Рабочая программа дополнительного образования «Веселый художник»
рабочая программа по рисованию (старшая группа)

Макарова Светлана Владимировна

В изобразительной деятельности ребёнок само выражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности. Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребёнку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_veselyy_hudozhnik.doc204 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 254 Тракторозаводского района Волгограда»

 

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующая МОУ Детским садом № 254

___________/Манина Н.А./

Приказ №  

от «  » сентября 2020 г.

                     

ПРИНЯТО:

На педагогическом совете

Протокол №

от «  » _________ 2020 г.

Рабочая программа

дополнительного образования

«Веселый художник»

Возраст детей: 5-6 лет

2020-2021 учебный год.

Воспитатель:

Макарова Светлана Владимировна

 

   

Волгоград 2020

СОДЕРЖАНИЕ:

  1.  Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка                                                3

            1.2.Цель программы                                                        3

            1.3.Задачи программы                                                3

            1.4.Основные принципы программы                                4

2.    Содержательный раздел.

            2.1.Календарно-тематическое планирование                           5

            2.2.Планируемые результаты к концу года                        11

            2.3. Особенности программного материала кружка.                12

                        2.4. Формы проведения итогов реализации рабочей

                               программы                                                                               16

3.    Организационный раздел.

            3.1. Основные этапы реализации                                                12

            3.2. Списочный состав группы                                             12

            3.3. Виды и техники нетрадиционного рисования                13

                          3.4. Основные применяемые технологии                                     13

            3.5. Режим работы кружка                                                15

            3.6. Литература                                                                         15

  1. Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка        

В изобразительной деятельности ребёнок само выражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности. Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребёнку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической практики и теории на современном этапе. Наиболее эффективное средство для всестороннего развития детей является для них самой интересной, она позволяет передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение, желание творить.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

Рисование является одним из лучших средств развития наблюдательности, памяти, мышления, воображения. Поэтому рекомендуется шире вводить рисование в процесс обучения и как самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство, прием обучения при изучении других предметов. Традиционная классификация методов обучения становиться узкой, не позволяющей решить все задачи, поэтому необходимо проводить нетрадиционные занятия, сочетание разных способов изображения предметов и явлений действительности, использование методов развивающего обучения.

Для развития творчества важно все, что значимо для ребёнка, что ему интересно, вызывает положительное отношение. Для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими художественного опыта.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности. Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Предполагаемая программа по изобразительной деятельности предусматривает: формирование у детей эстетического восприятия, обучение способам действия, развитие творчества. Все эти процессы между собой тесно связаны, их единству помогают методы и приемы, используемые в работе с детьми. Выбор методов и приемов определяется целями и задачами конкретного занятия, содержанием обучения. На занятиях главное внимание уделено формированию у детей нравственно - волевых качеств личности, эмоционально – образного восприятия изобразительного искусства, художественно – образного начала в рисунках.

Актуальность программы:

НОД в кружке позволяет развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

            1.2.Цель программы

Развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник изображения.

1.3.Задачи программы

Настоящая программа способствует решению следующих задач:

Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Задачи кружка:

  1.  Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
  2.  Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
  3. Создавать условия для освоения цветовой палитры.
  4. Создание условий для коммуникативной деятельности детей.
  5. Развитие связной речи.

6.Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.

7. Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.

8.Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

9. Развитие описательной, комментирующей функции речи. Научить обобщать и противопоставлять, рассуждать.

Данная программа предполагает варианты разрешения следующих проблем:

-приобщение детей к творчеству;

-знакомство детей с различными техниками рисования;

-знакомство детей с различными материалами.

                1.4.Основные принципы программы

При составлении данной программы учитывались основные принципы:

  • Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
  • Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
  • Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
  • Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
  • Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
  • Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
  • Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
  • Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями).

  2.    Содержательный раздел.

            2.1.Календарно-тематическое планирование  

             Перспективное планирование в подготовительной группе.

Октябрь.

1.

«Деревья смотрят на нас».

Рисунок тычком

Продемонстрировать фотографии с осенним пейзажем. Закреплять умение рисовать в технике монотипия. Формировать умение выполнять рисунок на пакете, выполнять оттиск при помощи альбомного листа, дорисовывать кончиком кисть ствол, ветви, прорисовывать отдельные детали. Развивать аккуратность, цветоведение.

Альбомный лист, пакет в размер листу, гуашь, кисть, непроливайка. Фотографии с осенним пейзажем.

2.

«Колючий ёж».

Гуашь, клей ПВА, деревянная палочка.

Рассказать и показать жизнь ежей. Формировать умение выполнять эскиз графическим карандашом, смешивать на палитре краску и клей ПВА-М, рисовать тело ежа, при помощи деревянной палочки процарапываем колючки, передавать характер животного. Развивать память, мелкую моторику.

Альбомный лист, клей ПВА_М, кисть для клея, деревянная палочка, гуашь. Детский фильм про ежей.

3.

«Каляка- маляка».

Абстрактное рисование.

Познакомить детей с одним из направлений в живописи --- абстракцией. Формировать умение видеть в абстрактном изображении образ животного, упражнять в прорисовывании контуров увиденного животного. Развивать зрительную память, ассоциативное мышление, фантазию.

Бумага с изображением фигур (перевёрнутая трапеция, волнистая линия, зауженный с одной стороны овал и т.д.), цветные карандаши или акварель.

4.

«Радостная осень».

Работа с акварелью. Смешивание красок.

Обобщать знания детей об осенних месяцах, о разных периодах осени, её характерных особенностях. Упражнять детей в рисовании разных деревьев, учить показывать передний и задний план, передавать радостную осень яркими красками. Учить приёму размывки. Развивать творческое мышление, чувство композиции. Стихотворение А Шевченко «Осень».

Акварельная бумага, Акварельные краски, кисти №8 и №3, непроливайка, салфетка тряпичная и влажная, графический карандаш. Фотографии с изображением золотой осени.

5.

«Восточный ковер».

Составление узора.

Формировать умение у детей составлять изображения при помощи геометрических фигур. Закреплять умение работать с цветом, учить соблюдать симметричность в составлении узора. Развивать чувство цвета и композиции.

Альбомный лист, гуашь, кисти, салфетки.

6.

«Подсолнух».

Аппликация + живопись.

Вспомнить с детьми цветы лета. Рассмотреть подсолнух. Рассказать о пользе данного растения. Формировать умение при помощи макарон и гречневой крупы изображать подсолнух, передавать форму, цвет, размер. Развивать память, аккуратность, моторику рук.

Клей ПВА, кисть №5, макароны, гречневая крупа, гуашь, салфетка, непроливайка.

7.

«Лист кленовый».

Витраж.

Продолжить знакомить детей с различными видами изобразительного искусства. Дать представление о витраже. Формировать умение изображать кленовый листочек, делить на сектора, каждый сектор расписывать цветом (через цвет передавать своё настроение), выделять контур кончиком кисти чёрным цветом. Развивать чувство ощущения пространства, цвета.

Альбомный лист, графический карандаш, акварель, кисть №3 и №1. Образцы с изображение витража.

Ноябрь.

1.

«Грустная осень».

Работа с акварелью. Продолжение.

Продолжить обобщать знания детей об осени, об изменениях в природе с приходом поздней осени. Формировать умение изображать хмурый, пасмурный, дождливый день, «голые» деревья.  Развивать чувство цвета и размера, видение плана. Учить при помощи цвета передавать настроение. Стихотворение В. Авдиенко «Осень».

Акварельные краски, гуашь, влажная и матерчатая салфетки, кисти, непроливайка.

2.

«Осень в нашем садике».

Смешанная техника.

Провести прогулку по территории детского сада и поговорить об изменениях. Продолжить формировать умение писать осенний пейзаж, подбирать цвет, смешивать и получать новые оттенки, при помощи кальки передавать туман.

Акварельная бумага, гелиевая ручка, калька по размеру акварельной бумаги, акварель, кисть №5.

3.

«Рыжий кот».

Гуашь.

Провести беседу с детьми о домашних животных, о кошках. Формировать умение рисовать портрет кошки, передавать настроение, смешивать две краски и получать оранжевый цвет. Развивать художественный вкус.

Гуашь, непроливайка, салфетка, палитра, кисти №3 и №5. Фотографии котов.

4.

«Последние листья».

Орнамент на кленовом листе.

Продолжить беседу с детьми об осени, об изменениях в природе. Формировать умение придумывать свой узор (орнамент) и изображать его на высушенном кленовом листе. Развивать глазомер, аккуратность.

Сухой кленовый лист, клей ПВА, салфетка, кисть для клея, непроливайка, кисти № 2 и № 5, гуашь, чёрный картон. Примеры различных узоров (орнаментов).

5.

«Такие разные зонтики».

Рисование узора на куполе.

Рассмотреть с детьми рисунки на зонте, провести беседу о значении зонта. Формировать умение рисовать зонт, украшать купол. Развивать фантазию, воображение.

Художественный инструмент по выбору ребёнка.   Несколько зонтов разных по цвету, размеру и с различными принтами.

6.

«Павлин».

Оттиск гусиным пером.

Познакомить детей с самыми красивыми птицами в природе. Формировать умение рисовать тело птицы, оттиском гусиного пера изображать хвост, смешивать краски и получать дополнительные оттенки. Развивать чувство цвета, композиции.

Гуашь, кисти №3 и №5, гусиное перо, непроливайка, салфетка. Слайды с изображением птиц.

7.

«Для мамы».

Открытка.

Организовать выставку фотографий с изображение мамы. Рассказать детям о празднике. Формировать умение рисовать открытку для мамы, используя различные материалы, по выбору ребёнка. Вызывать радость от творчества.

Художественный материал по выбору ребёнка. Фотовыставка.

Декабрь.

1.

«Зима пришла».

Оттиск. Рисование на пакете.

Формировать умение у детей передавать в рисунке творческий замысел, используя имеющиеся навыки, умения, опыт. Закреплять технику изображения гуашью, набры   згом. Развивать художественный вкус.

Альбомный лист, гуашь, кисти натуральные № 2, №5, № 8, целлофановый пакет, салфетка, непроливайка, мыло. Слайды зимнего пейзажа.

2.

«Снежинка».

Гуашь + макароны.

Продемонстрировать детям научный фильм «Как «рождается» снежинка». Формировать умение составлять снежинку из макарон, выполнять роспись. Развивать чувство композиции, цвета, фантазию, аккуратность.

Картон тёмного цвета, макароны, клей ПВА, гуашь, салфетка, кисть №3, непроливайка. Научный фильм для детей.

3.

«Забавный снеговик».

Ватные диски, гуашь.

Провести беседу с детьми о зимних забавах. Формировать умение изображать снеговика в движении при помощи ватных дисков, изображать зимний фон, смешивать краски. Развивать фантазию, цветовидение.

Ватные диски (круглый и овальный), плотная бумага, влажная салфетка, кисти №3, № 5 и № 10, гуашь, палитра, салфетка, непроливайка. Фотографии снеговиков.

4.

«Шаль для Матушки-зимы».

Рисование кружева. Клей ПВА + мелкая соль.

Рассказать детям о кружевоплетении, вологодских платках. Формировать умение рисовать кончиком кисти, передавать линией тонкость нитки; составлять узор при помощи волнистых и прямых линий, точек, капелек, завитков, узелков, сеточки. Развивать чувство ритма, глазомер, чувство композиции.

Тёмный картон (ватман), клей ПВА, кисть щетина №2, мелкая соль, гуашь белая и синяя, салфетка, непроливайка. Образцы узоров, пуховый платок.

5.

«Белая берёза…».

Пластилинография.

Прочитать детям стихотворение С. Есенина «Белая берёза…». Формировать умение у детей рисовать образ берёзы при помощи черного маркера и пластилина, прорисовывать дальний план. Развивать умение изображать на бумаги свои чувства цветом.

Ватман размера А4 зелёного цвета, маркер чёрный, гуашь, пластилин (белый и синий), кисть щетина. Иллюстрации к стихотворению.

6.

«Новогодняя ель».

Плоская кисть + круглый ластик.

Вспомнить с детьми о приближающемся празднике, о традициях празднования Нового года. Формировать умение изображать ель при помощи плоской кисти, передавать пушистые ветви, изображать украшения на ели, умение передавать свет и тень. Развивать художественный вкус. Чтение стихотворения Е. Трутневой «С Новым годом!».

Гуашь, альбомный лист, салфетка, плоская кисть синтетика, круглый ластик, непроливайка. Клип про новогоднюю ель.

7.

«Весёлый Дед Мороз».

Портрет. Рисование с натуры.

Пригласить на занятие Дед Мороза, предложить детям нарисовать портрет Дед Мороза, сделать подарок для него. Формировать умение через пятно рисовать лицо, доводить образ до завершения, передавать настроение (эмоцию). Развивать умение писать лицо человека, передавать эмоции.

Ватман размера А4, гуашь, влажная салфетка, вата, клей ПВА, салфетка, непроливайка. Дед Мороз, праздничная музыка.

Январь.

1.

«Два Мороза».

Цветные карандаши, свеча, акварель.

Прослушать сказку «Два Мороза». Формировать умение рисовать сказочных героев, располагая рисунок по всему листу; закрепить знание холодных и тёплых цветов. Развивать художественный вкус.

Альбомный лист, акварель, кисти натуральные 3-х размеров, свеча, цветные карандаши, салфетка, непроливайка. Ауди запись сказки.

2.

«Портрет Снежной королевы».

Гуашь + стразы на клеевой основе.

Вспомнить с детьми сказку «Снежная Королева», вспомнить о добре и зле. Продолжить формировать умение рисовать портрет от пятна, при помощи цвета и мимики передавать характер Снежной королевы, украшать при помощи страз головной убор королевы. Развивать умение соблюдать пропорции, умение украшать.

Альбомный лист, гуашь, влажная салфетка, стразы на клеевой основе, непроливайка, салфетка.

3.

«Умка».

«Тычок» сухой кистью.

Рассказать детям о животных крайнего севера, о белых медведях. Посмотреть мультфильм «Умка». Формировать умение изображать медведя «тычком» (пятном), дорисовывать характерные особенности медведя, закреплять умение смешивать краски. Развивать художественную память.

Альбомный лист, гуашь, кисть щетина, натуральная кисть №2 и №5, салфетка, непроливайка.

4.

«Зимушка - зима».

Рисование корректором.

Рассмотреть с детьми фотографии с морозными узорами на стекле, провести сравнение, на что похожи узоры. Формировать умение на тёмном фоне рисовать морозный узор при помощи корректора. Развивать воображение, фантазию.

Корректор, тёмная бумага для принтера, голубой карандаш, салфетка. Фотографии с морозными узорами.

5.

«Зимняя ночь в лесу».

Гризайль. Рисование одним цветом.

Продемонстрировать детям репродукции картин написанные одним цветом. Формировать умение изображать зимнюю природу одной краской, учить выполнять размывку цвета и получать разные оттенки. Развивать умение показывать свет и тень (пятном), чувство композиции.

Гуашь (чёрная или синяя, или сиреневая), непроливайка, кисть №5, салфетка. Репродукции на интерактивной доске.

6.

«Снегири на ветке».

Объёмное рисование.

Провести беседу с детьми о зимующих птицах. Формировать умение выполнять графическим карандашом набросок птицы, при помощи воды и бумажной салфетки передавать объём, выполнять роспись гуашью, изображать гроздь рябины при помощи пластилина. Развивать восприятие объёма.

Гуашь, бумажные белые салфетки, графический карандаш, салфетка, непроливайка, пластилин, кисти №3 и №5. Познавательный фильм о зимующих птицах.

Февраль.

1.

«Цыплёнок».

Гелиевая ручка.

Загадать загадки о цыплятах. Провести беседу с детьми о домашних птицы. Формировать умение выполнять наброски нескольких цыплят в разных позах, передавать перья короткими штрихами («пушистость»). Развивать чувство композиции, соблюдать пропорции; закреплять умение выполнять штриховку, доводить образ до логического конца.

Гелиевая ручка, белая бумага для принтера, графический карандаш, ластик.

2.

«Конь».

Дымковский промысел.

Продолжить знакомить детей с изделиями народных промыслов России. Продемонстрировать фильм о Дымковском промысле, углубить знания о Дымковской игрушке и её росписи. Развивать зрительную память.

Бумажная форма Дымковского коня, поролоновые круглые «тычки», гуашь, салфетка, непроливайка, тонкие кисти, Образцы росписи. Дымковские игрушки, свистульки, фигурки из глины.

3.

«Лев».

Цветные карандаши, стружка от карандашей, клей ПВА.

Прочитать детям стихотворение С. Я. Маршака «Львята». Посмотреть познавательный фильм о львах. Формировать умение изображать карандашом льва, гриву и кисть на хвосте при помощи клея и стружки, короткую шерсть показывать короткими штрихами. Развивать лёгкие, слитные движения при графическом изображении животного.

Акварельная бумага, цветные карандаши, клей ПВА, стружка от карандашей. Познавательный фильм о жизни львов.

4.

«Природа Африки».

Акварель + цветные карандаши.

Познакомит детей с Африканской природой, животными Африки. Продолжить формировать умение писать пейзаж, рисовать Африканскую саванну. Развивать чувство цвета.

Акварель, альбомный лист, кисти, влажная салфетка, непроливайка, цветные карандаши.

5.

«Морская черепаха».

Половинки грецких орехов.

Показать фильм детям о морских обитателях, о морских черепахах. Формировать умение передавать образ черепахи на картоне (в виде листка лотоса) при помощи выкладывания грецкой скорлупы, расписывать гуашью с мылом, дорисовывать образ. Развивать творческие способности, фантазию.

Картон, половинки скорлупы грецкого ореха, кисти №3 и №5, непроливайка, салфетка, чёрный и белый пластилин, гуашь.

6.

«23 февраля».

Открытка.

Рассказать и побеседовать с детьми о празднике --- Защитник Отечества. Формировать умение изготавливать праздничную открытку для папы (дедушки, брату, дяди). Развивать чувство радости при рисовании открытки; развивать воображение.

Художественный материал разный. Выбирают дети.

Март.

1.

«Букет для мамы. Незабудки и мимоза».

Открытка.

Ватная палочка.

Провести беседу о празднике 8 марта. Вызывать желание сделать поздравительную открытку для мамы. Формировать умение рисовать лукошко при помощи сухой кисти, цветы ватными палочками, дорисовка концом кисти. Развивать аккуратность, чувство композиции, цвета.

Бумага для открыток, гуашь, акварель, кисть щетина, натуральные кисти, ватные палочки, цветные ленты, клей ПВА, салфетка, непроливайка.

2.

«Верба распустилась».

Рисование углём с натуры.

Рассмотреть веточки вербы в вазе. Формировать умение передавать образ вербы при помощи художественного угля, «пушки» путём растирания, вазу -  цветными карандашами, почки - коричневым карандашом, соблюдая ритмичность. Развивать глазомер, чувство ритма и композиции.

Художественный уголь, влажная салфетка, цветные карандаши. Стеклянная ваза с веточками вербы.

3.

«Подснежник».

Цветные карандаши + акварель.

Рассмотреть подснежник на участке, на клумбе. Формировать умение ствол, листья рисовать цветными карандашами, лепестки подснежника рисовать пальчиком (оттиск). Развивать умение передавать строение цветка.

Гуашь белая и синяя, цветные карандаши, альбомный лист, влажная салфетка, непроливайка. Фотография с подснежниками.

4.

«Птичка Тари».

Сюжетное рисование.

Посмотреть с детьми мультфильм «Птичка Тари». Формировать умение у детей рисовать сюжет с главными героями мультфильма, передавать характер героя, его внешность. Развивать художественную память.

Гуашь, акварель, клей ПВА, цветная соль, кисть для клея, кисти натуральные, непроливайка, салфетка. Мультфильм.

5.

«Орхидея на окне».

Оттиск половиной яблока. Рисование с натуры.

Провести беседу с детьми о комнатных растениях. Рассмотреть орхидею. Формировать умение изображать цветы орхидея при помощи половинки яблока, рисовать овальный горшок, смешивать цвет на половине яблока, выполнять оттиск. Развивать умение передавать строение растения.

Гуашь, половина яблока, кисть №5, непроливайка, салфетка, бумага формата А3. Орхидея.

6.

«Петушок».

Пуантилизм.

Провести беседу с детьми о домашних птицах. Продолжить формировать умение рисовать эскиз птицы графическим карандашом. Заполнять эскиз цветом точечно, при помощи круглого ластика. Учить детей передавать характер птицы. Развивать чувство цвета, формы.

Круглый ластик, графический карандаш, гуашь, непроливайка, салфетка. Иллюстрации петуха.

Апрель.

1.

«Грачи прилетели…»

Гуашь + макароны.

Рассмотреть с детьми репродукцию картины Алексея Саврасова --- «Грачи прилетели». Формировать умение изображать весеннее небо, землю, весеннюю берёзовую рощу при помощи клея и длинных макарон (деревья), первые листочки, птиц. Развивать чувство композиции и цвета.

Длинные толстые макароны (4 шт.), гуашь, кисть №5, непроливайка, клей ПВА, салфетка, чёрная гелиевая ручка. Слайд с репродукцией. Музыкальное сопровождение.

2.

«Одуванчик».

 «Тычок».

На прогулке рассмотреть поляну с одуванчиками. Формировать умение строить композицию, рисовать одуванчики «тычком», лист одуванчика изображать оттиском. Закреплять умение строить композицию, передавать цветом характерные признаки природы и цветов.

Плотная бумага, влажная салфетка, кисть щетина, гуашь, палитра, лист одуванчика, непроливайка, натуральная кисть.

3.

«Чудо - писанки».

Декупаж на пенопластовом яйце.

Провести беседу о Светлом празднике Пасха, о традиции украшать яйца к празднику. Формировать умение украшать пенопластовое яйцо в технике декупаж. Развивать аккуратность, самостоятельность.

Пенопластовое яйцо, цветные бумажные салфетки, клей ПВА, салфетка, мягкая кисть.

4.

«Звёздное небо».

Гуашь набрызг, восковые мелки.

Провести беседу с детьми о космосе, первом космонавте. Формировать умение рисовать космические тела круглой формы при помощи восковых мелков, фон при помощи акварели, рисовать туманности при помощи «набрызга». Развивать аккуратность, моторику рук.

Лист бумаги тёмного цвета, акварель, восковые мелки, салфетка, гуашь, зубная щётка, кисти, непроливайка. Познавательный филь о космосе.

5.

«Жители других планет».

Рисование ластиком.

Продолжить беседу о космосе. Продемонстрировать отрывок из мультфильма «Тайна третий планеты» про планету Железяка, про роботов. Формировать умение рисовать робота при помощи ластика всеми его гранями, учить придумывать своего героя-робота, предавать космический пейзаж. Развивать воображение, фантазию.

Гуашь, ластик, цветная бумага для принтера, кисть, зубная щётка, салфетка, непроливайка.

6.

«Рисуем музыку».

По мокрому листу, акварель + пищевые красители.

Прослушать с детьми музыку медленную и быструю (весёлую и грустную). Формировать умение у детей передавать в рисунке эмоции, полученные от прослушивания грамзаписи; передавать характер музыки в рисунке. Закреплять навыки работы с акварелью. Развивать воображение, творческую фантазию.

Альбомный лист, акварель, кисти №8, №5, №2, салфетки.

Май.

1.

«Люблю грозу в начале мая…»

Акварель. Пейзаж грозового неба.

Рассмотреть и проанализировать репродукции картин художника Васильева «после грозы», «Мокрый луг». Прочитать стихотворение Ф. Тютчева «Весенняя гроза».  Формировать умение детей отражать в рисунке свои представления о стихийных явлениях природы (буря, ураган, гроза), учить передавать движение цветом (динамику картины), объяснить принцип асимметрии. Развивать чувство цвета, формы, композиции.

Акварельная бумага, восковые мелки, акварель, кисти № 8, № 5, щетина №10, непроливайка, салфетка, цветные карандаши, гелиевая ручка. Репродукции картин на слайдах.

2.

«С Днём победы!»

Восковые мелки + акварель. Аппликация кремля.

Провести беседу с детьми о празднике, прочитать стихи о победе, прослушать марш победы. Продолжить формировать умение выражать свои чувства цветом на бумаге; изображать праздничный салют на Красной площади. Развивать умение подбирать краски по цветовой гамме.

Акварель, восковые мелки, карандаши цветные, гуашь, салфетка, непроливайка, кисти разных размеров. Фотографии о войне, о победе.

3.

«Сирень в вазе».

Рисование с натуры поролоном.

Рассмотреть с детьми куст сирени. Формировать умение писать натюрморт с натуры при помощи небольшой губки, рисовать пятном; учит смешивать цвета на палитре, высветлять цвет, затемнять цвет. Развивать чувство композиции, цвета.

Гуашь, палитра, непроливайка, кисти, поролоновая губка, салфетка, влажная салфетка тряпичная. Композиция сирени в вазе и драпировка.

4.

«Морской пейзаж».

Гуашь + влажная салфетка + ватный диск.

Познакомить детей с жанром морского пейзажа, художником – маринистом --- И. Айвазовским.  Формировать умение рисовать море, предавать цвет воды (смешивая краски), движение воды, перспективу, пену волн; учить выполнять подмалёвку (солнце). При помощи половины ватного диска изображать парусник, дорисовывать мачты, реи, парусник в движении. Развивать чувство цвета и композиции.

Ватный диск, ножницы, гуашь, кисть №2 и №5, салфетка, непроливайка, палитра. Слайды с картинами И. Айвазовского, Клода Моне, Льва Лагорио.

5.

«Здравствуй лето!».

Рисование по замыслу.

Провести беседу с детьми о лете. Формировать умение передавать своё настроение через рисунок, самостоятельно выбирать художественный материал для рисования. Развивать смелость, старательность, усидчивость.

Альбомные листы, материал по выбору ребёнка.

6.

«Горная долина».

Многоплановый пейзаж.

Рассмотреть с детьми фотографии гор, долины, горной реки, природы. Формировать умение рисовать многоплановый пейзаж (3 слоя). Закреплять знания перспективы. При помощи цвета предавать настроение. Развивать художественный вкус.

Калька 2 листа, альбомный лист, графический карандаш, цветные карандаши, гуашь, скотч прозрачный, непроливайка, кисть, салфетка. Фотографии горной долины в тумане.

 2.2.Планируемые результаты к концу года

К концу учебного года ребёнок:

  • Уверен в действиях и ответах в течение НОД;
  • Активен в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
  • Уверенно использует способы нестандартного раскрашивания;
  • Умеет экспериментировать с изобразительными материалами;
  • Ожидает чёткие объяснения педагогом знакомого способа рисования;
  • Проявляет фантазию, художественное творчество;
  • Умеет передавать личное отношение к объекту изображения;
  • Завершает работы декором;
  • Умеет штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
  • Умеет наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
  • Умеет узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
  • Умеет правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
  • Умеет использовать трафареты и печати при работе;
  • Завершает работу декором;
  • Умеет убирать за собой рабочее место.

2.3. Особенности программного материала кружка.

            В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей, и последующим обучением. В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей, и последующим обучением. Методы обучения, используемые в образовательном процессе, соответствуют возрастным особенностям детей.

Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с детьми для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Знакомит детей с техническими приёмами и способам нетрадиционного рисования с использованием различных материалов.

Учит понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.

Учит понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.

             Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с детьми для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

             Знакомит детей с техническими приёмами и способам нетрадиционного рисования с использованием различных материалов.

  Побуждает детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.

  Поощряет и поддерживает детские творческие находки.

2.4.Формы проведения итогов реализации рабочей программы:

  • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в городских выставках и конкурсах в течение года.
  • Творческий отчет руководителя кружка.

Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей.

Дети к концу года имеют представления о видах изобразительного искусства, умеют создавать композицию рисунка, рисовать по памяти и с натуры, умеют вписывать изображение в лист,  смешивать краски и получать новые цвета и оттенки, передавать форму и пропорции предмета, знают способы наложения цветовых пятен (тушевкой, штриховкой, мазками), умеют подбирать и использовать в рисунке гармоничное сочетание цвета и их оттенков, имеют представления о различных народных промыслах, умеют составлять узоры по мотивам народной росписи на основе любой формы и размера, умеют выполнять элементы росписи, подбирать цветовую гамму, характерную для определённого промысла.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

3.    Организационный раздел.

            3.1. Основные этапы реализации

На 1 этапе – репродуктивном ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

На 2 этапе - конструктивном ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.

На 3 этапе - творческом дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.

Срок реализации: 1 год.

3.2.Списочный состав группы

            1. Абакумов Захар

            2. Голубинцева Кристина

            3. Ефименко Арина

            4. Бондарев Кирилл

            5. Кажиев Тимур

            6. Финогенов Максим

            7. Шестаков Матвей

            8.Маринин Олег

                        

                    3.3. Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приёмы. Дети старшего дошкольного возраста могут освоить следующие техники нетрадиционного рисования:

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребёнок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (от-печаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти).

Способ получения изображения: ребёнок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).

Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Тычок жёсткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Ниткография.

Средства выразительности: цвет, линия, фактура.

Материал: ворсистая нитка, лист бумаги, краски, кисти.

Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов.

Рисование по мокрому.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть.

Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение.

Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.

Мыльные пузыри.

Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.

Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги.

В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч.л. воду. Опустите в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу.

Оттиск смятой тканью.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая ткань.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую ткань к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и ткань.

Оттиск фруктами.

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: любые фрукты разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага.

Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской и наносит отпечаток на бумагу.

Пуантилизм (рисование тычком).

Средства выразительности: цвет, пятно.

Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.

Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. При необходимости изображение дорисовывается кистью.

                    3.4. Основные применяемые технологии:

- Здоровьесберегающие технологии.

- Личностно-ориентированная технология.

- Игровые технологии

- Технология исследовательской деятельности

- ИКТ

 3.5.Режим работы кружка        

Кружок будет проводиться 2 раза в неделю, будет включать в себя небольшую теоретическую часть с показом образца действий воспитателем, практическую часть (овладение детьми новой НТР или закрепление, или творческое применение освоенной НТР), упражнения для развития моторики, организация мини-выставок.

Понедельник и среда в 10.50.

Длительность каждой НОД для детей данного возраста – 20 мин.

  3.6.Литература        

 

1.  Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – 208 с.

2.      Художественно – эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи/ сост. Е.П. Климова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 77 с.

3.      Коллективное творчество дошкольников: Конспекты занятий/ Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 192 с.

4.      Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.

5.      Дик Н.Ф. Развивающие занятия художественно – эстетического цикла для дошкольников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 184 с.

6.      Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно – воспитательных комплексов (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная группы). – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая игра "Веселые художники"

Целью дидактической игры является: формирование грамматического строя речи у дошкольников....

Рабочая программа по дополнительному образованию "Веселый пластилин"

Программа по дополнительному образованию "Веселый пластилин"...

программа дополнительного образования "Веселый художник" - нетрадиционные техники рисования

Пояснительная запискаИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности...

Рабочая программа дополнительного образования "Веселая акварелька"

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творче...

Рабочая программа дополнительного образования "Веселые ладошки" для детей 2-3 лет

Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способносте...

Рабочая программа Шмидт С.С. по дополнительному образованию "Веселая математика" для детей 5-6 лет

Рабочая программа Шмидт С.С. по дополнительному образованию "Веселая математика" для детей 5-6 лет...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Веселая математика" для детей 6-7 лет Шмидт С.С.

Рабочая программа  по дополнительному образованию "Веселая математика" для детей 6-7 лет Шмидт С.С....