Игры по развитию речи.
картотека по развитию речи

Коханова Елена Владимировна

Учимся рифмовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_rifmovat.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся рифмовать

Перечислите несколько слов, в их число должны входить рифмующиеся слова, например: «дом, лес, сачок, жучок, диван, конь, огонь и т.п.». Поинтересуйтесь у ребенка, не услышал ли он слов, похожих друг на друга? Объясните, что такие слова называются рифмами. Предложите поиграть в игру: малыш говорит слово, а вы придумывайте рифму, затем поменяйтесь ролями. Примеры:

Ночь - дочь, солнце — оконце, улица — курица и т.п. Попробуйте    вместе    придумывать    рифмованные строчки: вы придумываете начало, делая паузу перед последним словом.

Маленький мальчик скачет, как ... (зайчик). Как у нашей елки - зеленые... (иголки). Маленькая мышка не читает... (книжки) и т.п.

Из чего состоит предмет

Подготовьте картинки с цветными изображениями одиночных предметов. Показывая по одному рисунку, просите ребенка перечислить все составляющие изображенного предмета, например: «Это дом. У него есть крыша, труба, окна, дверь, крыльцо. Это стул. У него есть спинка, сиденье, четыре ножки и т.п.». Чтобы заинтересовать малыша, придумайте сюжет игры, например, зайка пришел к нам в гости из леса, он не знает, из чего состоят многие предметы, расскажи ему, пожалуйста. Усложняя задание, показывайте малышу изображения людей, предлагая описывать детали одежды, цвет глаз, длину волос.

Все, что вокруг

Игра проводится в форме соревнования: участники поочередно называют по одному предмету из тех, что находятся вокруг них. За каждый ответ дается фишка. При повторе слова ход передается другому участнику. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек.

Игра развивает наблюдательность, память, речевые навыки.

Повторяй за мной

Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог

Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Ногу выше, шаг смелей — лей-лей лей, лей-лей-лей.

Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.

Милый зайчик, не скучай - чай-чай-чай, чай-чай-чай и т.п.

В игре формируются навыки правильного произношения, развивается артикуляционный аппарат.

Веселый теленок

В гости к малышу пришел теленок. Он спрашивает у ребенка, знает ли тот, как зовут его (теленка) маму и папу, где он живет, что кушает, как разговаривает. Предлагает поиграть: теленок имитирует голоса различных животных, а малыш угадывает, кто это, рассказывает, где живет изображаемое животное. После игры бычок предлагает разучить народную белорусскую потешку:

Ой, бычок, мой бычок,

Золотистый бочок,

Рога твои бодливые,

Копытца топотливые.

Ты иди, не топочи,-

Не бодайся, не мычи:

Спят еще ребятки,

Утром спится сладко!

Что я расскажу

Перескажите своими словами уже знакомое ребенку поэтическое произведение. Поинтересуйтесь, знает ли он героя, о котором вы рассказываете, где вы о нем читали? Чем отличается ваш рассказ от прочитанного? (нет рифмы). Предложите малышу пересказать своими словами известное ему короткое стихотворение.

Кто кем становится

Рассмотрите картинки с изображениями взрослых животных и их детенышей. Попросите ребенка назвать каждого из увиденных. Обратите внимание малыша на то, что названия детенышей и их родителей часто звучат по-разному. Например, собака - щенок, корова - теленок и т.п.

Прочтите стихотворение А. Шибаева:

Кто кем становится

Жил-был маленький щенок.

 Он подрос, однако,

 И теперь он не щенок –

Взрослая... (собака).

Жеребенок - с каждым днём

 Подрастал и стал...(конём).

Бык, могучий великан,

В детстве был... (телёнком).

 Толстый увалень баран –

толстеньким.. .(ягнёнком).

 Этот важный кот Пушок —

 Маленьким... (котёнком).

А отважный петушок –

Кро-о-хотным.. .(цыплёнком).

 А из маленьких гусят

Вырастают... утки –

Специально для ребят,

 Тех, кто любит шутки.

 Вспомните названия других животных и их детенышей.

Подумай и назови

Предложите ребенку переименовать некоторые предметы. Переименовывать можно, ориентируясь на функции объектов, например: «Дождь капает, значит, мы назовем его капалкой. Лопата копает, значит мы назовем ее — копалкой. Лейка — поливалка. Ноги — ходилки и т.п.».

Подбери слово

Подберите несколько схожих по звучанию слов: роса-коса, ложка—кошка, чашка-кашка и т.п. Предложите ребенку поиграть: вы называете слово, а малыш находит другое, похожее.

На и под

Расскажите ребенку историю-«путаницу» и попросите исправить неточности:

«На дереве выросли грибы, а под деревом — ветки. Ежик залез на дерево и стал срывать грибы, чтобы засушить их на зиму. А птичка вспорхнула под дерево и набрала веток, чтобы свить себе гнездо». Предложите подумать и назвать то, что бывает под деревом и то, что может быть на дереве.

Кто что умеет

Показывайте ребенку картинки с изображениями разных животных и просите рассказать: кто что умеет. Например, собака умеет лаять, бегать, кусаться, сторожить дом. Не умеет - лазать по деревьям, летать, разговаривать, читать книги, есть ложкой и т.п.

Какой? Какая?

В гости к малышу пришел зайчик. В коробке у него -игрушки. Показывая по одному предмету, зайчик.задает ребенку вопросы: «У меня есть матрешка, какая она? (красивая, нарядная, маленькая). А вот кубик. Какой он? (зеленый, пластмассовый, квадратный)». Таким образом рассмотрите все игрушки, интонируя окончания вопросительных слов: какой, какая, какое, какие.

Один - много

Предложите ребенку поиграть в мяч: вы бросаете мяч, называя какой-либо предмет в единственном числе. Малыш возвращает мячик, указывая форму множественного числа. Например:

— Яблоко.

— Яблоки.

— Город.

—  Города

— Буква.

— Буквы.

Усложняя игру, называйте предметы в форме винительного или родительного падежа, например:

— У меня нет яблока.

— У меня нет яблок.

— Я вижу дом.

— А я вижу дома.

Мы поедем, мы помчимся

Создайте игровую ситуацию: у зайки и мишки есть машина и лошадка. Оба хотят покататься, но не могут решить, кто на чем поедет. Идет бурный спор. В конце концов, спорщики договариваются: «Ладно, мишка, поезжай на машине». «А ты, зайка, скачи на лошадке». Фиксируйте внимание ребенка на употреблении глаголов в верной форме: поезжай, скачи. Если малыш допускает традиционные ошибки (ехай, скакай), мягко корректируйте его.

Расскажи мне...

Предложите ребенку представить, что вы приехали, например, из другой страны и ничего не знаете о том, что вас сейчас окружает. Пусть малыш станет вашим гидом и ответит на все вопросы. Спрашивайте обо всех предметах, вас окружающих, задавая вопросы, побуждайте ребенка к развернутому детальному рассказу: «А это что такое? А для чего это нужно? Кто использует? Из чего сделано? Откуда берется? И т.п.». Развивайте пространственную ориентацию, спрашивая: «Что находится справа от нас? Кто идет сзади? Что проехало перед нами?».

Я речка, а ты рыбка

Один из игроков отождествляет себя с каким-либо предметом   или   явлением,   задача   другого   участника игры - продолжить ассоциативный ряд. Например: «Я -дом». «А я — дверь». «Я — замок», «А я — ключ и т.п.». Проигрывает тот, кто не может продолжить ряд. Игра способствует развитию ассоциативного мышления, логики, быстроты реакции.

Я целое, а ты - часть

Вы называете предмет, а ребенок — одно из его составляющих. Например: «Я — солнце», — «А я — лучик». «Я — дождь», — «А я — капля» и т.д. В дальнейшем можно немного изменить игру, вы говорите: «Я — колесо», — ребенок должен назвать предмет, частью которого является колесо: «А я — велосипед». «Я — пальчик», — «А я — рука» и т.п.

Где спрятался звук

Разложите перед ребенком несколько картинок с изображениями одиночных предметов. Расскажите, что на одном из этих рисунков спрятался звук, который нужно найти. Предложите малышу показать картинку, где спрятался, например, звук А (на одном из рисунков может быть изображен арбуз). Проговорив слово, выясните, в какой его части спрятался звук — начало, середина, конец. Попросите ребенка придумать такое слово, где звук А прячется в середине и т.п.

Ну, пожалуйста!

Устройте соревнование: кто быстрее доберется до выбранного объекта (дерево - на улице, противоположная стена - дома). Ограничивающим передвижение условием является то, что каждый шаг можно делать только после того, как сказано вежливое слово, словосочетание или предложение: пожалуйста, на здоровье, будьте добры и т.п.

День рождения куклы

У куклы Юли — День рождения, она пригласила много гостей. Все знают, что на День рождения надо идти с подарками. Приглашенные выбирают подарки для куклы и отправляются в гости. Каждый гость, вручая подарок, подробно рассказывает, для чего предназначен этот предмет, что с ним можно делать, почему выбран именно этот подарок. Озвучивать гостей вы можете поочередно. Помогайте малышу составить подробный рассказ о подарке его героя, следите за правильностью речи ребенка, побуждайте его употреблять различные эпитеты, сравнения. «Юля, поздравляю тебя с Днем Рождения! Я дарю тебе зеленый фломастер, ты же любишь рисовать. Посмотри, какой яркий цвет, этим фломастером можно нарисовать листья на дереве, траву на поляне, кузнечика и многое другое». От имени куклы поблагодарите всех друзей за подарки и пригласите на чаепитие.

Превращение слов

«Пришел как-то большой дом к волшебнику и попросил, чтобы тот превратил его в маленький. Волшебник предложил сломать дом и построить из остатков дом поменьше. Но дом не захотел, чтобы его ломали. Думал-думал волшебник и придумал. Он подарил дому две буквы, которые сделали его маленьким. Как ты думаешь, какие это были буквы?». Расскажите ребенку эту сказку и вместе с ним «додумайтесь»: чтобы дом уменьшился, надо прибавить к его названию суффикс -ик. Дом - домик. Попробуйте «уменьшать» другие предметы. Предложите малышу с помощью букв увеличить что-либо: дом - домище, хвост - хвостище и т.п.

Ассоциации

Назовите любое слово и предложите ребенку придумать другие слова, ассоциирующиеся с первым по тому или иному признаку, например: лягушка

- болото (место обитания);

- мошки (способ питания);

- квакушка (издаваемые звуки);

-  кузнечик (цвет, способ передвижения, одноименная детская-песня);

-  подушка (рифмование);

- утки- (по сюжету сказки «Лягушка-путешественница») и т.п.

Подбери рифму

Прочитайте ребенку стихотворение Д. Хармса «Очень-очень вкусный пирог», делая паузы перед тем, как произнести последнее слово и побуждая малыша подобрать его самостоятельно.

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе ...(позвал).

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый ... (пирог).

Пирог, ножи и вилки тут —

Но что-то гости ... (не идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек ... (проглотил).

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту ... (съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошек ... (не нашли).  . Вместе со стихами известных детских поэтов включайте в игру простые двустишия или четверостишия собственного сочинения.

Назови мои действия

Предложите ребенку понаблюдать за вашими действиями и затем перечислить их по памяти, например: «Ты включила свет, села на диван и взяла книгу». «Папа взял отвертку, нашел колесо и починил мою машинку».

Услышь неверное слово

Вы произносите несколько раз какое-либо слово, неожиданно для ребенка, вставляете другое слово, похожее на первое. Задача малыша - услышать и назвать вставленное слово. Например:

— Роса, роса, роса, роса, коса, роса, роса, роса, роза, роса, рора.

Рассмотрите слова, отличающиеся от выбранного вами. Попросите ребенка объяснить, в чем состоит отличие, подчеркните буквы, меняющие слово. Предложите ребенку придумать ряд таких слов.

Раздели на слоги

Договоритесь, что вы будете произносить слово, а ребенок — делить его на части, хлопая в ладоши. Следите, чтобы количество хлопков соответствовало числу слогов в слове. Если ребенок ошибается, произносите слова ритмично, выделяя каждый слог. Начните с двусложных слов, далее подбирайте слова с большим количеством частей.

Если..., то...

Учите ребенка устанавливать причинно-следственные связи. Предложите продолжить ваши высказывания. Следствие:

Если в воду добавить сахар, то... Если в комнату принести снег, то... Если съесть много мороженого, то... и т.п. Причина:

Девочка идет в школу, потому что... Мальчик заболел ангиной, потому что... Дождь пошел, потому что... и т.п.

Чем было? Чем станет?

Поочередно задавайте друг другу вопросы, называя какой-либо, ответы на которые должны пояснять, чем был предмет в прошлом:

Кем был цыпленок? — Яйцом.

Чем была тетрадь? — Деревом.

Кем была корова? — Теленком и т.п.

Второй вариант игры — что чем станет?

Кем станет девочка? — Девушкой, женщиной.

Чем станет снег? - Водой.

Кем станет поросенок? - Свиньей и т.п.    

   

Что? Кто?

Обсудите с ребенком тему «одушевленное — неодушевленное». Расскажите ему, что все живые предметы определяются вопросом «Кто?», а неживые - «Что?». Предложите поиграть в игру: вы задаете вопросы, а малыш, подумав, на них отвечает: Кто плавает? Что плавает?' Кто вырос? Что выросло? Кто большой? Что большое? Кто рисует? Что рисуют? И т.п.

Найди общее

Предложите ребенку найти общее между двумя не связанными между собой предметами, например, стул и велосипед: и то и другое сделано человеком, оба имеют сиденье, на них можно сесть верхом, оба состоят из не- , скольких скрепленных между собой деталей и т.д. Игру можно проводить в форме соревнования: поочередно перечисляйте общие признаки предметов, за каждое верное высказывание выдается фишка. В конце игры фишки подсчитываются. Обладатель большего их количества становится победителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....