«Звуковая культура речи: звуки «ч», «щ
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Занятие по речевому развитию с использованием синквейна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие.синквейн18.27 КБ

Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 86

Открытое занятие по речевому развитию

«Звуковая культура речи: звуки «ч», «щ».

Воспитатель: Вильгельм Елена Петровна

11.03.2022г.


Тема: «Звуковая культура речи: звуки «ч», «щ».


Цель: упражнять детей в правильном произношении звука щ и дифференциации звуков щ-ч.
Задачи:

1.Объяснить детям произношение звуков «щ» и «ч», учить слышать их в словах. 
2. Пополнять словарный запас детей. 
3.Упражнять в произношении: ча, ща, чу, щу. 
4.Развивать связную речь посредством составления синквейна с помощью моделей; развивать фонематический слух у детей, укреплять артикуляционный аппарат . 
5.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма, любовь к животным.


Оборудование: изображение паровоза, игрушка-щенок, мольберт, заготовка для объявления со ступеньками, предметные картинки для составления синквейна, эмблемы с паровозом для поощрения.

Ход занятия.

-Ребята, сегодня у нас с вами необычный гость. Посмотрите, кто это? (паровоз)

-Верно, ребята, это паровозик, а зовут его Чух-чух. Повторите за мной: Чух-чух.

-Какой звук вы слышите в начале его имени? (Ч)

-Давайте вместе его произнесём, для этого зубки держим вместе, губы слегка в трубочку, язычок стучит по верхним зубам.

-Паровозик приглашает нас в путешествие. Хотите?

-Чтобы паровоз отправился в путь, нужно сказать «чух-чух-чух».

(едем)

Чух-чух-чух, мчится поезд во весь дух,

Паровоз пыхтит, «тороплюсь» кричит!

-Ту-тууууу! Остановка.

-Дети, посмотрите какой густой, труднопроходимый лес. Такой лес называется чаща. Повторите со мной: ЧА-ЩА.

-Давайте сядем на полянке перед ней.

-Кто запомнил, как называется труднопроходимый лес?

-Какие звуки слышатся в слове «чаща»?

-Эти звуки любят нас путать. Звук «щ» похож на знакомый нам звук «ч». Когда мы произносим «щ», губы тоже в трубочку, зубы сжаты, но язычок лежит.

-Давайте громко скажем Щ-Щ-Щ. А теперь – Ч-Ч-Ч.

-У вас отлично получилось.

-Ребята, мне кажется, я слышу эхо. Чтобы нам проехать сквозь чащу, нужно повторить за ним. Слушайте внимательно и повторяйте:

АЩ-АЩ-АЩ

АЧ-АЧ-АЧ

ЧА-ЧА-ЧА

ЩА-ЩА-ЩА

УЩ-УЩ-УЩ

ЩУ-ЩУ-ЩУ

-Молодцы! Мы можем ехать дальше. Что нужно сказать, чтобы паровоз поехал? (чух-чух)

Чух-чух-чух, мчится поезд во весь дух,

Паровоз пыхтит, «тороплюсь» кричит!

-Ту-тууу! Останавливаемся, ребята. Посмотрите, на дороге кто-то сидит. Кто же это? (щенок)

-Верно, но он ещё маленький. Кто знает, как называется детёныш собаки?

-Правильно: щенок. Какой звук слышится в начале слова «щенок»?

-Смотрите у него есть ошейник. Скорее всего он потерялся. Как же нам помочь  найти ему хозяина?

-Хорошая идея: написать объявление. Как вы думаете, где его можно повесить, чтобы его увидело как можно больше людей? (столб, доска объявлений)

-Предлагаю вам составить объявление, а помогут вам в этом картинки. Садитесь на стульчики. (мольберт)

Синквейн.

I-ступень

- В самом начале объявления мы поместим фотографию щенка. Ведь объявление будет о нём. (Крепим на первую ступень)

II-ступень

-Давайте посмотрим на щенка и скажем, какой он. (Пустить по кругу)

(пушистый, мягкий, цвет)

-А какие два ВАЖНЫХ качества мы выберем для объявления? Какой он? (Ребёнок выбирает и вставляет в объявление картинки на вторую ступень)

III-ступень

-Как вы думаете, что щенок умеет делать? (лаять, бегать, вилять хвостом…)

-Теперь выберем те картинки, которые подходят для нашего щенка, и поместим их в объявление. (Ребёнок выбирает и вставляет в объявление картинки на третью ступень)

IV-ступень

-Следующее правило для нашего объявления – составить предложение про щенка из четырёх слов - ваше отношение к щенку. Картинки вам помогут. Послушайте какое я составила предложение: «Мне нравится белый щенок».

-Теперь попробуйте вы составить предложение. Что вы чувствуете к щенку?

-Хорошо, выбираем и помещаем картинки в наше объявление.

V-ступень

-И завершает наше объявление последняя картинка. Как можно назвать щенка другим словом? (игрушка, друг, питомец, домашнее животное)

-Выбирай картинку, Саша.

-У нас получилось настоящее объявление. Оно готово. Прежде, чем повесить его, нужно очистить щенка от пыли. Для этого встаньте возле своих стульчиков. Смотрим на меня и запоминаем, что нужно говорить и делать:

Щеткой чищу я щенка,  (движение руками горизонтально)

Щекочу ему бока. (пальцами «пробегаем» по бокам)

- А теперь, вместе со мной. (повторяем)

-Предлагаю прочитать наше объявление. (2 ребёнка)

Щенок.

Белый, пушистый.

Лает, бегает, виляет.

Мне нравится белый щенок.

Друг.

-Пока у щенка не нашёлся хозяин, он останется у нас, а мы с вами поместим наше объявление на доске объявлений детского сада.

-Ну а нам пора ехать дальше. Паровозик Чух-чух нас уже заждался.

Чух-чух-чух, мчится поезд во весь дух,

Паровоз пыхтит, «тороплюсь» кричит!

-Вот мы и вернулись назад. Понравилось вам путешествие?

-Ребята, а кто запомнил, с какими звуками мы сегодня познакомились?

-Кого мы встретили?

-Давайте попрощаемся с паровозиком. Ему пора ехать дальше. А на прощание он дарит вам вот такие эмблемки с паровозиком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З".

Знакомство детей со звуком "З". Произношение и выделение звука в словах....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "

Конспект  НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...