конспект НОД с детьми 5-6 лет по составлению рассказа по схеме на тему "Рассказываем о степи и арктической пустыни"
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа)

 Конспект по коммуникативной деятельностидля старших дошкольников  разработан по Основной образовательной программе дошкольного образования «Детский сад 2100».  Конспект на тему "Рассказываем о степи и арктической пустыне" способствует развитию  умения рассказывать  по схеме о степи и арктической пустыне, сравнивать разные природные зоны, принимать участие в диалоге. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskazyvaem_o_stepi_i_arkticheskoy_pustyne.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

                                                                         

  Возрастная группа: 5-6 лет

  Направление образования и развития: Коммуникативная деятельность. 

Тема: Рассказываем о степи и арктической пустыне

Цели и задачи: развитие  умения рассказывать  по схеме о степи и арктической пустыне, сравнивать разные природные зоны, принимать участие в диалоге. ПР: стимулировать познавательную мотивацию, развивать любознательность при развитии представлений о разных природных зонах при рассматривании схемы. Развивать умение анализировать, сравнивать степь и арктическую пустыню, делать выводы. РР: развивать грамматический строй, умение использовать в речи сравнительные конструкции: «в степи бывает …, а в арктической пустыне…», развивать связную монологическую речь в процессе составления рассказа; закреплять  и обогащать словарь на тему «Изучаем природу». СКР: формировать навыки позитивного общения со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности на основе усвоенных норм и правил;  воспитывать взаимопомощь, ответственность  и целенаправленность собственных действий в деятельности. ХЭР: создать условия для становления эстетического отношения к образам степи и Арктики. ФР: развивать координацию движений; овладевать правилами подвижных игр («Крокодил»).

Цель ребёнка: рассказать ученому Коту о степи и арктической пустыне, чтобы он смог взять с собой в путешествие нужную одежду

РППС: игровой персонаж- ученый Кот; схема для составления рассказа о степи и арктической пустыне; иллюстрации с видами этих климатических зон; учебное пособие «По планете шаг за шагом». Ч.4. на  стр.62; Методические рекомендации по организации ОД с детьми 5-6 лет.- М.: Баласс, 2022.-стр.241-243

Ход НОД:

1.Мотивационный этап: В гости к детям пришёл Учёный Кот, который собрался отправиться в путешествие – сначала в степь, а затем в арктическую пустыню. Но он не знает, одежду взять с собой.

- Ребята, как нам помочь Учёному Коту? (дети высказываются)

2. Ориентировочный этап:

Педагог подхватывает высказывания детей, выстраивая логическую цепочку действий.

- Вы правы, ребята, надо рассказать ему о ледяной и о степи. Но кто это сделает? (дети выражают желание  рассказать Коту о степи  и арктической пустыне, чтобы он смог правильно подобрать одежду)

3. Исполнительский этап:

Сначала педагог просит детей назвать природные территории на картинках (степь и арктическая пустыня). После ребятам предлагается сравнить степь и арктическую пустыню и рассказать о них с помощью схемы на доске (или в пособии на стр. 62).

При знакомстве со схемой педагог уточняет с детьми, какие вопросы подразумевает  каждый сегмент схемы, обсуждает ответы на вопросы, заранее предупредив, что ответ на каждый вопрос должен содержать рассказ и о степи, и об арктической пустыне.

Вопросы для составления рассказа:1.Где находится степь, а где арктическая пустыня? 2. Чем отличается климат в этих местах? 3. Какие растения там есть? 4. Каких животных там можно встретить?

Педагог предлагает детям послушать образец рассказа, сопровождая указанием на соответствующие сегменты схемы.

Примерный образец рассказа: Арктическая пустыня находится в самой северной части России, а степь - в южной части (1). Климат в арктической пустыне очень холодный и суровый, даже летом. Всю зиму длится полярная ночь с ледяными ветрами, а всё лето - полярный день. Здесь даже летом не тает снег. В степи же климат теплее, мягче и разнообразнее: зима холодная, солнечная и снежная, а лето жаркое и сухое (2). В арктической пустыне растительности нет, только летом можно встретить редкие мхи и лишайники. В степи растут редкие деревья, там большое разнообразие трав и цветов (3). В арктической пустыне живут белые медведи, тюлени, моржи, киты, полярные совы, песцы, полярные волки, лемминги, северные олени. Животный мир степи более разнообразный. Здесь живут полёвки, хомяки, суслики, ушастые ежи, степные зайцы, степные волки, лисы, сайгаки, кони, бараны, овцы, дрофы, степные орлы и беркуты (4).

После этого педагог предлагает детям сочинить собственные сравнительные рассказы о степи арктической пустыне с опорой на схему. Педагог предлагает детям объединиться в малые группы (по столам) для составления коллективных рассказов, предварительно распределив сегменты схемы между детьми каждой группы.

Динамическая пауза  - игра «Крокодил».

Педагог предлагает детям разделиться  на две группы: группа животных арктической пустыни и группа животных степи. Одна из групп показывает по отдельности каждое животное, а другая отгадывает. Затем команды меняются ролями.

Выслушивается каждая группа и подводится  итог занятия.

-Ребята, что вы сегодня делали? Для чего вы составляли рассказы? Чему научились?

4.Рефлексивный этап:

-Ребята, скажите, что сегодня вам больше всего понравилось? (Дети высказываются по желанию)

5.Перспективный этап: Можно предложить детям рассказать о природных зонах родителям, друзьям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – исследовательский проект «Животный мир арктических пустынь»

Основу проекта составляет совместная деятельность детей, родителей, воспитателей, направленная на экологическое образование и воспитание дошкольников....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

открытое занятие по развитию речи "Составление рассказа по схеме"

конспект открытого занятия по развитию речи...

Составление рассказов по схемам

Составление рассказов о животных по схемам...

конспект НОД с детьми 5-6 лет по составлению рассказа по схеме на тему "Рассказываем о своём городе"

Конспект по коммуникативной деятельности для старших дошкольников  разработан по Основной образовательной программе дошкольного образования «Детский сад 2100».  Ко...

конспект НОД с детьми 5-6 лет по составлению рассказа по схеме на тему "Рассказываем о женском празднике"

Конспект по коммуникативной деятельности для старших дошкольников  разработан по Основной образовательной программе дошкольного образования «Детский сад 2100»....