Конспект НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ключникова Мария Андреевна

знакомство детей с русской народной сказкой «Хаврошечка» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raz._rechi_havroshechka.docx480.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №6 "Сказка" Барабинского района Новосибирской области.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Выполнила:

Ключникова Мария Андреевна

Тема: Чтение народной сказки «Хаврошечка»

Возрастная группа: старшая

Образовательная программа: развитие речи

Цель: знакомство детей с русской народной сказкой «Хаврошечка»

Задачи:

Обучающие:

- помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения;

- формировать представления детей о трудолюбивом человеке;

- расширять знания детей о русских народных сказках;
- закреплять умение отличать сказку от других литературных произведений;
- учить детей анализировать сказку;
- учить понимать эмоционально-образное содержание произведения
Воспитательные задачи:

- воспитывать любовь к русскому народному творчеству;
- воспитывать проявление добрых чувств по отношению друг к другу;
- воспитывать уважение к книге.
Развивающие задачи:

- развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных;
- развивать интерес к русским народным сказкам;
- приобщать детей к истокам русской культуры;
- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;
- развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас;
- обогащать эмоции детей.

Материал: текст русской народной сказки «Хаврошечка»; картинки домашних животных и то чем они питаются (картинки); жетоны (яблочки); картина, на которой зашифрована пословица «Без труда, не выловишь и рыбку из пруда»; раскраски (коровушка) по количеству детей.

Обогащение словаря: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка; Крошечка Хаврошечка; рябая корова; кора дуба; сильный человек- богатый, кудреватый, молодой; в добре поживать, лиха не знать; без труда, не выловишь и рыбку из пруда.

Ход занятия

Ход занятия

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Планируемый результат

l. Вводная часть

Психологический настрой

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Андреевна.

- Давайте встанем в круг. Посмотрите, что у меня есть?

- Как вы думаете, какой он?

- Да, ребята, это волшебный клубочек, сила которого увеличивается от добрый и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубочек и скажу ласковое слово. А теперь, я передаю клубочек … и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово.

Приветствие.

Создает атмосферу психологической безопасности: эмфатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка

- Здравствуйте!

Встают в круг

- Клубочек

- Волшебный

Передают клубочек друг другу и говорят ласковые слова, комплементы

Психологическое готовность детей.

Вводно - организационный

Раздаётся стук в дверь. Появляется Фея сказок.

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии.

Фея сказок: Не только детям, но и многим взрослым людям хочется, чтобы все их друзья, все соседи и даже вовсе незнакомые люди всегда бы относились к ним внимательно, по - доброму, с уважением. Ведь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по -доброму. Только такого человека все любят и уважают. Нетрудно помочь по дому старшим.

- Здравствуйте

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение непроизвольного внимание.

Мотивационно – побудительный (проблемная ситуация, постановка и принятие детьми цели занятия)

- Дети, я для вас приготовила загадку. Слушайте ее внимательно, она очень занимательна.

Гуляет летом по полям

И молоко дает всем вам

Громко «му» кричит хозяйке

Сена мне побольше дайте.

- Ребят, а почему вырешили, что это корова?

- А что вы еще можете рассказать о корове?

Слушают загадку

- Корова

Дети отвечают: (ответ находят в загадке)

- Корова - это домашнее животное. За ней ухаживает человек. Она приносит пользу: молоко, мясо. У коровы - теленок. Она мычит и бодается.

Внутренняя мотивация на деятельность.

ll. Основная часть

Актуализация знаний и умений (проектирование решений проблемных ситуаций, выполнение действий по задачам НОД)

- Ребята, а других домашних животных вы знаете?

- Тогда подходите к столу

Работа с картинками.

Корова – сено курица – зерно

собака- кость лошадь - сено

кошка – молоко коза – кора дуба

кролик – морковь обезьяна - банан

- Ребята, найдите домашнее животное и то, чем оно питается.

- А давайте угостим кошку зерном. 

- Молодцы! Много интересного вы знаете о домашних животных. А я вам сегодня прочитаю русскую народную сказку «Хаврошечка». Слушайте внимательно.

Чтение сказки

Воспитатель может добавить картинку с изображением дикого животного, н-р: обезьяна и банан.

Воспитатель заранее готовит их на отдельном столе

- Да

Дети подходят к столам, где приготовлены картинки домашних животных и то, чем они питаются.

Работа с картинками

Дети находят ошибку в словах педагога, и угощают зерном курочку

Слушают сказку

Затруднение в игровой ситуации (формирование опыта фиксации затруднения в деятельности и выявление причин)

- Ребята, вам понравилась сказка?

Физминутка:

А теперь ребята встать,

Руки медленно поднять.

Пальцы сжать, потом разжать

Руки вниз и так стоять

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

Работа над текстом сказки.

- Да

Выполняют физминутку

Открытие нового знания (формирование нового опыта самостоятельно преодолеть затруднения в деятельности; развития умения фиксировать новое знания в речи)

- А сейчас, дети, мы проверим, кто внимательно слушал сказку. За каждый правильный ответ вы будете получать от меня яблочко, из этой сказки. Но, давайте договоримся, что я принимаю ответ только с поднятой руки.

А) как называется русская народная сказка, которую я вам прочитала?

Б) с каких слов начинается сказка?

В) кто и как помогал Хаврошечке?

Г) кто и как следил за девушкой?

Д) какими словами закончилась сказка?

Оценка. - Молодцы, ребята. Как хорошо вы слушали сказку, запомнили ее. Но, а мы и дальше продолжаем собирать яблочки.

- Хаврошечка

- Вы знаете, что есть на свете люди

- Коровушка

- Сестра, ходили с ней

- Барин на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знавать.

Включение нового знания в систему знаний (использование нового знания в работе)

- Ребята, скажите пожалуйста, как можно сказать о человеке, который любит трудиться? 

- Сейчас я вам скажу 3 пословицы, одна из них спрятана в этой картине. Слушайте внимательно.

А) труд кормит, а лень портит;

Б) без труда, не выловишь и рыбку из пруда;

В) пчелка маленькая, а и та работает.

- Ребята, догадались, какая пословица спрятана в этой картине?

- Молодцы! А как можно истолковать эту пословицу?

За каждый правильный ответ воспитатель дает ребенку жетон – яблочко.

Работа над пословицей.

Педагог заранее готовит картину на мольберте

Воспитатель и дети обсуждают картину, кто и что на ней изображен.

Далее педагог и дети проговаривают пословицу вместе вслух, затем предлагает кому-то из детей повторить (индивидуально).

- Да! Без труда, не выловишь и рыбку из пруда!

lll. Заключительная часть

Итог занятия (систематизация знаний)

- Сегодня, ребята, вы отгадывали загадку. Отгадали ее правильно. Назвали домашних животных, и верно соотнесли картинки. Мне очень приятно, что вы внимательно слушали сказку, запомнили ее и верно отвечали на все мои вопросы. А еще, ребята, мы с вами познакомились с пословицей – «Без труда, не выловишь и рыбку из пруда», и вы верно ее истолковали.

(Также сам педагог задает вопросы и ребенок на них отвечает, тем самым оценку делает ребенок, а не педагог).

- Ребята, Хаврошечка приготовила для вас подарки, это раскраска, а на ней коровушка из сказки. Я предлагаю вам взять ее домой, раскрасить, и принести в группу на выставку. А потом мы посмотрим у кого какая получилась (рыжая, пятнистая)

Слушать. Выражают собственные мысли.

Рефлексия

Фея сказок:

- Ребята наше занятие подошло к концу, и давайте его закончим минуткой тишины. Давайте закроем глазки и вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили.

- Ребята, вам понравилось занятие?

- Ребята чем мы сегодня с вами занимались на занятии?

- Было ли вам что-то сложное? Что?

- Какое задание понравилось?

- Спасибо вам всем, до свидания!

Инициирует общее обсуждение. Проявляет уважение детским высказывание. Выражает произвольность.

Слушать. Выражают собственные мысли. Делятся впечатлениями. Обобщают.

Осознание себя как участника познавательного творческого процесса. Формирование элементарных навыков самооценки.

https://raskraski.ucoz.org/83160126_large_kto_chto_est2.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0aa2/000a7e69-44a401d6/img32.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...