Формы и методы работы по речевому и познавательному развитию в ДОУ
презентация по развитию речи

Моисеева Оксана Владимировна

В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного человеческого опыта, регуляции поведения и деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы и методы работы воспитателя ДОО по познавательному и речевому развитию детей дошкольного возраста Моисеева О.В.

Слайд 2

Основные формы взаимодействия педагога с детьми, способствующие их познавательному развитию: - вовлечение ребенка в различные виды деятельности; - использование дидактических игр; - применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи. Речевое развитие включает: - овладение речью как средством общения и культуры; - обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; - развитие речевого творчества; - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 3

Овладение речью как средством общения и культуры В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного человеческого опыта, регуляции поведения и деятельности. Речевое развитие дошкольника претерпевает следующие изменения: 1. Социальное – совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения с взрослыми и сверстниками. 2. Семантическое развитие (обозначающая, знаковая) – речь становится основой качественного преобразования психических процессов и способствует развитию мышления. Проходит два этапа развития ресчи , закономерно сменяющих друг друга: - Пассивное владение словом, когда ребенок понимает речь, но еще не умеет говорить; - Активное использование речи. Формы речевой деятельности: - ситуативная речь; - контекстная, связная; - объяснительная.

Слайд 4

Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей 3-4лет. Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Игра «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша. Оборудование: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок. Если подбор фигурок вызовет затруднения, можно подобрать картинки или вылепить игрушки из пластилина, привлекая ребенка к совместной деятельности. В гости к ребенку приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал. - Мяу - мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.) У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.) - Му -у-у - кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит - корова или теленок. - Ква-ква - чей это грубый голос? (Лягушки.) А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки? Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить ребенку правильно позвать игрушку, тогда он сможет поиграть. («Лягушонок, иди ко мне», «Утенок, поиграй со мной».) В таких играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям (корова мычит громким голосом, а теленок тихим, тонким; лягушка квакает громко, а лягушонок тоненько)

Слайд 5

Обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Развитие речи рассматривается как одна из главнейших задач всестороннего развития детей дошкольного возраста. Работа по развитию речи включает в себя: - воспитание звуковой культуры речи (правильное, отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость, но и речевой слух); - формирование грамматически правильной реч и (вводить в речь ребёнка такие слова, как: потому что: например: вот: никогда: всегда: ведь («Я не буду убирать игрушки, потому что я их не разбрасывал»); - формирование разговорной (диалогической) речи (построена на неполных предложениях, односложных ответах, важны также жест, мимика); - обучение связной монологической речи (ребенок должен научиться рассказывать: описывать какой-нибудь предмет, событие или явление, последовательность событий. Такой рассказ состоит из ряда логически связанных между собой предложений. Связность речи — это и связность мыслей. Чтобы хорошо рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, устанавливать причинно-следственные отношения между предметами и явлениями. Здесь отчетливо прослеживается связь речевого и умственного развития ребенка.); - обогащение, уточнение и активизация словарного запаса (очень важно объяснить ребенку многозначность слова (крепкий орех, крепкое здоровье, крепкий сон. крепкий ветер); научить подбирать синонимы, эпитеты, работать с помощью морфологических средств (холодильник — хранит холод; вездеход – может пройти по любым дорогам), использовать другие различные виды упражнений); - воспитание интереса к художественному слову, чтению (как можно больше нужно читать ребенку вслух, организовывать семейные чтения, заставляйте заучивать наизусть стихи, рассматривать вместе знакомые и незнакомые книги. Приучайте ребенка слушать и понимать художественные произведения, и сила привычки активизирует желание ребенка читать).

Слайд 6

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, привлекая к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Для чтения детям дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения. Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями. В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Фиксируется внимание: - на содержании - на особенностях литературного языка (образные слова, эпитеты, сравнения). После рассказывания сказок необходимо учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием. При чтении стихотворений воспитатель, выделяя ритмичность, музыкальность, напевность, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка. В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Они могут различать жанры литературных произведений. Анализ сказки должен помочь детям понять, почувствовать глубокое идейное содержание и художественные достоинства.Стихотворные произведения помогают ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание. Жанр рассказа раскрывает перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, какими словами автор характеризует самих героев, и их поступки.

Слайд 7

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи: - воспитывать любовь к книге - развивать поэтический слух - интонационную выразительность речи. Чтение литературных произведений раскрывает богатство русского языка, дети начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве. Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

Слайд 8

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Цель: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Задачи: Образовательные: 1. Закрепить представление детей о словах-предметах , словах – действиях, словах-признаках , уметь составлять предложения с этими словами. 2. Продолжать формировать понятие «слог», уметь делить слова на слоги, из слогов составлять целое слово. 3. Закрепить умение проводить звуко -слоговому и звуко -буквенному анализу и синтезу. 4. Продолжать учить определять позицию звука в слове. Развивающие: 1. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, фонематическое восприятие, графические навыки, мелкую моторику. 2. Расширять и активизировать словарь детей, совершенствовать навык чтения. 3. Развивать мыслительную деятельность. Воспитательные: 1. Воспитывать умение работать в коллективе, создать у детей эмоционально позитивный настрой. 2. Воспитывать усидчивость, дисциплинированность, уважение к товарищу.

Слайд 9

Развитие речи и обогащение словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни Необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого надо научить их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы «что это?», «кто это?», видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества («какой?»), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека («что делает?», «что с ним можно делать?»). Такое обучение проводится в играх «Что за предмет?», «Скажи какой», «Кто что умеет делать?». Игра 1 «Угадай игрушку» Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. Воспитатель показывает ребенку 3-4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: «Это... (заяц, лиса, утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их. Игра 2 «Исправь ошибку» Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их. Воспитатель рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.

Слайд 10

Развитие связной речи через обучение составление рассказов по картине и сюжетных картинок Цель: формирование умений и навыков по составлению рассказов по картинке ; обогащение словаря и формирования грамматического строя речи детей в процессе работы с картинкой, формирование доброжелательности, взаимопонимания, самостоятельности, навыков сотрудничества. Серии картин с сюжетных картинок: -Зима, Весна, Лето, Осень; -Домашние животные; -Дикие животные; -Наглядно-дидактическое пособие по художественному творчеству; -Герои сказок, былин; -Птицы; -Космос; -Транспорт; -Корабли; -Фрукты; -Овощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы по речевому развитию детей в ДОУ

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь сложной и многогранной д...

Формы и методы работы воспитателя ДОО по познавательному и речевому развитию детей дошкольного возраста

Формы и методы работы воспитателя ДОО по познавательному и речевому развитию детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов "Современные формы и методы работы по речевому развитию в ДОО"

Презентация для консультации с педагогами ДОО, которая раскрывает современные формы и методы работы по речевому развитию в детском саду...

Формы и методы работы по речевому развитию

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако, динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличен...

«Использование современных форм и методов работы в ДОУ по познавательному развитию дошкольников» педсовет

Педсовет  «Использование современных форм и методов работы в ДОУ по познавательному развитию дошкольников» Цель:•      Совершенствование уровня педагогическог...

Семинар-практикум учителя-логопеда для педагогов на тему:" Особенности современных форм и методов работы по речевому развитию детей в ДОУ"

В данном материале представлены современные методы и приемы работы по формированию и активизации познавательно-речевого развития детей....