Развитие моторики в раннем возрасте. Самомассаж.
картотека по развитию речи

Смирнова (Поспелова) Ольга Сергеевна

Развитие моторики в раннем возрасте. Самомассаж. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_motoriki_v_rannem_vozraste._samomassazh.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие моторики в раннем возрасте. Самомассаж.

Подготовила воспитатель:

Смирнова Ольга Сергеевна.

Содержание:

  1. Предисловие.
  2. Занятие № 1. Скалка – каталка.
  3. Занятие № 2. Крутись, карандаш!
  4. Занятие № 3. Не боюсь колючек!
  5. Занятие № 4. Отними мячик!
  6. Занятие № 5. Непослушные шарики.
  7. Занятие № 6. Непослушные макароны.
  8. Занятие № 7. Гречневый массажёр.
  9. Занятие № 8. Массажные шарики.

        

МАССАЖ РУК

        Полезно начинать занятия по развитию мелкой моторики с массажа рук малыша. Цель такого массажа укрепление мышц и развитие силы рук, а также предоставление ребенку разнообразных тактильных ощущений.

        Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития моторики рук. Проводить простой массаж рук можно уже у новорожденного ребенка, регулярно в течение всего первого года жизни, продолжая его в раннем возрасте. Педиатры предлагают несложные упражнения в такой последовательности:

• Массаж каждого пальчика ребенка большим и указательным пальцами взрослого круговыми движениями, начиная от кончика.

• Массаж кисти руки круговыми и мнущими движениями пальцев взрослого.

• Массаж всей руки путем поглаживающих и растирающих движений от периферии к центру (от кисти к предплечью и плечу) ладонью взрослого.

        При проведении такого массажа ежедневно уже через несколько месяцев виден благотворный результат: руки ребенка перестают быть мягкими, наливаются силой. Вместе с развитием хватания это дает толчок общему малыша.

        Во время массажа можно использовать массажное или обычное детское масло в небольших количествах. В будущем малыш может делать массаж своих пальчиков и ладошек самостоятельно. Длительность массажа 5 10мин. Меры предосторожности: необходимо регулировать силу воздействия на руки малыша массаж должен быть укрепляющим, нов то же время легким, не доставляющим неприятных ощущений.

        Также предлагаем описание более дифференцированного массажа рук по методике О.Приходько (каждое упражнение выполняется от 2-4 до 6-8 раз):

• Поглаживание взрослым обеих поверхностей руки ребенка (внутренней и наружной) до локтя по направлению «от периферии к центру».

• Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев руки ребенка одновременно за исключением большого пальца).

• Спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребенка от ее середины до основания пальцев с переходом на движение по внутренней стороне большого пальца («рисуем, мотаем клубочек».).

• Точечные нажатия большим и указательным пальцами взрослого на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка по направлению от его кончика к основанию в двух плоскостях (тыльно-ладонной и межпальцевой) - все пальцы кисти массируются по очереди 1-2 раза ( мы вот так шагаем - топ-топ-топ»).

• Отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок - в сторону, по кругу.

• Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру».

        Описанные выше массажные движения выполняются руками взрослого (в будущем малыш может выполнять такой несложный самомассаж ладоней и самостоятельно). Но при этом массаж рук ребенка, а именно внутренней поверхности ладоней, можно осуществлять с использованием различных предметов - это карандаши или фломастеры с гладкой или ребристой поверхностью; пластмассовые, резиновые, деревянные шарики с гладкой и ребристой поверхностью; специальные массажеры и другие подходящие предметы. Ниже вы найдете описание таких упражнений с использованием предметов. Эти игры помогут развить силу рук и чувствительность ладоней малыша.

        Конечно, чтобы ребенку было интереснее, надо придумать, как лучше обыграть занятие. Обратите внимание на следующие моменты: сначала игры с предметами, которые массажируют ладони, выполняются ребенком с помощью и под контролем взрослого (играя с ребенком второго года жизни, взрослый действует руками ребенка, беря их в свои руки), в дальнейшем ребенок может действовать самостоятельно. Также имейте в виду, что такие игры не всего 1-3 минуты, поэтому целесообразно включать такие упражнения на развитие мелкой моторики ребенка в другие занятия например, на занятиях лепкой ребенок учится катать скалку, отщипывать от большого куска маленькие кусочки пластилина, раскатывать пластилиновые колбаски и т.д.; должны длиться долго на занятиях рисованием ребенок может в качестве разминки покатать между ладоней или на столе карандаши; на занятиях конструированием разобрать плотно подогнанные детали постройки и т.д.

Занятие № 1. Скалка, каталка!

Цель занятия. Массаж ладоней рук.

Оборудование. Скалка для раскатывания теста или скалка для раскатывания пластичных материалов (из набора для лепки); полые цилиндры от пленки или фольги для пищевых продуктов.

Ход занятия. Перед началом подготовьте скалку - это может быть настоящая деревянная скалка для раскатывания теста, или пластиковая скалка для раскатывания пластичных материалов (из набора для лепки). Также можно использовать для этой игры полые картонные цилиндры от кулинарной фольги или пленки для пищевых продуктов.

        На занятии взрослый показывает малышу скалку (можно использовать вместо настоящей скалки другие подходящие предметы) и принцип ее использования надавить обеими ладонями с достаточной силой и двигать их вперед-назад. Затем взрослый предлагает малышу повторить движения скалкой за ним.

        Взрослый: Посмотри, это скалка. Ее можно катать ладонями вот так: туда -  сюда, туда - сюда. Повтори за мной! Вот какая скалка каталка! (показывает скалку)

        В ходе занятия взрослый объясняет малышу, что на скалку надо надавливать ладонями с достаточной силой. Чтобы малыш мог ощутить результат применения такого усилия на практике можно предложить ему раскатать при помощи скалки настоящее тесто или пластичную массу. То есть, можно использовать это упражнение для развития моторики рук в ходе других занятий (лепка), а также в ходе бытовых моментов (приготовление домашней выпечки).

Занятие 2. Крутись, карандаш!

Цель занятия. Массаж ладоней рук.

Оборудование. Карандаши или фломастеры с гладкой и ребристой поверхностью.

Ход занятия. Перед началом занятия подготовьте карандаши и фломастеры с разной поверхностью и разного диаметра - толстые и тонкие. На занятии покажите малышам карандаши и фломастеры и предложите покатать их по столу. Покажите, как надо прокатывать карандаш, двигая прямыми ладонями поочередно вперед назад. Учите катать карандаш по столу сначала одной

рукой (ведущей), потом другой рукой. Таким же образом предложите покатать карандаши и фломастеры разного диаметра и с разной поверхностью.

        Взрослый: Посмотрите, это карандаши. Для чего нужны карандаши? Правильно, чтобы можно было рисовать. Но сегодня мы не будем рисовать, мы поиграем с карандашами по - другому мы будем их катать!

        В следующий раз предложите покатать карандаш между ладоней на весу. Обратите внимание малышей на то, что прокатывать карандаш надо, двигая прямыми ладонями поочередно вперед назад. Если у кого-то из малышей не получается и карандаш выпадает из рук, можно на некоторое время вернуться на шаг назад и покатать карандаш по столу.

Занятие 3. Не боюсь колючек!

Цель занятия. Массаж ладоней рук.

Оборудование. Бигуди-липучки небольшого диаметра.

Ход занятия. Раздайте малышам бигуди и предложите их потрогать. Обратите внимание, что они на ощупь немного колючие. Предложите покатать бигуди между ладошками, то легко, то с силой нажимая на них.

        Взрослый: Посмотрите, какие штучки. Они могут прилипать к волосам - вот так. А на ощупь колючие как ежики! Давайте покатаем этих ёжиков между ладошками. Вот так! Колемся, но не сильно.

Обратите внимание детей, что ладони во время выполнения этого упражнения должны быть прямыми и напряженными.

Занятие 4. Отними мячик!

Цель занятия. Массаж ладоней рук.

Оборудование. Массажные мячи средней величины с рельефной поверхностью (с пупырышками).

Ход занятия. Подготовьте для игры мячи с пупырышками средней величины - такие, чтобы их было удобно держать в руках. Обратите внимание, что такие мячи могут быть обычными, или с мордочкой в виде ежика. Покажите малышам мячи и предложите поиграть.

        Взрослый: Посмотрите, какие удивительные мячики. Они похожи на ежиков, правда? Потрогайте мячики, какие он на ощупь сначала возьмите легонько, а затем сожмите покрепче! А теперь давайте по очереди поиграем с таким мячиком: держи мяч крепко, а я буду его у тебя отнимать, старайся удержать мяч в руках. Молодец! А теперь давай меняться местами: я буду держать мяч, а мы отнимай! Кто еще хочет поиграть в отбиралки?

        Игра продолжается, пока малышам интересно. Также можно предложить детям покатать мяч в ладонях, надавить на него ладошками. Если малышам понравилась игра, можно подобрать для дальнейших игр ребристые мячи разной величины и разные на ощупь.

Занятие 5. Непослушные шарики.

Цель занятия. Массаж ладоней рук; развитие ловкости движений пальцев и кистей рук.

Оборудование. Небольшие шарики (величина такая, чтобы удобно было захватывать одной рукой) из разного материала (резиновые, пластмассовые, деревянные) с гладкой или ребристой поверхностью; бусины, крупа (горох, пшено и др.).

Ход занятия. Перед началом занятия подготовьте шарики для игры очень удобно использовать шарики для кошек из зоомагазина). Покажите малышам шарики и предложите подержать их в руках, а затем покатать ладонями по столу (шарик на столе, плоская ладонь накрывает шарик сверху), при этом возможны движения вперед-назад, в стороны, круговые движения.

Попросите детей действовать с шариками аккуратно, чтобы во время игры шарик не выкатывались из-под ладоней (для этого помогайте ребенку действовать, накрывая его ладонь своей ладонью).

        Взрослый: Вот вам маленькие забавные шарики. Давайте поиграем с шариками покатаем их по столу. Только шарики непослушные – хотят убежать. Не отпускайте свои шарики!

        Покатав одни шарики, дети меняются и начинают катать уже другие шарики, с иной поверхностью. В следующий раз можно предложить малышам покатать шарики между ладонями. После того, как ребенок научится катать разные шарики диаметром 3-5см., можно предложить катать по столу шарики меньшего диаметра бусины, горошины или пшено, накрывая по несколько

штук ладонью. В последующем ребенок учится катать каждым пальцем поочередно силы или горошины, даже крупинки (например, пшено).

Занятие 6. Непослушные макаронины.

Цель занятия. Массаж ладоней рук; развитие ловкости движений пальцев и кистей рук.

Оборудование. Макаронные изделия подходящей формы спагетти разной толщины, или трубки, спиральки.

Ход занятия. Подготовьте для занятия макароны подходящей формы. Дайте малышу несколько макаронин спагетти и покажите, как можно покатать их между ладонями или по столу, накрывая одной ладонью. Таким же образом можно покатать другие макаронные изделия подходящей формы – трубки, спиральки.

        Более сложный вид работы с макаронами – катание между пальцами (большим и указательным). Использование на занятиях макаронных изделий удобно тем, что «пособие» для развития мелкой моторики малыша всегда находится под рукой.

Занятие 7. Гречневый массажер.

Цель занятия. Массаж ладоней рук.

Оборудование. Гречневая крупа (2 кг); глубокая миска.

Ход занятия. Насыпьте в глубокую миску достаточное количество гречневой крупы. Предложите малышу опустить руки в гречневую крупу и пошевелить мальцами. Затем покажите разнообразные действия с крупой пересыпание крупы в руках, захватывание в кулак, растирание между ладонями и др.

предложите малышу повторять действия за вами.

Занятие 8. Массажные шарики.

Цель занятия. Массаж ладоней рук.

Оборудование. Специальные массажные шарики из дерева или пластмассы.

Ход занятия. Для игры понадобятся специальные массажные шарики с гладкой или рельефной поверхностью, сделанные из дерева или пластика, резины. Покажите малышам, как можно ощупывать шарики и гладить их, прятать шарик в ладошках, катать между ладонями. При этом обратите внимание, что чем сильнее давить на шарик, тем большее массажное воздействие на ладони шарик оказывает.

        Если в наборе по два одинаковых шарика, можно сложить половину шариков в мешочек, остальные парные шарики разложить на столе и предложить детям доставать заданный шарик на ощупь, запустив руку в мешочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методические пособия для развития мелкой моторики,сенсорному развитию детей в раннем возрасте.

Дидактические  игры "Разложи предметы в свои домики" по сенсорному развитию для детей раннего возраста.   Актуальность применения - ребёнок в раннем возрасте должен различать не менее 6...

«Развитие моторики ребенка раннего возраста».

В статье представлен материал на развитие моторики детей раннего возрвста, агрументируется целесообразность развития мелкой моторики пальцев рук, представлен практический материал для проведения пальч...

Развитие мелкой моторики рук,как средство речевого развития у детей раннего возраста"

На начальном этапе жизни именно мелкая мотори­ка отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять св...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

фОРМИРУЯ И СОВЕРШЕНСТВУЯ ТОНКУЮ МОТОРИКУ ПАЛЬЦЕВ РУК, МЫ РАЗВИВАЕМ ПСИХИКУ И ИНТЕЛЛЕКТ РЕБЕНКА....

План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)

Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...

"Развитие мелкой моторики, как средства развития речи детей раннего возраста"

Статья для родителей"Развитие мелкой моторики, как средства развития речи детей раннего возраста"...

"Развитие моторики в раннем возрасте"

Мелкая моторика развивается с самого раннего возраста....