конспект НОД с детьми 5-6 лет по составлению рассказа по схеме на тему "Рассказываем о своём городе"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект по коммуникативной деятельности для старших дошкольников  разработан по Основной образовательной программе дошкольного образования «Детский сад 2100».  Конспект на тему "Рассказываем о своём городе" способствует развитию  умения рассказывать  по схеме о городе Энгельсе, принимать участие в диалоге. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskazyvaem_o_svoem_gorode.docx955.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

                                                                         

Возрастная группа: 5-6 лет

Направление образования и развития: Коммуникативная деятельность.

Тема: Рассказываем о своем городе

Цели и задачи: развивать умение рассказывать  по схеме о своем городе Энгельсе,  принимать участие в диалоге. ПР: стимулировать познавательную мотивацию, развивать любознательность при развитии представлений о городе, в котором мы живем, его достопримечательностях, основных предприятиях при рассматривании схемы. Формировать умение анализировать, делать выводы; развивать  воображение, творческую активность.  РР: развивать грамматический строй, связную диалогическую и монологическую речь в процессе составления рассказа и в ходе речевых игр, умение рассказать, за что мы любим свой город; закреплять  и обогащать словарь на тему «Город». СКР: формировать навыки позитивного общения со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности на основе усвоенных норм и правил;  воспитывать взаимопомощь, ответственность  и целенаправленность собственных действий в деятельности, воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей малой родине и Отечеству. ХЭР: создать условия для становления эстетического отношения к образу своего родного города. ФР: развивать координацию движений; овладевать правилами подвижных игр на сплочение коллектива («Сороконожка», «Охота на тигра»).

Цель ребёнка: рассказать ученику гончара Митяю о своем родном городе

РППС: «По планете шаг за шагом». Ч.4. Пособие для дошкольников 5-6 лет.-М.: Баласс, 2019.-стр.;,игровой персонаж – ученик гончара Митяй; картинки с изображением Энгельса и его достопримечательностей, схема для составления рассказа о своем городе.

Содержание НОД:

1. Мотивационно-ориентировочный этапы: Митяй переживает, что очень плохо знает современный город. Педагог: Ребята, как нам помочь Митяю познакомиться с современным городом? Педагог подхватывает высказывания детей, выстраивая логическую цепочку действий. Например: Вы правы, ребята, надо рассказать о современном городе. Но как это сделать? Надо рассказывать о конкретном городе, известном вам. О каком же городе мы можем рассказать? Дети выражают желание  рассказать ему о своём городе.

2. Исполнительский этап: Педагог предлагает детям составить рассказы по схеме. Сначала в диалоге анализируется каждая ячейка схемы, формулируется  вопрос, на который нужно ответить с её помощью, и даём ответ. Работаем  сначала фронтально, а затем в группах  или парах. Предварительно педагог уточняет, какие вопросы по подразумевает каждый сегмент схемы. Вместе с детьми формулируем вопрос от каждого элемента схемы и находим предварительный ответ.

Вопросы к схеме: 1. Как называется твой город? 2. Какие улицы и достопримечательности есть в твоём городе? 3. Какие здания и учреждения есть в твоём городе? 4. Где работают жители твоего города? 5. Где ты любишь отдыхать в своём городе? 6. За что ты любишь свой город?

Педагог проводит динамическая пауза  - игра «Мастер и подмастерья» на сплочение коллектива.

Педагог делит группу на подгруппы по три-четыре  человека. Один ребёнок - мастер, остальные подмастерья. Воспитатель говорит: «В нашем городе объявлен конкурс на самую лучшую постройку, в котором принимают участие самые знаменитые мастера.  У каждого мастера есть свои подмастерья, которые в точности должны выполнять все его инструкции. Постройка должна быть создана как можно быстрее. Мастер придумывает сюжет и распределяет обязанности: один должен подобрать материал, другой - привезти материал на стройплощадку, третий - выгрузить. Мастер будет собирать постройку.  Выигрывает та группа, которая действовала согласованно и быстро».|

После игры педагог демонстрирует детям образец рассказа, сопровождая  указанием на соответствующие сегменты схемы.

Примерный образец рассказа: Мой город называется Энгельс (1). В нашем городе есть улицы Фридриха Энгельса, Тельмана, Ломоносова, 148 Черниговской Дивизии, Полтавская, Одесская, проспект Строителей и многие другие. В Энгельсе много достопримечательностей.  Это Бык -солевоз, Покровский городской парк, театр оперетты (2). В нашем городе есть детские сады, школы, институты, фабрики, заводы, больницы, музеи, библиотеки, магазины, банки, церкви, стадионы и даже военный аэродром (3). В этих учреждениях работают жители нашего города (4). Мы любим гулять всей семьёй по набережной реки Волга, по Бульвару роз, в городском Покровском парке, парке Победы,  а также ходить в кинотеатр и Место приземления первого космонавта Ю.А. Гагарина (5). Я люблю свой город, потому что он большой, красивый, нарядный, зелёный, чистый, старинный и в то же время современный. Мне здесь интересно, спокойно и радостно. Здесь моя семья и мои друзья (6).

После этого детям предлагается составить собственные рассказы с опорой на схему. Можно также объединить детей в малые группы для составления коллективных рассказов, предварительно распределив сегменты схемы между детьми каждой группы.

Педагог подводит итог занятия: Чем вы смогли помочь нашей гостье? С помощью чего вы рассказывали о Ребята, что вы сегодня делали? Для чего вы составляли рассказы? Смогли рассказать Митяю о нашем городе? С помощью чего вы рассказывали? Чему научились?

3. Рефлексивный этап: Педагог: Ребята, скажите, что сегодня вам больше всего понравилось?

4. Перспективный этап: Педагог предлагает рассказать о своём городе родителям, друзьям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

открытое занятие по развитию речи "Составление рассказа по схеме"

конспект открытого занятия по развитию речи...

Составление рассказов по схемам

Составление рассказов о животных по схемам...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Составление творческих рассказов о своём городе»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Составление творческих рассказов о своём городе» Задачи НОД:1. связная речь: продолжать развивать связную речь детей; учить детей...

конспект НОД с детьми 5-6 лет по составлению рассказа по схеме на тему "Рассказываем о степи и арктической пустыни"

Конспект по коммуникативной деятельностидля старших дошкольников  разработан по Основной образовательной программе дошкольного образования «Детский сад 2100».  Ко...

конспект НОД с детьми 5-6 лет по составлению рассказа по схеме на тему "Рассказываем о женском празднике"

Конспект по коммуникативной деятельности для старших дошкольников  разработан по Основной образовательной программе дошкольного образования «Детский сад 2100»....