Тема: «Пересказ сказки «Красная Шапочка» с опорой на карты Проппа»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Морозова Наталья Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx59.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  № 7»

152150 Ярославская область, г. Ростов, Микрорайон № 1, д. 10

КОНСПЕКТ НОД по

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Тема: «Пересказ сказки «Красная Шапочка» с опорой на карты Проппа»

                                                                                                                                                                      Подготовила:

                                                                                                                                                                         Морозова Н.Н.

                                                                                                                                                                            Абрамова Л.И.

                                                                                                                                                                            Дата проведения:          

                                                                                                                                                                    20.03.2018

                                                                                                                                                                     

г. Ростов

Тема: «Пересказ сказки «Красная шапочка» с опорой на карты Проппа»

Цель: формирование умения пересказывать литературные произведения с опорой на карты Проппа.

Задачи

Интеграция образовательных областей

Предпосылки УУД

1.Обучающие

1.1. Продолжать учить детей выявлять основные действия и мотивы в сказке, и соотносить их с картами

 1.2.  Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения;

1.3.  Закрепить названия и назначение некоторых карт Проппа.

Познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное.

1.Личностные:

1.1. Осознание социальной роли

1.2. Проявление осознанных познавательных интересов

1.3.  Проявление эмпатии, сопереживания, внимательного и доброжелательного отношения.

2.Регулятивные:

2.1. Выделяет и соотносит известное и неизвестное;

2.2. Способен увидеть ошибку, как с помощью взрослого самостоятельно;

2.3. Способен доводить начатое до конца.

3. Коммуникативные:

3.1. Установление контакта со сверстниками, слушание собеседника

3.2. Полно и точно выражает свои мысли, строит высказывания в соответствии с нормами родного языка;

3.3. Осуществляет поиск причин и путей решения проблемы.

4. Познавательные:

4.1. Находит и выделяет необходимую информацию;

4.2. Выстраивает осознанное и произвольной речевое высказывание в устной форме.

2. Развивающие

2.1. Продолжать развивать навыки связной монологической речи;

2.2.  Развивать умение слушать других детей, продолжать начатый пересказ;

2.3.   Активизировать и обогащать словарный запас по теме «Сказки».

3. Воспитательные

3.1. Воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам;

3.2.  Воспитывать нормы нравственного поведения, навыки сотрудничества во время образовательной деятельности.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, чтение художественной литературы.

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка.

Оборудование, материалы: Дворец сказок, книги, аудиозапись (голос сказки), дом Проппа.

Ход НОД

Этапы НОД

Виды деятельности

Продолжительность

Задачи

Методы и приемы

Ход НОД

Предпосылки УУД

1.Организационный

Коммуникативная

1 мин

- Ребята, посмотрите, как много гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся с ними. (Здравствуйте!)

- Дети, предлагаю начать наше занятие с рукопожатия. В круг скорее становитесь, крепко за руки держитесь, и друг другу улыбнитесь.

- Давайте пожелаем себе интересного и доброго занятия.

1.1.

3.1.

2. Мотивационный

Коммуникативная

Познавательная

3 мин

2.3.

3.1.

Беседа

Загадка

Игра

- Будьте внимательны, сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете её отгадать:

«Там волшебство, там чудеса,

бывает Бабушка Яга,

Герои действуют умно,

и дружба побеждает зло?» (Сказка)

-  Ребята, а у Вас есть любимые сказки?

- А какие, назовите? (Дети называют сказки. Воспитатель в конце называет свою сказку)

-Всем нам нравятся разные сказки. Кому-то сказки волшебные, в которых обязательно есть чудеса и волшебные предметы.

- Кому-то сказки о животных, в которых животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе.

- Но какая бы сказка не была, она обязательно учит чему-то людей, и несёт с собой мудрую мысль.

- Сейчас я предлагаю Вам поиграть с клубочком.

- Я вам говорю, что в сказке есть мудрость, то она, какая? (мудрая)

  Если в сказке есть чудо, то она…(чудесная)

  Если есть добро, то она…(добрая)

  Если есть радость, то она …(радостная)

  Если есть загадки, то она … (загадочная)

  Если есть волшебство, то она …(волшебная)

- Ребята, а клубочек наш тоже волшебный.

- Сейчас я подброшу этот клубочек, а мы с вами посмотрим, куда же он покатится.

(Клубочек прикатился к дворцу сказок)

1.2.

2.2.

3.1.

4.2.

3. Активизация знаний (проблемная ситуация)

3мин

3.1.

3.2.

Беседа

Двигательная активность

- Скорей! Идите все сюда!

Дворец волшебный, как всегда…

Для нас распахивает двери

Зовёт нас в сказку поскорее!!!

- Все мы с вами знаем, что в этом дворце живут, необычные сказки.

- Сюда мы с вами поселили сказки, с которыми мы уже знакомились и которые вспоминали и пересказывали с помощью волшебных карточек.

- Давайте назовём эти сказки.

Появляется голос:

Книга: ой, как мне скучно. Как я хочу найти себе друзей.

- Кто ты? Назови себя.

Книга: Я сказка. И мечтаю тоже жить в этом дворце.

- У этого дворца есть один секрет. Стать его жителем ты сможешь, только тогда, когда вместе с нами совершишь путешествие в страну Проппа.

- А как тебя найти?

Книга: Встаньте вкруг. Посмотрите направо, затем налево.

Повернитесь три раза вокруг себя. А теперь зажмурьте крепко – крепко глаза и наклонитесь вперёд.

(В это время воспитатель подкладывает книгу вкруг, которая лежит в открытой коробке).  Книга: Откройте глаза. А вот и я…

(Воспитатель берёт книгу в руки)

 Уважаемая сказка. Сейчас мы вместе с ребятами отправимся в страну Проппа и тебя возьмём тоже.

Но находится она далеко за горами, за морями, за дремучими лесами. Туда нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, даже на ракете нельзя долететь.

Книга: как туда можно попасть?

 (туда можно попасть при помощи волшебных предметов и волшебных слов).

  - Мы с вами уже были в этой стране. При помощи, каких волшебных предметов можно туда попасть?  (Называют)

1.3.

3.3.

4.1.

4. Решение проблемной ситуации

Двигательная

Коммуникативная

Познавательная

Чтение художественной литературы

17мин

1.1.

1.2.

1.3.

2.1.

2.2.

3.1.

3.2.

   Беседа

Двигательная активность

 - Сегодня, я вам предлагаю переместиться в страну Проппа с помощью волшебной палочки и волшебных слов.

Давайте закроем глаза, и пока мы будем произносить волшебные слова, я коснусь всех волшебной палочкой. Я уверена, что это нам поможет!

(Пока дети закрывают глаза и говорят волшебные слова, меняется декорация, т.е.  с дома Проппа снимается ткань, например, голубого цвета)

В руки палочку возьму

Волшебство я призову,

Чудо в гости к нам придет,

В страну Проппа унесет.

Ребята, посмотрите, вот нам уже виден дом Проппа. А это значит, что у нас получилось и мы оказались в этой сказочной стране.

Давайте присядем.

(присаживаются на коврик)

И познакомимся с этой сказкой поближе.

Называется она «Красная Шапочка»

Давайте сядем по удобнее и начнем слушать.

Готовы?

Первичное чтение

- Почему сказка называется Красная Шапочка?

-Куда мама попросила сходить девочку?

-Что в корзиночке мама попросила отнести ----Красную Шапочку больной бабушке?

-Что запретила делать мама Красной Шапочке?

-Послушалась Красная шапочка маму?

-Кого встретила Красная Шапочка в лесу?

-Что сделал Волк?

-Как Волк обманул красную шапочку?

-Кто спас Красную Шапочку и бабушку?

- Сейчас я Вам буду читать сказку по частям, а вы должны будите подумать и выбрать из дома Проппа соответствующую карту – помощницу.

Готовы?

Давным- давно жила была маленькая девочка, которую называли «Красная Шапочка»

Какая карта соответствует этой части сказки?

Матвей подойди к дому и выбери нужную карту-помощницу.

………

Мы выставили с вами все карты-помощницы, которые подходят к этой сказке

Теперь давайте с их помощью попробуем ее пересказать.

Кто желает начать?

(можно пересказывать по цепочке, либо один ребенок)

Ребята, вы большие молодцы!

Но нам с вами пора возвращаться в детский сад.

Книга: А как же я? Теперь я смогу жить во дворце сказок?

Конечно, мы с удовольствием тебя туда доставим и заселим.  

Ну что в путь?

Что нам поможет вернуться?

Давайте встанем в круг. Закроем глаза. Произнесем волшебные слова, а я дотронусь до вас волшебной палочкой.

В руки палочку возьму

Волшебство я призову,

Чудо в гости к нам придет,

К дворцу сказок унесет.

Ну, вот мы и у нашего дворца сказок в детском саду.

Давайте поселим новую книжку в наш сказочный дворец.

Книга: ой, ой как мне здесь уютно. Сколько у меня теперь друзей! Спасибо Вам ребята.

1.3.

2.1.

2.2.

2.3.

3.1.

3.3.

3.2.

4.1.

4.2.

6. Рефлексивный этап (подведение итогов НОД)

Коммуникативная

1мин

Беседа

Ребята, а мы с вами давайте закроем двери сказочного дворца до следующей встречи.

Где мы с вами сегодня были?

А зачем мы туда отправились?

А с помощью чего мы туда попали?

С какой сказкой мы познакомились?

Кто нам помогал пересказать сказку?

Как мы знакомились со сказкой? (читали и пересказывали)

Вы просто молодцы! Вы хорошо постарались. Я надеюсь, что сказку по красную шапочку вы хорошо запомните. И расскажите своим друзьям и родителям.

2.3.

3.1.

3.2.

4.1.

4.2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Пересказ сказки «Три медведя» с опорой на серию картинок с элементами драматизации.

Конспект НОД  по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Пересказ сказки «Три медведя» с опорой на серию картинок с элементами драматизации....

Конспект интегрированного занятия по образовательной области " Речевое развитие" на тему: " Рассказывание сказки Красная Шапочка" в средней группе

Тема НОД: «Рассказывание сказки  Шарля Перро « Красная шапочка».Образовательная деятельность: « Речевое развитие ( « Чтение художественной литературы»);  « Физическое развитие  « ...

Пересказ сказки «Красная шапочка» с использованием мнемотаблицы» в младшей группе

Пересказ сказки «Красная шапочка» с использованием мнемотаблицы» в младшей группеЦель: активизировать речевую деятельность детей. Создать у детей эмоциональное настроение, увлеч...

Конспект НОД по речевому развитию Тема: «Пересказ сказки с использованием карт В.Я. Проппа»

Конспект по речевому развитию для детей старшей группы "Пересказ сказки с использованием карт В.Я. Проппа"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: «Пересказ сказки с использованием карт В.Я. Проппа»

Цель: продолжать формировать умение творческого рассказывания с использованием технологии карт Проппа.ЗадачиОбразовательные:Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказка...

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе Тема: Пересказ сказки «Щедрый дятел» с опорой на мнемотаблицу.

Данная методическая разработка пригодится педагогам ДОУ при ознакомлении старших дошкольников с миром природы Ямала, с зимующими птицами Севера, сказка для пересказа короткая и познавательная....