Конспект НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ключникова Мария Андреевна

Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно, составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_2.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №6 "Сказка" Барабинского района Новосибирской области.

Конспект НОД по развитию речи
старшая группа №3

Выполнила:

Ключникова Мария Андреевна

Технологическая карта организации совместной непосредственной образовательной деятельности (в соответствии фгос)

Тема: Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней.

Возрастная группа: старшая

Учебно-методический комплект: программа «От рождения до школы», обучение грамоте Ельцова.

Средства: словесные, наглядные

Цель: Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно, составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем;

2. Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;

3. Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.

Развивающие:

1. развивать зрительное внимание, координацию движений, прослеживающую функцию глаза;

Воспитательные:

1. активизировать интерес к занятию, воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к животным.

Пособия: сюжетная картина Ушаковой О.С. «Ежи», мягкая игрушка ёж, картинки следов ежа.

Ход занятия

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность

детей

Планируемый результат

l. Вводная часть

Психологический настрой

Сегодня у нас с вами будет занятие по развитию речи. Но перед тем как начать нам нужно поздороваться.

Давайте обнимем соседа и скажем ему «здравствуй»

Создает атмосферу психологической безопасности: эмфатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка

Приветствуют, улыбаются друг другу. Трут ладошки.

Психологическое готовность детей.

Вводно - организационный

 - Ребята, посмотрите, кто в нашей группе наследил? Вы знаете, чьи это следы?  Чтобы узнать чьи это следы, надо отгадать загадку:

Из знакомой сказки
Катится клубок:
Хитренькие глазки,
Чёрненький носок,
Вся спина в иголках...
Тронешь – и  поймёшь:
Раз колюч, как ёлка,
Значит, это ...

-Расскажите, какой ёжик.

-Что может делать ёжик?

-Назовите семью ежей...

Вовлечение в деятельность.

- Ёжик;

-Маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный;

- Бегать, спать, есть, нюхать, топать;

- Папа – ёж, мама – ежиха, детёныши – ежата

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение непроизвольного внимание.

Мотивационно – побудительный (проблемная ситуация, постановка и принятие детьми цели занятия)

Дыхательное и имитационное упражнение «Ёжик»

- Давайте теперь попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, ребята, маленькие ежики. Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает.

(Дети, подражая воспитателю, морщат носик, произносят звук «ф–ф-ф».)

- Покажите, как ежик пыхтит.

 (Дети произносят звукосочетания «пх-пх-пх».)

- Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями. Самуил Яковлевич Маршак написал про них замечательное стихотворение. Я начну читать, а вы мне помогайте закончить строчки

Эту сказку ты прочтешь, тихо, тихо, тихо...

Жили- были серый еж и его ....(ежиха)

Серый еж был очень тих и ежиха тоже,

И ребенок был у них - очень тихий ...(ежик).

Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек.

Еж - отец, ежиха - мать и ребенок-... (ежик). 

- Назовите пожалуйста слова, в которых отчетливо слышится звук "ж" (ежи, ежонок, ежиха, ежата, ежики).

Вовлекает в совместную деятельность. Задает вопросы, стимулирующий процесс.

- Ёжик спрятался под лист. Ёжик спрятался около стула. Ёжик взобрался на шкаф…

Внутренняя мотивация на деятельность.

ll. Основная часть

Актуализация знаний и умений (проектирование решений проблемных ситуаций, выполнение действий по задачам НОД)

Рассматривание картины:

- У меня для вас есть сюрприз - прекрасная картина. Она мне очень сильно понравилась, и я захотела показать её вам. (показ картины)

- Вам нравится картина?

-Что изображено на этой картине?

- Где они живут?

- Ежи дикие или домашние животные?

- Какое время года? Почему вы так решили?

- Какая травка на полянке?

- Какие насекомые изображены на картине?

- Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку?

- Какая мама ежиха?

- Как можно сказать о ежатах, которые делят червяка?

- Почему ежонок спрятался?

- На что он стал похож?                                                   

- Каким мы можем назвать этого ежонка? 

- Как бы вы назвали эту картину?

Рассматривают картины.

Ответы детей.

Затруднение в игровой ситуации (формирование опыта фиксации затруднения в деятельности и выявление причин)

 Физкультминутка

Еж спешил к себе домой,
Нёс запасы он с собой.
Через кочки еж скакал,
Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился –
В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил.
 

Выполняют физкультминутку в соответствии тексту.

Открытие нового знания (формирование нового опыта самостоятельно преодолеть затруднения в деятельности; развития умения фиксировать новое знания в речи)

-А теперь, ребята, мы будем составлять рассказ по цепочке: начинает один продолжает другой. Чтобы было легче рассказать, мы используем вот такую мнемотаблицу, как вы думаете, что означает это дерево? Кто изображен на картине? Опешите ежиху и ежат, какие они, что каждый из них делает, как можно закончить рассказ?

Ответы детей.

 

Включение нового знания в систему знаний (использование нового знания в работе)

Стоял тихий летний вечер. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Ежата разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились за него, потащили каждый себе. К ним спешит третий ежонок. Четвертый, убежавший далеко в сторону, повстречался с крупным черным жуком. Ежиха занята своими делами. Мне очень нравится этот рассказ.

- Ребята, а теперь придумайте свой рассказ по этой картине. А наш ежик (игрушечный) послушает.

- В конце нашего занятия наш ежик хочет прочесть для вас скороговорку, а вы скажите, какой звук слышится в этой скороговорке («ж»), что получится, если произнести звук «ж» шепотом, без голоса («ш»)

Гриб большой ежихе нужен:

Ждут ежата гриб на ужин.

(И.Лопухина)

Рассказывают по картине.

lll. Заключительная часть

Итог занятия (систематизация знаний)

Ребята, на этом наше занятие подошло к концу.

 - Ребята, вам понравилось наше занятие?

- Ребята, чей рассказ вам больше понравился? Чем? Какие слова понравились больше всего? Интересный ли получился рассказ?
- Рассказы получились интересными, законченными, вы четко произносили слова. Использовали красивые слова. Вы все молодцы! Хорошо потрудились.

Слушать. Выражают собственные мысли. Делятся впечатлениями. Обобщают.

Рефлексия

- Спасибо вам за занятие! И мне, и ёжику было очень приятно встретиться с вами, поиграть, а так же услышать ваши прекрасные рассказы.

Инициирует общее обсуждение. Проявляет уважение детским высказывание. Выражает произвольность.

Осознание себя как участника познавательного творческого процесса. Формирование элементарных навыков самооценки.

Самоанализ НОД по развитию речи «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»

Непосредственную образовательную деятельность проводила с детьми старшей группы.

Тема: «Ежи» и составление рассказа по ней»

Возрастная группа: старшая

Форма организации: групповая

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое».

Образовательная область: речевая

Вид продуктивной деятельности: речевое развитие

Цель: Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно, составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем;

2. Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;

3. Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.

Развивающие:

1. развивать зрительное внимание, координацию движений, прослеживающую функцию глаза;

Воспитательные:

1. активизировать интерес к занятию, воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к животным.

Дидактический наглядный материал: сюжетная картина Ушаковой О.С. «Ежи», мягкая игрушка ёж, картинки следов ежа.

Планируемый результат: закрепить знание детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем, упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;

НОД осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи. На каждый момент НОД были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности.

Организационный момент был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так и между воспитателем и детьми.

Длительность НОД составила– 25 минут.

Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. Занятие динамичное, предусматривает быструю смену деятельности. Беседа – сидя полукругом на стульях, объяснения задания, физкультминутка, изготовление поделок. Рассматривание готовых работ на выставке. Физминутка в течении занятия позволили избежать утомляемости детей.

Все моменты НОД логичны и последовательны, подчинены одной теме. Применяемые методы: словесные (для вопросов детям, поощрения); наглядные (показ); практические (в выполнении задания); методы контроля (в анализе выполненных работ и похвалы) которые побуждали детей к самостоятельной деятельности. Дети отвечали на поставленные вопросы, работали с интересом, задание выполняли в силу своих индивидуальных особенностей, проявляли положительные эмоции. Дети стремились самостоятельно проанализировать свою работу и работу товарищей.

По факту проведения НОД можно сказать, что поставленная цель решена. Достигнутый результат соответствует цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...