Конспект занятия на тему: «Человек. Части тела и лица» для старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Суслова Анна Михайловна

Конспект занятия направлен на обогащение и активизацию лексико–грамматического строя речи по лексической теме: «Человек. Части тела и лица»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –    ДЕТСКИЙ САД № 27 «РОДНИЧОК»

detsadrodnichok633010 Россия, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Ленина 33 А т. (241) 2-25-56 ИНН 5445116506 КПП 544501001

Конспект занятия на тему:

«Человек. Части тела и лица»

 для старшего дошкольного возраста

 (5 – 6 лет)

C:\Users\Psiholog\Desktop\Анна Михайловна\233ca45016eadee9a9628c11d1ae0d8c.jpg

Подготовила и провела

 учитель – логопед: Суслова А.М.

Цель: обогащение и активизация лексико–грамматического строя речи по лексической теме: «Человек. Части тела и лица»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-уточнить представление детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела;

-практически усваивать словоизменение количественных числительных с существительными;

-упражнять в образовании мн.ч. существительных в Р.п. и словообразовании существительных путём применения уменьшительно-ласкательных суффиксов;

-развивать мышление и конструктивные способности детей;

воспитательные:

-прививать элементарные гигиенические знания по уходу за кожей лица и тела.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал: Макет человека с частями тела, изображения животных, карточки части тела.

Раздаточный материал: изображения человека, карандаши

Ход занятия:

Логопед предлагает вспомнить отрывок из произведения А.С. Пушкина и имитирует его: «Свет мой зеркальце, скажи

                               Да всю правду доложи

                              Я ль на свете всех милее

                              И румяней, и белее»

Логопед: Сейчас мы с вами будем изображать разные эмоции. Поднимите вверх брови, удивитесь. А сейчас нахмурьте брови, сморщите нос, изобразите Бабу Ягу. Какое у нее выражение лица? /злое, страшное/. А теперь изобразите добрую фею. Улыбнитесь. Какое у нее выражение лица? /доброе, радостное/. А какое выражение лица нравится вам? Какое настроение у вас чаще всего бывает? /ответы детей/. Ну тогда начинаем наше занятие, и пускай хорошее настроение будет сопровождать его.

Логопед: Ребята, у меня есть видео письмо. Кто его прислал, я не знаю. Тогда давайте посмотрим.
(Просмотр фильма)
Логопед: Ребята, это письмо пришло к нам от медвежонка Умки. Посмотрите, какой смешной медвежонок Умка. Он думает, что у человека две головы и есть хвост. А еще, наверное думает, что вместо ног лапы. Он не знает частей тела человека. Он хочет узнать все о человеке. Сможем ли мы ему рассказать о частях тела человека? (ответы детей)

Сообщение темы занятия: Итак сегодня мы будем говорить о частях тела человека.
Игра «Узнай по описанию» или «Какой, какие?». (Подбор подходящего по смыслу имени существительного к ряду имен прилагательных.)

Логопед: Я хочу загадать вам загадки про части тела, а вы узнайте их по описанию и отгадайте:

Красивые, серые, зеленые, карие, голубые, большие (что?). (Глаза.)
Густые, длинные, светлые, темные, короткие, блестящие, вьющиеся, пышные. (Волосы.)
Большой, конопатый, орлиный, маленький, горбатый, курносый (Нос.)
Пухлые, розовые, узкие, большие. (Губы).

Игра «Большой – маленький - огромный».
Логопед: Дети, Умка со своей мамой любит играть в игру «Большой – маленький - огромный». Хотите тоже поиграть в такую игру? (2 карточки: Гномик и великан)
Нос – носик – носище
Глаз – глазик – глазище
Рот – ротик – ротище
Ухо – ушко – ушище
Нога – ножка – ножище
Живот – животик – животище
Палец – пальчик – пальчище
Коленка – коленочка – коленище
Локоть – локоток – локотище
Зуб – зубик – зубище
Голова – головка – головище

Игра с мячом «Что умеют делать части нашего тела?».
Логопед: Каждая часть нашего тела очень нужная, просто необходимая.
Каждая часть выполняет свою работу, делает свое дело.
Что умеют делать наши ноги? (Ноги умеют стоять, бегать, прыгать,
топать...)
Что умеют делать наши руки? (Руки умеют брать, держать, кидать,
хватать, рисовать, лепить...)
Что умеют делать наши глаза? (Глаза умеют смотреть, моргать,
видеть)
Что умеют делать наши уши? (Уши умеют слушать,
прислушиваться...)
Что умеет делать наш нос? (Нос умеет дышать, нюхать,
принюхиваться)

Что умеет делать наш рот? (Рот умеет говорить, есть, жевать ...)

Логопед: Все части тела нам нужны, все части тела для нас важны.
Логопед:
 А сейчас я приглашаю вас на чашечку чая.

Дыхательная гимнастика «Подуй на горячий чай».

Можно ли пить горячий чай, а что нужно сделать, чтобы он остыл? (Выпрямили спину, взяли в руки чашки. Вдохнули носом, выдох ртом. Щеки не надуваем.)

Дидактическая игра «Сравни части тела».

Логопед. Давайте сравним и назовём части тела животных и человека. Я показываю часть тела у животного, а вы называете часть тела человека:

У медведя лапы – у человека … ноги

У волка пасть – у человека …рот

У кошки шерсть – у человека…волосы

У зайца уши – у человека …уши

У моржей бивни – у человека …зубы

У слона хобот – у человека …нос

У собаки морда – у человека … лицо

У свиньи брюхо – у человека …живот

У тигра когти - у человека …ногти

У орла крылья – у человека … руки.

У мышки хвост –

Логопед. Замечательно! Вы очень хорошо выполнили мое задание! Предлагаю немножечко отдохнуть.

Игра «Право – лево». (Развитие координации, тактильной чувствительности, умение различать правую и левую руку, ногу).

Логопед предлагает выполнить следующие действия:

Поднимите вверх правую руку.

Поднимите вверх левую руку.

Дотроньтесь правой рукой до носа.

Дотроньтесь левой рукой до носа.

Покажите правой рукой правое ухо.

Покажите левой рукой левое ухо.

Покажите левой рукой правое ухо и т.д.

Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательными. Садитесь на свои места.

 «Посчитай до пяти» (Упражнение на согласование количественных прилагательных с существительными (зуб, локоть, ладонь, палец, макушка, колено…).

Логопед показывает предметную картинку с изображениями части тела (голова, рука, нога, нос, глаз, ухо, живот, палец, плечо и т.д.) и цифру. Дети  считают, согласовывая слова в словосочетаниях.

Один локоть, два локтя, … пять локтей.

Одна рука, две руки, …пять рук.

Логопед. Вы хорошо выполнили мое задание! Никто не ошибался.

- Ребята, скажите, пожалуйста, чего у человека по 2? (По 2 органа?) (Ответы детей).

Игровое упражнение с мячом «1- много». (Задавая вопрос, логопед бросает мяч одному из детей, отвечая на вопрос,
ребенок возвращает мяч логопеду)
Нос-… волосы,

волос- ..              палец-..                  лоб-..                  ухо-..          

Глаз-…               язык-…                  локоть-…          плечо-…       колено-…

Рот- …                бровь-..                  ноготь-…           пятка- …

А теперь я хочу проверить, хорошо ли вы запомнили части тела.

Упражнение «Что лишнее?»

Слушайте меня внимательно. Бедро, ступня, ботинок, нога. Что лишнее?

1-й ребенок. Лишний ботинок, потому что это обувь. А ладошка, ступня, голова части тела.

Голова, шапка, щека, шея. Что лишнее?

2-й ребенок. Лишняя шапка, потому что это головной убор. А голова, щека, шея это части тела.

Перчатки, пальцы, запястье, ладонь.

3-й ребенок. Лишние перчатки, потому что это не часть тела.

Глаза, нос, рот, очки.

4-й ребенок. Лишние очки, потому что это не часть тела.

Дидактическая игра «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть

чистым и опрятным»

На столе разложены различные предметы: зубная щетка, мыло, утюг, мочалка и т.д. Дети выбирают любой предмет и составляют предложения.

Например: Расческа нужна человеку, чтобы причесывать волосы.

А сейчас поиграем с пальчиками, приготовим их к следующему заданию.

Пальчиковая гимнастика

Правой рукой массируем пальчики левой руки, приговаривая. Затем левой рукой массируем пальчики правой руки.

«Пальчик с краешку большой,

Самый толстый и смешной.

Это — указательный,

Строгий и внимательный.

Это пальчик средний,

Не первый, не последний.

Это — безымянный,

Неуклюжий и забавный.

Ну, а это наш мизинчик.

Он у всех у нас любимчик.

Логопед: А сейчас, чтобы Умка ничего не забыл, мы с вами обведем контур фигуры человека и дорисуем недостающие части и отправим ему в письме. Будьте внимательны. Смотрите друг на друга и вспоминайте.
Итог занятия.
Посмотрите, какие красивые люди у нас получились. Мы сегодня поговорили о частях тела человека, поиграли в разные игры и убедились, что все части человеку очень нужны, все для него важны.
Занятие окончено. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по теме "Человек. Части тела"

Конспект для старшей группы с диагнозом ОНР II-III уровня, состоит из 9 этапов, способствует расширению и пополнению активного и пассивного словарного запаса, развитию связной речи....

конспект занятия на тему "Человек. Части тела и лица"

фронтальное занятие для детей с ОНР 3 уровня в старшей логопедической группе....

Конспект логопедического занятия на тему "Человек. Части тела"

Конспект логопедического занятия в средней группе.Тема:«Человек. Части тела»Цель: уточнять, расширять, обогащать словарь по теме.Задачи:Развивать артикуляционную моторику, дыхательную функ...

Конспект занятия по теме: «Личная гигиена - залог здоровья» для детей старшего дошкольного возраста

laquo;Личная гигиена - залог здоровья» для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия на тему «Человек. Части тела.».

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на закрепление знаний о человеке, частях его тела . Предлагаемые задания помогут закрепить и расширить представление о частях тел...

Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями логопедической группы по теме: " Человек. Части тела и лица"

В работе логопедической группе дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется осуществлению тесной взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей. Работа воспитателя с детьми с тяжелым...