Конспект занятия по развитию речи в Старшей группе.
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Антипина Татьяна Сергеевна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: 

Знакомство со сказкой В. П. Стародумова «Лиса и выдра»

Образовательная областьразвитие речи.

Тема занятияЗнакомство со сказкой ВСтародумова «Лиса и выдра»

Возрастная группаСтаршая группа.

Цель

познакомить со сказкой «Лиса и выдра»

Задачи:

- продолжать учить детей слушать литературный текст, следить за развитием сюжета.

- развивать диалогическую форму речи, расширять и активизировать словарный запас.

Дидактические материалы:  текст сказки, текст загадки, иллюстрации животных (диких).

Использование ИКТ (презентация),

разрезные картинки с изображением выдры, раскраски с изображением выдры.

Словарная работавыдра, Таймень, чум, одолеть, водяной зверь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: 

Знакомство со сказкой В. П. Стародумова «Лиса и выдра» 

Образовательная область: развитие речи.

Тема занятияЗнакомство со сказкой ВСтародумова «Лиса и выдра»

Возрастная группаСтаршая группа.

Цель

познакомить со сказкой «Лиса и выдра»

Задачи:

- продолжать учить детей слушать литературный текст, следить за развитием сюжета.

- развивать диалогическую форму речи, расширять и активизировать словарный запас.

Дидактические материалы:  текст сказки, текст загадки, иллюстрации животных (диких). Использование ИКТ (презентация), разрезные картинки с изображением выдры, раскраски с изображением выдры.

Словарная работа: выдра, Таймень, чум, одолеть, водяной зверь.

Ход занятия:

Логопед- «Ребята, к нам в гости пришел Лесовичок и принес необычное задание. Хотите узнать какое?»

Дети-«Да!»

Логопел-«Нужно отгадать загадку. Сможете?»

В этом доме сто осин,

Сто берёз и сто рябин,

Сосны, ягоды, грибы.

Много жителей в нём

Как зовётся этот дом?

Ответы детей.

Логопед-«Молодцы! Конечно лес!»

А кто такой Лесовичок?

Ответы детей.

Логопед-« Лесовичок - хозяин леса, который следит за порядком, чтобы никто не обижал зверей, не ломал деревья, не рвал зря цветы, не бросал мусор.

- Давайте вспомним какие животные и птицы живут в лесу?»

Ответы детей: лиса, медведь, заяц, волк, дятел, кукушка.

Логопед «-А что вы знаете про лису?»

Какое это животное?

Чем она питается?

Где она живет?

Ответы детей:

- лиса – хищное животное, рыжая, хитрая, её называют плутовкой, у неё пушистый и красивый хвост, живет в норе, у неё пушистый хвост.

Логопед- «Зачем лисе длинный пушистый хвост?»

Ответы детей.

Логопед-« А для лисы хвост имеет очень важное значение: без него она бы не выжила. Без хвоста собаки быстро бы смогли её поймать. А своим шикарным пушистым хвостиком она ловко их обманывает.

Д/и «Скажи, зачем?»

Логопед-«Что? Зачем? И почему?

Всё никак я не пойму

Ну, ребята, не скучайте,

На вопросы отвечайте!»

- Для чего зайчик на зиму «одевает» белую шубку?

- Зачем ежу иголки?

- Почему волки воют?

- Для чего зайцу длинные уши?

- Почему медведь уходит зимой в спячку?

- Зачем бобру такие острые и крепкие зубы?

Ну вот, теперь вы мне всё объяснили. А я тоже кое-что знаю. Я знаю, как звери делают зарядку. А вы знаете? Давайте вместе покажем.»

Физминутка

«Звериная зарядка»

Раз – прыжок, два – присядка.

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснутся, любят долго потянуться,

Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть.

А волчата – спинку выгнуть и легонечко подпрыгнуть.

Ну, а мишка косолапый, широко расставив лапы,

То одну, то обе вместе долго топчется на месте.

А кому зарядки мало – начинает всё сначала!

Логопед-« Ребята, Лесовичок просит у нас помощи, поможем ему?»

Вы уже знаете, что он пришел из леса. В нём живёт много разных зверей. Но в этом лесу (Лесовичок обращает внимание детей на макет леса) я вижу тех животных, которых раньше не встречал. По- моему здесь какая-то путаница. Нужно разобраться. Сможем?

 Д/и «Путаница»

Животных, что живут в лесах,

Мы оставим на местах.

Нужно назвать лишних.

И из леса их убрать.

Логопед-«Ребята, а про выдру что вы сможете что-нибудь рассказать? Какие особенности у этого животного? Чем питается? Где живет?

Я вижу, что этот вопрос у вас вызывает затруднение. Почему не смогли? Дети убирают жирафа, козу, обезьяну, корову, белого медведя. А выдра приносит затруднение.

В таком случае я прочитаю вам сказку сибирского писателя В. Стародумова «Лиса выдра», которую вам нужно будет внимательно послушать и запомнить.»

Логопед читает сказу.

ЛИСА И ВЫДРА (Василий Пантелеймонович Стародумов)

Давно это было. Жила, говорят, в этих местах одна Лиса. Пищу себе она добывала только обманом. Лиса эта была еще молодая, а уже успела многих зверей перехитрить и еду у них отобрать. Вот однажды идет она по берегу озера и думает: «Я самая хитрая здесь. Все звери добывали мне пищу. Кого бы еще перехитрить? Я с кем еще не встречалась?» И она начала вспоминать, с кем она еще не встречалась. Шла-шла, думала-думала и вспомнила:

— Выдра есть! С ней не встречалась! — обрадовалась Лиса.

И пошла дом Выдры искать возле озера.

Искала, искала, вот нашла ее дом, говорит Выдре :

— Вот в гости к тебе пришла. Давай будем дружить. Я живу одна: ни сестер, ни братьев поблизости не имею — бросили меня. Вдвоем нам будет хорошо. В гости будем ходить и вкусной едой друг друга угощать будем.

Выдра слышала от других зверей о хитростях молодой Лисы, думает: «Это, наверно, та молодая Лиса. Если я ей откажу в дружбе, то она мне зло какое-нибудь сделает. Добуду я ей рыбы сегодня, а завтра мне пусть она рыбу добывает».

И так подумав, Лисе сказала :

— Я согласна дружить. Угощу тебя вкусной рыбой. А завтра ты угостишь рыбой. Выдры только рыбу едят.

А потом пошла на берег озера, нырнула в воду и достала из глубины большого Тайменя.

Отдала Лисе Тайменя, сказала :

— Вот тебе мое угощение!

Лиса съела жирного Тайменя и говорит:

— Спасибо за угощение. Жирный был Таймень и большой. Так наелась, что домой не смогу дойти. Ночевать у тебя останусь. Тебе завтра угощение добуду.

А когда спать легли, Лиса подумала : «В хорошем месте Выдра живет : в озере много вкусной рыбы, утки и гуси плавают. А в лесу возле моего чума нет рыбы. Здесь буду жить».

Утром Лиса проснулась и рыбу в озере добывать пошла.

Пришла к тому самому месту, прыгнула в воду и схватила огромного Тайменя. Начала его вытаскивать, а не может вытащить: плавать-то она не умеет. Таймень видит, что Лиса не может его одолеть, а только сидит на нем, еще глубже нырнул. Лиса так и сидит у него на спине: и отпускать большого Тайменя не хочет и как спастись не знает, барахтается в воде да и только. Затащил ее Таймень на дно озера и там погибать бросил.

Там погибла эта молодая и хитрая Лиса. Не знала она, что Выдра водяной зверь и плавать умеет, как рыба.

А лесные звери только обрадовались: на одну хитрую Лису стало в тайге меньше.

— Вот тебе мое угощение!

Логопед:

-о ком рассказывается в этой сказке?

-какая была лиса?

-о чем договорились лиса и выдра?

- кого поймала выдра?

-кто такой Таймень?

- что сделала лиса?

- как Таймень перехитрил лису?

- что случилось с лисой?

- что не знала лиса про выдру?

- как отнеслись звери к гибели лисы? Почему?

Ответы детей, участвуют в обсуждении.

 Физкультминутка «Выдра».

Выдра по лесу бежала (все детки бегут)

И к пенечку прибежала (вытягиваем шею, заглядывая за пенёк)

Под пенёчком ежик жил (пальчиками показываем ежика)

Выдре прыгать предложил (делаем 2 прыжка)

Выдра прыгала весь день (дети прыгают)

Пока не сломался пень (дети падают на ковер).

Логопед-«Ребята, Лесовичок, когда собирался к вам, приготовил картинки с нашими лесными зверями. Но по дороге ему встретились злые разбойники. Они испортили все картинки. Посмотрите, что с ними стало».

Д/и. «Разрезные картинки»

Дети подходят по 2 человека к столам, на столах – конверты с разрезными картинками (выдра)

Вот картинки разрезные,

Непонятно, что на них.

Вы картиночки сложите,

Про животных расскажите.

Дети собирают картинку и рассказывают о животном, которое у них получилось.

Умеют взаимодействовать

со сверстниками

и взрослыми

Итог занятия - ребята, чем мы сегодня интересным с вами занимались на занятии?

- кому помогли?

-что нового мы сегодня узнали?

- как это удалось?

- хотели бы вы, что бы у вас был такой друг, как лиса? Почему?

Ответы детей:

 -мы отгадывали загадку,

-слушали сказку,

-мы узнали кто такая выдра,

-мы сложили картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...