Сообщение "Формирование словаря, как метод развития речи в младшем дошкольном возрасте"
консультация по развитию речи (младшая группа)

ОРЕХОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

Овладение родным языком является важнейшим приобретением дошкольного детства. Речь не дается человеку от рождения, чтобы ребенок начал говорить необходимо время. На данном этапе дошкольного образования речевое развитие является одной из структурных единиц, представляющих направления развития и образования детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14

(дошкольное отделение «Ёлочка»)

Сообщение

«Формирование словаря,

как метод развития речи

в младшем дошкольном возрасте»

Воспитатель:

Орехова Екатерина Сергеевна.

Педагогический совет:

«Педагогическое мастерство

педагога дошкольного образования:

методические формы и приёмы

по развитию речи детей

раннего и дошкольного возраста»

28.02.2023г.

г.о. Электрогорск

2023 г.

Овладение родным языком является важнейшим приобретением дошкольного детства. Речь не дается человеку от рождения, чтобы ребенок начал говорить необходимо время. На данном этапе дошкольного образования речевое развитие является одной из структурных единиц, представляющих направления развития и образования детей.

Специально организованный воспитательно-образовательный процесс в детском саду обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка.

В ходе воспитательно-образовательного процесса осуществляется познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие. Речевое развитие при этом имеет очень важное значение, так как речь, являясь важнейшей психической функцией, связывает и организует остальные психические процессы, оказывает влияние на поведение и общее развитие ребенка. Полноценное общение и развитие личности обеспечивается богатой и хорошо развитой речью.

Одним из важных условий развития коммуникативных умений ребенка является обогащение его словарного запаса, так как богатый словарь есть признак высокого развития речи. В полноценном развитии ребенка, в том числе и речевом, в младшем дошкольном возрасте существенную роль играет общение. Общение оказывает огромное влияние на речевое развитие детей: пополняется и активизируется словарный запас, формируется грамматический строй речи, совершенствуется структура предложений. Функция общения является одной важнейших функций речи. Начиная с раннего возраста ребенок, общаясь со взрослыми, пользуется речью как средством коммуникации. Обогащение, уточнение и активизация словаря способствует формированию умения в процессе общения правильно и четко передавать свои мысли окружающим: использовать социально закрепленные значения слов для передачи сообщения, подбирать точные слова для выражения просьбы, сочувствия и других чувств, и переживаний. Все виды детской деятельности сопровождает речь, так как является ведущим средством. От умения пользоваться речью, её качества зависит успешность деятельности ребенка, его признание, авторитет и положение в группе сверстников.

Младший дошкольный возраст – это начальный период дошкольного детства. Он является важным период в развитии ребенка, так как в это время происходит переход малыша к новым отношениям с окружающими, как со взрослыми, так и сверстниками, существенно меняется содержание и характер деятельности ребёнка. Предпосылки для создания новой социальной ситуации развития обусловлены отделением ребенка от взрослого. В возрасте трех лет, ребенок начинает осознавать свое «Я». Происходит перестройка социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих его людей. Ребенок постигает нормы человеческих отношений, пытаясь уже ориентироваться на оценку взрослых, что в первую очередь определяется потребностью в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

Речь детей младшего дошкольного возраста претерпевает существенные изменения: значительно увеличивается словарный запас, высказывания становятся развернутыми, на основе этого, появляются элементарные виды суждений об окружающем. Ребенок способен делать самостоятельные суждения, высказывает свое мнение. Словарь младшего дошкольника включает в основном слова, обозначающие предметы обихода, игрушки, имена близких ему людей. С усвоением грамматического строя речи, в речи ребенка появляются сложные слова. В центре внимания ребенка он сам, его деятельность, отношения с близкими людьми, с мамой. Порядок слов нестандартен. Речь очень экспрессивна, динамична, энергична. Для речи трех-, четырехлетних детей характерна фразовая речь, состоящая из коротких простых предложений. В основе предложения лежит структурная схема, в соответствии с которой выражаются главные члены предложений, а также происходит распространение высказывания за счет определений, дополнений, обстоятельств. В младшем дошкольном возрасте совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко – тихо; высоко – низко и пр.). Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию). Таким образом, на данном этапе психического развития ребенка обнаруживаются возможности для изменения условий и характера обучения. Формы организации и обучения детей, основанные на подражании, сменяются формами организации самостоятельных действий ребенка. Появляется возможность в игровой форме направлять действия детей на выполнение заданий, предложения.

Словарный запас младшего дошкольника находится в прямой зависимости от условий жизни, воспитания, состояния здоровья, общего развития и составляет 1-2 тысячи слов. Младший возраст характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активностью, поэтому в этот период надо быть особенно внимательным к речи детей. Иногда взрослые недооценивают значение общения с ребенком, разговоров и игр с ним, не поддерживают обращений, гасят речевую активность, и ребенок перестает обращаться к близким, остается предоставленным самому себе со всеми возникающими затруднениями.

Содержание педагогической работы направленной на формирование словаря в младшем дошкольном возраст включает в себя следующие задачи: на основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей, уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта, учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом), обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет – скамеечка, шуба – пальто – дубленка), учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

1. Игры, направленные на уточнение названий предметов и активизацию в речи слов, обозначающих предметы, выраженные именем существительным:

- Игра: «Чья мама?»

Цель: формировать умение называть животных и их детенышей.

Игровой материал: картинки с изображением животных и их детенышей.

Ход игры: Педагог раздает детям картинки с изображением детенышей животных. Взрослый достает из мешочка картинку с животным и задает вопрос: «Чья мама?». Ребенок, у которого на картинке изображен детеныш этого животного, поднимает руку и называет взрослое животное и детеныша. Если ребенок затрудняется назвать животное, ему помогают другие дети.

 -Игра «Найди игрушку»

Цель: закрепление названий знакомых предметов, активизация словаря.

Ход игры: педагог показывает детям определенное количество игрушек (игрушки могут быть подобраны следующим образом: одна кукла с бантом, другая в шапочке; мячи: большой синий, маленький желтый и т.д.). Дети рассматривают предметы, а после выходят в другую комнату или отворачиваются. Педагог раскладывает игрушки по разным местам. Игроки возвращаются (поворачиваются), перед каждым ставится задача найти определенный предмет: Катя – куклу с бантом, Андрей – большой синий мяч и т.д. После того, как предмет найден, ребенок должен назвать его.

- Игра: «Помогаем готовить обед».

Цель: Закрепить знание об овощах и фруктах, понимать и использовать в активной речи обобщающие слова «овощи» и «фрукты».

Оборудование: муляжи овощей (морковь, капуста, картофель, лук) и фруктов (яблоко, груша), две кастрюли.

Ход игры: Педагог раскладывает перед детьми овощи и фрукты, и говорит, что куклы проголодались и хотят приготовить суп и компот, но из чего их готовят, они не знают. Спрашивает: знают ли дети, что кладут в суп, а что в компот. Просит детей назвать предметы, лежащие перед ними, и разделить их на группы. Предлагает помочь куклам приготовить обед: в одну кастрюлю сложить овощи, в другую – фрукты.

- Игра: «Парные картинки»

Цель: знакомство с окружающим. Закрепление слова и развитие речи. Развитие внимания.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку определенное количество разложенных карточек (картинки подбираются исходя из программных задач, стоящих перед педагогом, это могут быть растения, животные, предметы обихода, игрушки и т.д.), ребенок должен подобрать пары картинок по сходству признаков (ведро, кувшин; кукла, машинка), назвать предметы, а затем объяснить свой выбор.

- Словесное упражнение: «Объясни слово».

Цель: закреплять умение через объяснение узнавать новые слова, описывать их признаки, указать основной вид использования.

Задание: «Я хочу узнать, сколько слов ты знаешь и можешь о них рассказать. Скажи, что такое стол (мяч, зонтик, подушка, гвоздь, лопата и т.д)?»

- Словесное упражнение: «Отгадай-ка».

Цель: Развивать умение определять предмет по существенным признакам.  

Педагог загадывает детям загадки о животных, овощах и т.д., называя их существенные признаки. Например: неуклюжий, косолапый, зиму всю сосет он лапу, а когда весна придет станет ждать пчелиный мед. Вы догадались, о ком(чем) идет речь? А теперь попробуйте вы описать какой-нибудь предмет так, чтобы я могла догадаться, что вы загадали.

2. Игры, направленные на развитие умения понимать и использовать в речи слова – признаки и качества предметов, выраженные именем прилагательным.

- Игра: «Узнай по описанию»

Цель: развивать умение определять и называть словом признаки и качества предметов. Дидактическая задача: учить детей находить предметы в соответствии с заданным образцом. Игровая задача: определить животных по описанию. Игровые правила: определять героя в соответствии с описанием.

Ход игры: Педагог сообщает детям, что у Мишутки День рождения. И он пригласил гостей. Он будет описывать детям своего друга, а они должны его угадать, если они назовут неправильно, то Мишутка огорчается. На фланелеграфе размещаются фигурки: лисы, зайца, волка, ёжика. Педагог от имени Мишутки описывает гостей: В пушистой, рыжей шубке, длинным хвостом, очень хитрая – лиса. С длинными ушами, коротким хвостом, в белой или серой шубке, очень быстрый и трусливый – заяц. В серой шубе, зубастый, злой – волк. Маленький, быстрый, колючий – ёж. После усвоения качеств и признаков, можно предложить детям самим описывать героев. А Мишутка будет угадывать кто идет к нему в гости.

- Словесное упражнение «Назови такой же...»

Ход игры: «Я буду называть предметы, а ты будешь называть мне предмет такого же цвета или размера, или формы. Например: назови мне предмет такой же круглый как тарелка…; такой же большой как дом…; такой же узкий как ленточка… и т.д.» «Словесное упражнение «Назови признаки» Закрепление умения образовывать прилагательные от существительных «Скажите, если предмет сделан из железа (бумаги, дерева, снега, стекла и т.д.), то как его можно назвать, какой он?»

3. Игры, направленные на развитие умения называть слова – действия (глаголы), связанные с движением, состоянием.

- Игра: «Кто что умеет делать?»

Цель: Расширение глагольного словаря.

Ход игры: На первом этапе педагог называет действие, а детям предлагается назвать как можно больше предметов, которые относятся к этому действию. После того, как дети усвоят данный вариант игры, ход игры изменяется, детям предлагаются предметы или предметные картинки, и ставится задача объединить их в группы относящихся к действию. Речевой материал: Летит... (самолет, пух, бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей). Плывет... (пароход, лодка, рыба, бревно, утка). Растет... (трава, ребенок, цветок, дерево, капуста). Ползает... (змея, червяк, улитка, гусеница, муравей) и т.д. Обязательно к речи прикрепляется и наглядный материал.

- Игра: «Кто что делает?»

Цель: пополнить словарь детей глаголами, обозначающими действия людей.

Ход игры: Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Словесное упражнение «Кто что делает?». Воспитатель: «Сейчас я буду называть вам слова, а вы будете мне называть, действия этого предмета?»  – Метель – метет, а гром – .., ветер – .., а снег – ..., дождь – ..., а солнце – ...

Методические указания: необходимо при каждом ответе задавать наводящие вопросы, например: «Солнце не только греет, что еще оно умеет делать?» Нужно давать детям возможность подобрать как можно больше слов, обозначающих действие. Так же можно проводить данное упражнение наоборот: «Кто летает? Кто ловит мышей? Что светит?» т.д.

4. Игры, направленные на развитие умения понимать и использовать в речи обобщающие слова.

- Игра: «Новоселье»

Цель: формировать умение классифицировать предметы по группам, называть обобщающие слова.

Дидактическая задача: помочь разобрать вещи кукле Даше и Медвежонку. Игровые правила: разложить вещи по местам: посуду на полку для посуды; одежду в шкаф; обувь на обувную полку. Ход игры: Педагог размещает на фланелеграфе фигурки куклы Даши и Мишутки и говорит, что кукла Даша и Мишутка переезжают в новый дом. Машина подъехала к новому дому и нужно разгружать вещи. Перед детьми посудный шкаф, платяной шкаф, полка для обуви. Мишутка все время ошибается и расставляет вещи неправильно. Дети помогают игрушкам распределить привезенные вещи по группам: одежда – платье, кофта, куртка; посуда – кружка, стакан, тарелка; обувь – сапоги, сандалии, туфли.

- Игра: «Четвертый лишний».

Цель: Цель: формировать умение классифицировать предметы по группам, называть обобщающие слова.

Для игры используют четыре картинки с изображением предметов, три из которых относятся к одному обобщающему понятию. Педагог раскладывает картинки перед ребенком и просит определить, какие картинки подходят друг к другу и можно ли назвать их общим словом, а какая из картинок лишняя и почему. Наборы картинок могут быть разнообразными, например: стакан, тарелка, кружка и груша; заяц, медведь, ёж и утка; рубашка, платье, брюки и береза. Если у ребенка возникают трудности при выполнении задания, педагог задает ему наводящие вопросы или просит назвать известных ему животных (птиц, рыб), овощи (фрукты).

- Игра: «Назови одним словом»

Цель: закреплять в речи обобщающие слова.

Ход игры: педагог размещает на фланелеграфе предметы одной тематической группы: посуда, одежда, овощи, фрукты, игрушки и т.д Дети проговаривают название предметов, когда выложены все предметы, педагог просит назвать предметы одним словом.

- Словесное упражнение «Игра в слова»

Цель: Закреплять умение подбирать имена существительные к обобщающему слову. «Назовите мне слова обозначающие: игрушки; овощи; фрукты; мебель, одежда и т.д.

5. Игры, направленные на развитие умения сравнивать и называть парные противоположные признаки предметов.

- Игра: «Противоположности»

Цель: закреплять в речи слова парные противоположные признаки предметов.

Ход игры: Педагог выкладывает перед ребенком изображения предметов и задает вопросы, например: «Слон какой? (большой), мышь какая? (маленькая)», «Посмотри, этот мальчик какой? (грязный), а этот мальчик? (чистый)». После педагог раскладывает картинки и предлагает распределить их по парам, подбирая противоположное значение.

- Словесное упражнение: «Сравни предметы»

Цель: Закреплять умение называть слова с противоположным значением.

Детям предлагается сравнить различные предметы по разным признакам, например: по вкусу, цвету, размеру и т.д.

Словесное упражнение: «Слова-неприятели» (упражнение на закрепление антонимов).

Детям дается следующая инструкция: сейчас я буду называть слова, а вы мне будете говорить слова, как можно сказать наоборот. Примеры слов: сухой, горячий, тонкий, острый, темный, чистый, быстро, далеко, высоко, поздно и т.д.

Основным источником обогащения и активизации словаря детей дошкольного возраста являлась организация непосредственно образовательной деятельности детей (НОД) по ознакомлению с социальным и предметным окружением, ознакомлению с природой, наблюдениями за объектами природы, а также тематические недели, используемые при планировании организованной образовательной деятельности и режимных моментов.

Список используемой литературы:

  1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

  1. Развитие речи детей 3 – 5 лет. 3-е изд., дополн. /Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2014.

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»

Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребё...

«Мнемотехника – метод развития речи детей младшего дошкольного возраста.»

Материал предназначен для работы с детьми младшего дошкольного возраста. В нём уделено внимание истории появления мнемотехники. Особенности использования этого метода в работе с детьми 3 - 4 лет. Перс...

Методическая разработка: «Мнемотехника – метод развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Методическая  разработка:«Мнемотехника – метод  развития  речидетей  младшего  дошкольного  возраста»...

Консультация для родителей «Мнемотехника как метод развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей "Мнемотехника как метод развития речи детей младшего дошкольного возраста"...

Театрализация, как один из методов развития речи детей младшего дошкольного возраста

АННОТАЦИЯ.Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как ...