Занятие "Игрушка Пулька потерялась"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Хорунова Елена Петровна

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности  для детей от 4 до 5 лет с применением технологии «Синквейн», способствующей  активизации познавательной деятельности и  развитию связной речи дошкольников, а также метода «интект-карт», с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_igrushka_pulka_poteryalas.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Игрушка Пулька потерялась»

Цель: Закрепление знаний детей, приобретенных в течение учебного года.

Задачи:

Обучающие:

- продолжать учить вести диалог с воспитателем, слушать, понимать заданный вопрос, отвечать на него;

- формировать умение сопереживать;

- обогащать словарь детей по теме;

- формировать пространственные представления: на, под, за, около;

- закреплять умение сравнивать группы предметов;

- формировать умение различать и называть геометрические фигуры, способствовать развитию навыка конструирования по образцу.

Развивающие:

- развивать у детей познавательный интерес;

- развивать умение разгадывать загадки;

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.

Расширять и активизировать словарный запас: металлические, деревянные, резиновые, мягкие, объявления, отделы, игрушки -конструкторы, мягкие игрушки, спортивные игрушки, транспорт.

Приемы руководства деятельностью детей при проведении занятия:

  1. Приемы постановки цели и мотивации деятельности детей: постановка проблемы, решение проблемной ситуации.
  2. Приемы активизации деятельности детей на занятии: создание развивающей предметно-пространственной среды, постановка проблемы, беседа, вопросы, выводы.
  3. Приемы организации практической деятельности детей: создание интеллект- карты «Игрушки».
  4. Приемы поддержания интереса у детей: постановка проблемы, использование наглядного дидактического материала и картинок по теме игрушки, чередование видов детской деятельности, игровой прием.
  5. Приемы оценки и самооценки: рефлексия, дружеское пожатие.

Создание среды для организации и проведения занятия: мягкая игрушка, фотография собачки Пульки, шаблон объявления, картинки для составления объявления, наглядный демонстрационный материал: пирамидки, мячи, карточки «Четвертый лишний», интеллект карта по теме «Игрушки», картинки для составления интеллект карты, клей, клеенки, салфетки.

Виды детской деятельности на занятии:

Коммуникативная.

Игровая.

Восприятие художественной литературы.

Изобразительная

Двигательная

Ожидаемые результаты:

- могут вести диалог с воспитателем, слушают, понимают заданный вопрос, отвечают на него;

- сопереживают героям сказки;

- обогащен словарь детей словами народной лексики;

- соотносят изображение животного с его местом обитания;

- сформированы пространственные представления: на, под, за, около;

- умеют сравнивать группы предметов;

- различают и называют геометрические фигуры, развит навык конструирования по образцу.

- умеют разгадывать загадки;

- проявляют интерес и любовь к русским -народным сказкам;

- проявляют самостоятельность, умеют работать в коллективе.

Критерии оценки деятельности детей на занятии:

1. Ребенок активно участвует в беседе, в обсуждении, в совместной деятельности.

2. Проявляет самостоятельность.

3. Эмоционально реагирует.

4. Действует в коллективе.

                                       Интеграция образовательных областей.

Область

Интеграция

Решаемые задачи

Познавательное развитие

Игровые упражнения: «Расставь в порядке возрастания или убывания»

«Сделай столько же»

«Найди лишний предмет»

Интелект-карта «Игрушки»

Развивать познавательный интерес детей. 

Закреплять умение сравнивать группы предметов.

Закрепить счет в пределах 5.

Развивать мышление, зрительное внимание, умение классифицировать предметы по существенному признаку.

Расширить представление об игршках, активизировать способности к запоминанию информации

Социально-коммуникативное развитие

Просьба бабушки о помощи.

Правила поведения в магазине

Совместная деятельность

Самооценка

Формировать умение сопереживать.

Закрепить правила поведения в общественных местах.

Развивать умение самостоятельно действовать, при затруднении обращаться к взрослому за помощью. Формировать способность к совместной деятельности, а также к оценке и самооценке деятельности.

Речевое развитие

«Подбери слово»

Беседа, вопросы.

Составление синквейна

Развивать умение подбирать прилагательные, обозначающие материал, из которого сделан предмет.

Продолжать учить вести диалог с воспитателем, слушать, понимать заданный вопрос, отвечать на него. Развивать устную речь детей (грамматический строй речи, произносительную сторону речи, диалогическую форму речи). Обогащать словарь детей по теме «Игрушки

Активизировать познавательную деятельность и способствовать  развитию связной речи.

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация интеллект –карта «Игрушки»

Развивать творческие способности и активизировать мышление.

Физическое развитие

Физминутка

Формировать у обучающихся потребности в двигательной активности.

                                                        План занятия

Вводная часть:                                                                                           2 мин

1. Введение в тему:

    Появление бабушки с фотографией собачки.

2. Мотивация деятельности детей:

    Просьба о помощи

3. Целеполагание

    Постановка проблемы - найти игрушку.

4. Проектирование решений проблемной ситуации:

    Составить объявление.

Основная часть:                                                                                         14 мин

 5.Выполнение действий, направленных на достижение цели.                                                                                        

Актуализация ранее приобретенных знаний :                                                                                    

   Игровое упражнение «Подбери слово»

Добывание (сообщение и принятие) нового знания:

   Знакомство с объявлением.

   Составление объявления.

   Игровые упражнения: «Расставь в порядке возрастания или убывания»

  «Сделай столько же»

  «Найди лишний предмет»

   Правила поведения в магазине.

Самостоятельная деятельность детей:

   Составление интеллект- карты «Игрушки»

Заключительная часть:                                                                                2 мин

6.Анализ результатов деятельности:

   Сопоставление результата с целью

7. Подведение итогов:

   Оценка деятельности детей.

   Самооценка – дружеское пожатие.

8.Определение перспективы дальнейшей деятельности.                                                                          

   Определение значимости умения.

Длительность занятия                                                                                   20 мин                                  

Ход занятия.

Части занятия

Содержание

Области

Вводная часть:                                                                                          

1.Введение в тему.

2. Мотивация деятельности детей:

3. Целеполагание

4. Проектирование решений проблемной ситуации

В группу входит расстроенная бабушка, и приносит фотографию игрушки.

Бабушка: - У меня пропала любимая игрушка внука – собачка Пулька. Я уже везде её искала и не могла найти.

Воспитатель: Скажите, мы можем как-то ей помочь?

Воспитатель: Ребята,  а как мы можем ей помочь?

Дети: мы можем ей поискать или написать объявление

Воспитатель: Хорошая идея-объявление.

Социально-коммуникативное развитие

  Основная часть. 5.Выполнение действий, направленных на достижение цели:                                                                                        

- Актуализация ранее приобретенных знаний .

- Добывание (сообщение и принятие) нового знания:

-Самостоятельная деятельность детей.

   

Игрушки делают из различных материалов.

- Из пластмассы, какие игрушки? (Пластмассовые).

- Из метала? (Металлические).

- Из дерева? (Деревянные).

- Из резины? (Резиновые)

- Из меха? (Меховые). Или мы говорим мягкая игрушка.  

Воспитатель: По объявлению очень часто находят то, что потеряли. 

Объявления бывают разные:

О концерте и работе,
Об отложенном полете,
О покупке и продаже,
О находке и пропаже,
Об обмене и запрете,
В общем, обо всем на свете!

Ребята, а как вы думаете, где нужно разместить объявления, чтоб его увидели много людей? 

Дети: на столбах, на деревьях, на остановках, возле магазина или подъезда.

Воспитатель: Еще, чтобы как можно больше людей услышали объявление, его размещают на радио, телевидении и в интернете.

Для объявлений выделяют специальные места, которые называются  - доска объявлений.

Воспитатель: -Поможем найти потерянную игрушку?

Дети: Да.

Воспитатель: - Предлагаю составить объявления, в этом нам помогут картинки. 

Воспитатель: - В самое начало объявления мы поместим фотографию игрушки, ведь объявление будем составлять именно о ней.

Воспитатель: -Давайте с вами посмотрим и скажем какая собачка?

Дети: пушистая, светло-коричневая, мягкая. 

Воспитатель: 

-А как вы думаете, что эта собачка умеет делать?

Дети:  умеет сидеть, кушать, играть в мячик.

Воспитатель: -Следующее правило для объявлений- составить предложение про Пульку из четырех слов. Картинки вам помогут. 

(Пульку купили в магазине)

Воспитатель: -И завершаем наше объявление последней картинкой, как мы можем назвать собачку  другим словом?

Дети: игрушка.

Воспитатель: -Ребята, у нас получилось настоящее объявление. Наше объявление готово. Предлагаю, наше объявление рассказать.

Дети: Пропала собачка Пулька. Она светло- коричневая и мягкая. Она умеет сидеть, кушать, играть в мячик. Пульку купили в магазине. Это игрушка.

Куда мы разместим наше объявление?

(на двери нашей группы)

Воспитатель: Как называется магазин, в котором продаются игрушки?

Ребята, я знаю интересное стихотворение про игрушки.  Но его можно не просто прослушать,  можно проиграть.

Вставайте ребята, удобно чтоб вы ни кому не мешали и вам ни кто не мешал. Я буду проговорить стихотворение, а вам нужно повторять за мной движения.

«Игрушки»

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

А как себя нужно вести в магазине. (Дети называют правила поведения)

Воспитатель:

В магазине следят за тем, чтобы игрушки были красиво расставлены на полках.

Помогите расставить пирамидки и мячи.

Пирамидки какой формы?

А мячи?

Игровое упражнение «Расставь игрушки»

Пирамидки надо расставить  в порядке возрастания, а мячи в порядке убывания.

Сколько пирамидок?

А сколько мячей?

Чего больше?

Что нужно сделать, чтобы мячей и пирамидок стало поровну? ( Добавить еще один мяч)

А вот на этих полках все перепутали.

Какая игрушка лишняя?

(Дети на карточках находят лишний предмет)

Воспитатель:

Вы ребята молодцы.

Предлагаю помочь продавцам составить карту магазина и распределить игрушки по отделам.

Чтобы больше не было такой путаницы. Когда произносим слово «Игрушки», какие игрушки вы представляете?

Возьмите картинку игрушки, и приклейте ее в нужный отдел.

(Дети составляют интеллект-карту «Игрушки»

Кто быстро справится с заданием, может помочь починить игрушки.

(Составить пазл)

Речевое развитие

Познавательное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Заключительная часть:                                                                                

6.Анализ результатов деятельности.

7. Подведение итогов.

8.Определение перспективы дальнейшей деятельности.                                                                          

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, помогли вы сегодня бабушке?

Вносят игрушку, о которой узнали из объявления.

Бабушка: - Спасибо вам большое, за то, что вы составили для меня объявление и помогли найти любимую игрушку моего внука.

Воспитатель: - Да, ребята. Вы молодцы, помогли не только бабушке, но и продавцам составить карту магазина.

Как вы думаете, почем вы так хорошо справились со всеми заданиями? (Подвести к самооценке – работали все дружно)

Пожмите друг другу руки, похвалите за хорошую работу.

А как вы думаете вам пригодиться умение составлять объявление?

Может быть кто-то из вас будет работать на телевидении или радио или в печати и составлять разные объявления.

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Если б Осень потерялась" для старшей группы

Сценарий на праздник осени для старшей группы "Если б Осень потерялась"Песня:  Во поле береза стояла  (движениями)   Во поле береза стояла,Во поле кудрявая стояла,Люл...

Тема беседы: "Ты потерялся"

Дать детям представления о правилах поведения на улице....

"Колобок потерялся"

Цель: Создавать у детей интерес к образу. Учить раскатывать комочек теста круговыми движениями. Умение находить определенный цвет из 3-х заданных....

Тематическое занятие "Потерялась весёлая музыка"

Конспект занятия разработала музыкальный руководитель. Занятие формирует представление детей о ладах музыки....

"Как зайчонок потерялся"

Занятие по развитию связной речи во втрой младшей группе с использованием элементов ТРИЗ технологии....

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Презентация "Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – все потерял"

Воспитание у детей дошкольного возраста привычки к дзоровому образу жизнию...