Беседа на морально-этическую тему "Будь вежлив"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Чобанян Ксения Алексеевна

Беседа на морально-этическую тему "Будь вежлив"

Цель: совершенствование знаний детей о правилах поведения в обществе и необходимости их соблюдения.

Задачи:
Образовательные:
- Продолжать формировать у детей представление о вежливом обращении к окружающим людям;
- Формировать умение детей употреблять различные словесные формы вежливости.
Развивающие:
- Развивать навыки разговорной речи; 
- Развивать навыки пользоваться в ответах на вопросы разными типами предложений.
Воспитательные:
- Воспитывать желание быть вежливым; 
- Побуждать детей к нравственным поступкам;
- Вызывать желание совершать положительные и осуждать отрицательные поступки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа на морально-этическую тему «Будь вежливым»
в подготовительной группе

Цель: совершенствование знаний детей о правилах поведения в обществе и необходимости их соблюдения.

Задачи:

  • Образовательные:

- Продолжать формировать у детей представление о вежливом обращении к окружающим людям;

- Формировать умение  детей употреблять различные словесные формы вежливости.

  • Развивающие:

- Развивать навыки разговорной речи;

- Развивать навыки пользоваться в ответах на вопросы разными типами предложений.

  • Воспитательные:

- Воспитывать желание быть вежливым;

-  Побуждать детей к нравственным поступкам;

- Вызывать желание совершать положительные и осуждать отрицательные поступки.

Оборудование: смарт доска,  рассказ В. Осеевой “ Печенье”.

Предварительная работа: беседы: «Всё начинается со слова - здравствуй», «Всегда будь вежлив», «Наши добрые дела», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Вежливость в разговоре»; Чтение: О. Дриз «Добрые слова», В. Осеева «Волшебное слово», С. Маршак «Урок вежливости», А. Кондратьев «Добрый день», Г. Сапгир «Самые слова»; Дидактические игры и упражнения «Вежливый ручеек», «У меня зазвонил телефон», «Кто кому уступит место»; Рассматривание картин, иллюстраций.

Методы и приемы: наглядные, словесные, практические.

Ход беседы:

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости пришел кот Леопольд, чтобы провести с вами беседу о вежливости.

Всем детям и взрослым хочется, чтобы друзья, соседи, и даже
прохожие всегда относились в ним внимательно, любили и
уважали их. Дело в том, что только к вежливому, воспитанному человеку окружающие относятся по-доброму, Только вежливого человека любят и уважают. А что такое вежливость? (Ответы детей.) Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Чтобы быть вежливыми, вы должны как можно чаще пользоваться вежливыми словами. Какие вежливые слова вы знаете? (Ответы детей.)

Итак, при встрече мы говорим слово «здравствуйте». Это очень старое слово. И связано оно со словом «здоровье».

«Здравствуйте» - означает, что мы желаем человеку здоровья, чтобы он был крепким и сильным.

- Здравствуйте!

То есть, будьте в хорошем здравье,

Это главное в жизни;

Я вам главного,

Лучшего в жизни желаю-

Здравствуйте!

(В. Солоухин)

А в каких случаях нужно говорить «Спасибо»? (Ответы детей.) Вспомните случай, когда вам приходится кого-то благодарить. (Ответы детей.) А если вы совершили поступок, о котором сожалеете, какое «волшебное» слово вы скажете? (Простите, извините.) Вспомните случай, когда вам приходилось просить прощение.

От вежливых слов становится теплее, радостнее, светлее на душе. В вежливом слове заключается великая сила, она может совершить чудо, поэтому такие слова называют «волшебными».

А сейчас я проверю, знаете ли вы «волшебные» слова? Я буду читать начало стихотворения, а вы должны назвать последнее слово:

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: (Привет!)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ежик, (здравствуй!)

К осьминожьке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: (До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик,

Поругались бы они,

Но сказал он: (Извини!)

Чудно пел среди ветвей

Голосистый соловей,

И ему на всю дубраву

Воробьи кричали: (Браво!)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: (Спасибо!)

    Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: (Будь здорова!)

(О.Емельянова)

Молодцы, ребята, вы знаете много вежливых слов!

Давайте немного разомнемся, вставайте на физкультминутку:
        Я улыбаюсь солнышку: (подъем рук через стороны вверх)

«Здравствуй, солнце золотое»

Я улыбаюсь цветочкам- (наклоны туловища вперед, руки на поясе)

Пусть они цветут!

Я улыбаюсь дождю - (наклоны влево - вправо, руки вверху)

«Лейся, дождик, как из ведра»

Друзьям улыбаюсь - (прыжки на месте с хлопками в ладоши)

Желаю им добра.

А теперь, ребята, послушайте рассказ В. Осеевой «Печенье» и ответьте на вопросы, который приготовил для вас кот Леопольд.

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

Дели по одному, — строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

— Ровно… Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба…

Вопросы:

-Вам понравилось, как поступили Миша и Вова?

-Можно ли назвать вежливыми мальчиков, которые помнят только о себе?

-А что почувствовала бабушка, когда Миша сказал ей: “Налей нам чаю!” ?

-Почему бабушка и мама молчали за столом?

-Что они чувствовали, когда мальчики ели печенье?

-Что почувствовали мальчики, когда увидели, что бабушка жует хлеб? Поняли ли они свою ошибку?

А как бы вы поступили на месте Мишы и Вовы? Знаете ли вы таких людей, как Миша и Вова?

Значит, почему нужно вести себя вежливо и уважать других людей?

Не только слова должны быть вежливыми и добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не пришлось краснеть или нам, или родителям нашим, или друзьям.

Предлагаю вам проверить, умеете ли вы отличать плохие поступки от хороших.

Словесная игра «Согласны - не согласны» 

Если вы согласны с тем, что я скажу, хлопайте в ладоши. Если не согласны - не хлопайте.

Нечаянно толкнув друга, извинитесь.

Съев конфету, бросьте фантик.

Разбив чашку, честно расскажете об этом маме.

Когда взрослые разговаривают, вы, не извиняясь, их перебиваете.

У друга в гостях вы играли игрушками, и перед уходом их за собой убрали.

В гостях вы очень громко шумите и мешаете другим.

В автобусе вы уступите место бабушке или дедушке.

Ваш товарищ споткнулся, а вы засмеялись.

Угостите друга конфетами.

Встретив знакомого, поздоровайтесь.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Молодцы!

Вежливости нужно учиться с детства, ведь доброе слово всегда помогает в трудную минуту, развеет плохое настроение и превратит зло в добро. Кот Леопольд желает  вам быть вежливыми, чтобы вас все любили и уважали, а  родители вами всегда гордились.

Коту Леопольду пора уходить, давайте попрощаемся с ним, используя вежливые слова. (До свидания, до завтра, до встречи, до скорой встречи)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у старших дошкольников любви к малой Родине на основе приобщения к морально-этическим нормам православной культуры, посредством парциальной программы «Азбука духовности»

Тьюторская позиция   при реализации программы "Азбука духовности" позволяет выявить, интерес детей и сформировать у старших дошкольников любовь к малой Родине на основе приобщения к морально...

Составление сказок морально - этического типа с применением технологии ТРИЗ

Конспект НОД по развитию речи "Составление сказок морально- этического типа по технологии ТРИЗ" в подготовительной группе...

«Позитивная социализация ребёнка в ходе морально этических бесед»

Вызвать у детей интерес к собственной личности; дать детям представление о различных родственных отношениях в семье (я сын, внук, брат и т.п.); показать отличие конкретного человека от других людей (п...

Презентация алгоритма составления сказок морально-этического типа

В презентации представлены шаги алгоритма по составлению сказок морально-этического типа...

Морально - этическая беседа "Доброта - что солнце"

Морально - этичекая беседа с детьми старшего возроста "Доброта - что солнце"...

Соблюдение морально-этических норм при проведении внутренней оценки качества образования в ДОУ

При проведении внутренней оценки качества образования внутри ДОУ важно соблюдать правила для тех, кто ее проводит....

Картотека морально-этических бесед

Картотека морально-этических бесед...