КОНСПЕКТ ОД «Журавль – вестник весны" «Речевое развитие»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Чапайкина Наталья Владимировна

КОНСПЕКТ ОД

«Журавль – вестник весны"

 «Речевое развитие»

Цель: активизация активного лексического словаря, развитие связной речи дошкольников старшего возраста.

Задачи:

1. Коррекционно-развивающие

2. Образовательные

3. Воспитательные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_.docx18.79 КБ
Файл pereletnye_ptitsy.pptx1.07 МБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОД

«Журавль – вестник весны»

ОО «Речевое развитие»

Цель: активизация активного лексического словаря, развитие связной речи дошкольников старшего возраста.

Задачи:

  1. Коррекционно-развивающие
  2. Образовательные
  3. Воспитательные

Ход ОД

  1. Организационный момент

Мотивационный момент. Дети находят в группе перья у окна.

(Стоя на ковре)

Беседа. – Чьи это перья. (Это перья птичьи. Хоровой ответ и индивидуальный.)

Активизация относительных прилагательных. Игра «Опиши перо» – Перья какие? (Перья серые, перья легкие, пушистые, воздушные, нежные, маленькие. Индивидуальные ответы.)

Беседа. – Какого цвета наша птица? (Серого цвета)

Согласование числительного, прилагательного и существительного в числе и падеже. Игра «Сосчитай перья» - одно птичье перо, два птичьих пера, три птичьих пера, четыре птичьих пера, пять птичьих перьев. (Индивидуальные ответы.)

Словообразование. «Назови ласково» - перо – перышко, птица – птичка.

«Дыхательная гимнастика» - «Подуем на перышко». (Сдувание пера с ладони).

Активизация  глагольных форм.  Игра «Что делает перо» - что делает перо, когда мы на него дуем? (Перо летит. Перо кружится. Перо порхает.) – Почему?

Беседа. – Как в группе оказались эти перья? (Ответы и предположения детей.)

Ориентировка в пространстве. Активизация пространственных предлогов. Игра «Найди следы» (Я вижу следы под столом. Я вижу следы на столе. Я вижу следы под диванчиком. Я вижу следы под ковром.)

Беседа. – Можем ли мы по следам определить, какая птица к нам в группу прилетала? (Предположения детей). – Каких птиц вы знаете? Назовите. (Голуби, вороны, утки, гуси и др.)

(Вокруг стола)

Игра «Чей след?»  Иллюстрация следов голубя, воробья, вороны, соловья. Это следы голубя. – Чьи это следы? – Голубиные, воробьиные, вороньи, соловьиные.

Сравнивание следов неизвестной птицы с предложенными. – Как вы думаете, а какого размера наша загадочная птица? (Большая, крупная – почему? – Потому что она оставила крупные, большие следы.)

Беседа. – Догадались какая это птица по следам и перьям? (Нет) – Зачем она прилетала к нам в группу? (Предположения) – Может она хотела сообщить нам какую-нибудь новость?

  1. Основная часть

Беседа. – Хотите узнать, как называется таинственная птица? – С помощью чего вы обнаружили в группе перья и следы? (Глаз, зрения.) – А теперь нам нужны ваши уши. – Что позволяют нам уши? (Слышать, слушать звуки, различать звуки.)

(Садимся на стулья рядом с окном)

Прослушивание записи голоса загадочной птицы. (Дети садятся на стулья, закрывают глаза, пробуют представить себе птицу-незнакомку).

Знакомство с новой лексикой. Беседа. – Понравилось вам пение птицы? – Какие звуки произносила птица? – На что они похожи? – Может птица нам кричит о чем-то? – Голос птицы веселый или грустный? – А вам не кажется, что эта птица курлыкает? – Она произносит такие звуки: «Курлы-курлы-курлы». Это курлыканье. (Хоровое произнесение существительного «Курлыканье». Как наша незнакомка-птица поет – курлыкает). – Как же называется эта птица? – В какое время года мы можем услышать курлыканье птицы?

– Какое сейчас время года? (Весна! Докажите. )

(Стоим у магнитной доски)

Составление описательного рассказа «Приметы весны»  по схеме .

Беседа. Если птица к нам прилетела весной – значит она какая? (Перелетная). – Какие птицы называются перелетными. – Догадались, как называется таинственная перелетная птица?

Физкультминутка.

(На ковре стоим)

Игра «Волшебный мешок» (лягушка, рыба, червяки, ягоды сушеные, желуди, зерна) + теневые символы. – С помощью теневых символов определите, какие предметы находятся в мешке. – Теперь, только с помощью рук достаньте мне червяка, лягушку, рыбу и т. д. (У каждого свой предмет).

Беседа. – Зачем все эти предметы нашей птицы, как вы думаете? (Это ее корм, питание).

Игра «Чем питается птица?» (Каждый использует в ответе название своего предмета. Птица питается желудями. Птица питается лягушками. )

Беседа. – Теперь мы еще знаем, чем наша перелетная птица питается. – А если она любит лягушек, где она будет жить в Калининградской области? (На болотах, рядом с болотами). – А если она любит рыбу, где она будет обитать? (Рядом с реками, озерами) и т. д. –Догадались, кто это?

(у доски)

Составление описательного рассказа о птице с помощью символов. (Размер, цвет, перелетная, курлыкает, чем питается, где живет)

(На стульях перед экраном)

Презентация «Перелетные птицы Калиниградской области» с использованием лексико-грамматических заданий.

Дети узнают на последнем слайде журавля.

Беседа. Правильно! Это журавль. - Как вы догадались? (Называют все признаки.)

Игра «Назови ласково  журавля»? Журавушка, журавка, журавлик.

«Назови птенцов журавля»

«Чье крыло? Чей хвост? Чьи ноги? Чьи птенцы? Чьи следы? Чьи перья?»

Образование сложных слов. Игра «Подружи словечки» Какой у журавля клюв? (Длинный – значит он длинноклювый; длинная шея - , длинные ноги -, большие крылья - .)

Зрительная гимнастика. «Ищем журавлей в небе».

Зачем журавль прилетал к нам в группу? (Предположения) – А может он хотел нам сообщить о весне! Весна – это прекрасное время года, когда оживает вся природа. Прекрасные песни начинают петь птицы! Нужно всем радоваться весне. Журавль принес нам весточку весны!

  1. Подведение итогов

Красная книга.

Отношение к птицам, природе.

Наблюдение за птицами.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Слайд 2

ПЕНОЧКА - ВЕСНИЧКА

Слайд 3

АИСТ

Слайд 4

СКВОРЕЦ

Слайд 5

КУКУШКА

Слайд 6

ГРАЧ

Слайд 7

СЕРЫЙ ЖУРАВЛЬ

Слайд 8

ЖУРАВЛИ В ПОИСКАХ ПРОПИТАНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности "Вестники Весны" с детьми подготовительной к школе группы.

Цель: Закрепить знания детей о перелетных птицах.Задачи: Воспитывать любовь к природе, к птицам.Воспитывать бережное отношение к природе.Способствовать развитию интереса детей к жизни птиц.Закреп...

Конспект прогулки "Первые вестники весны"

Конспект тематической прогулки "Первые вестники весны"...

Конспект НОД тема "Вестники весны"

Конспект можно использовать с презентацией "Вестники весны" (перелетные птицы)....

Конспект Интегрированной непосредственно -образовательной деятельности по развитию речи Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»

КонспектИнтегрированной непосредственно -образовательной деятельности по развитию речи Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» Возрастная группа: Подготовительная с ТНР;ФИО ...

Конспект Организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Журавли – птицы. Журавли – павшие солдаты»

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Журавли – птицы. Журавли – павшие солдаты»Цель: вызвать у детей интерес и эмоц...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе"Труд людей весной". Речевое развитие, чтение художественной литературы, подготовка к обучению грамоте.

Конспект  организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе "Труд людей весной".  (речевое развитие, чтение художественной литературы, подготовка к обучен...

Конспект Интегрированной непосредственно -образовательной деятельности по развитию речи Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»

КонспектИнтегрированной непосредственно -образовательной деятельности по развитию речи Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» Возрастная группа: Подготовительная с ТНР;ФИО ...