышко стало веселым? Давайте придумаем красивые слова к солнышку.
Дидактическая игра "Подбери слово": на полу лежит круг, дети, говоря слово, вытаскивают ленточку-лучик: солнце (какое) - яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, блестящее, веселое, большое, желтое, доброе.

А чтобы солнышку стало еще радостнее, давайте и другие слова назовем ласково.

        Игра с мячом: «Назови ласково»: туча, ветер, трава, цветок, ветка, дождь, река, облако.
        Воспитатель:
 Вот мы выполнили и второе задание Весны и Лесовичка.

         Ребята, а что происходит с животными весной? (Весной они меняют шерсть, просыпается медведь и ежик. Появляются детеныши). Подойдите к столам на них лежат разрезные картинки с изображением животных. Вам нужно собрать картинку и назвать животного. Давайте разделимся на пары и приступим к выполнению задания. Но помните, что работать надо сообща, не перебивая друг друга и не выхватывая картинки друг у друга. (Работа в парах).

        Ребята, посмотрите- на весенней полянке собрались животные (На доске картинка). Вы должны найти своего животного и сказать где оно находится. Не забудьте правильно употреблять маленькие слова-предлоги. (Дети договариваются кто будет отвечать).( Белка сидит на ветке. Лиса спряталась за дерево. Волк сидит под деревом. Ежик сидит в норе. Заяц сидит на тропинке). А еще Лесовичок просит посчитать животных. Подойдите к нашему коврику с классиками- на цифрах лежат картинки животных. Вам надо назвать, сколько животных получится. А еще Лесовичок хочет узнать, знаете ли вы, как называются детеныши животных: я вам буду кидать мячик и называть взрослое животное, а вы возвращаете мячик мне и называете его детеныша.

        Молодцы, справились с еще одним заданием. А теперь я предлагаю вам отдохнуть.

Динамическая пауза "Весна"

Солнышко-солнышко, золотое донышко (руки поднимаем вверх)
Побежал в саду ручей
 (сложить ладони рук вместе перед грудью и продвигать их вперед по ломаной линии)

Прилетело сто грачей (имитируем движения руками - как крылья у птиц)
А сугробы тают, тают 
(медленно приседаем)
А цветочки вырастают. 
(поднимаемся)

        Ну вот, немного отдохнули, занимайте свои места.

        Воспитатель: Ребята, а вот следующее задание. Нужно найти ошибки в тексте,  исправить их  и сказать правильно.
         Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш свисают сосульки - начался листопад (капель). День становится все короче (длиннее), а ночи длиннее (короче). Возвращаются зимующие (перелетные) птицы. Люди позаботились о грачах (скворцах) - сколотили скворечники. Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки, пчелы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы - колокольчики (подснежники). 
(С. Чешева)

         Следующее задание. Нам нужно закончить предложение, используя только одно слово "Весна".

  • Пришла …
  • Мы ждали …
  • Мы рады …
  • Мы встречали …
  • Мы будем гулять …
  • Мы поем песни о …

        Молодцы, вы справились с этим заданием. Последнее задание, самое важное:
"Загадки отгадайте, слоги посчитайте".

  • Висит за окошком кулек ледяной,
    он полон капели и пахнет весной. 
    (сосулька)

Воспитатель: Прохлопайте, слово по слогам. Посчитайте сколько слогов?

  • Ой, беда, беда, беда! Тает снег, бежит вода.
    Не наденешь валенки, здесь везде … 
    (проталинки)

- Что такое проталина? Прохлопайте, слово по слогам. Посчитайте сколько слогов?

  • Бегу, я как по лесенке, по камушкам звеня,
    издалека по песенке узнаете меня ... 
    (ручей)
  • - Произнесите слово ручей громко, тихо, весело, грустно.
  • На реках он весной бывает: Под солнцем лед темнеет, тает,
    Потом трещит, ломается и в льдинки превращается,
    А льдинки по реке плывут. Скажите, как его зовут!
     (ледоход)

- Что такое ледоход? (Солнце припекает, на льдинах появляются трещины, льдины ломаются, и начинается ледоход - движение льда по реке). А их каких двух слов составлено слово ледоход?

  • Синяя сосулька плачет, но от солнца нос не прячет.
    И везде под птичью трель" кап-кап-кап" звенит …. 
    (капель)

        Воспитатель: Что такое капель? (Капельки воды, которые образуются когда капает вода с сосулек). Прохлопайте по слогам. Сколько слогов в слове?
        Давайте посмотрим в сундучок- там пусто. Что это значит? Понравилось вам помогать Лесовичку?

        Чтобы Лесовичок узнал, как вы сегодня занимались, он приготовил для вас картинки. Если вам все понравилось на занятии- возьмите радостное солнышко; если что то не получилось- возьмите безразличное солнышко; а если ничего не понравилось- возьмите грустное солнышко.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи детей старшей логопедической группы по теме: "Развитие творческих способностей"

Данное занятие упражняет детей в постановке логического ударения; учит менять силу и темп голоса, упражняет в передаче образа и характера героев при помощи жестов, движений, речи; развивает творческую...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Ранняя весна».

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. «РАННЯЯ ВЕСНА».                   ЦЕЛИ.  Учить пересказывать литературный текст  ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Весна»

Занятие поможет закрепить полученные ранее в процессе наблюдений в природе признаки весны и активизировать слова в речи детей....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе тема: «Весна».

Занятие поможет закрепить представления о весне и ее приметах. Уточнить, расширить  словарь детей  по теме «Весна»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему «Весна»

составление рассказа с помощью пошаговой методики ТРИЗ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: Развитие слухового восприятия на неречевых звуках

Цели: 1. Различение неречевых звуков по силе, высоте, тембру. 2. Различение по тембру голосов людей.Оборудование: Музыкальные инструменты (большие и маленькие): 2 бубна,2 барабана: 2 колокол...

Конспект занятия с развития речи в подготовительной логопедической группе "Весна, весна на улице".

Конспект занятия с развития речи в подготовительной логопедической группе "Весна, весна на улице"....