Составление рассказа по картине "Ежи"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лялина Елена Алексеевна

Развивать монологическую и диалогическую речь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ezhi.docx846.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе (5-6 лет)

Тема: «Рассматривание и составление рассказа по картине «Ежи»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие

Вид деятельности детей: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная

Цель: развивать диалогическую и монологическую речь детей. 

Программное содержание: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать связную речь,

учить составлять рассказ, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены,

упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;

уточнить и закрепить правильное произношение звука "ж", учить отчетливо и внятно произносить слова с этим звуком.

Предварительная работа: чтение стихотворения «Ежинка» В. Осеевой

Материалы и оборудования: картина «Ежи» (серия «Дикие животные». Автор П.С. Меньшикова)

Планируемый результат: дети научаются составлять рассказ, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены

Структура занятия

1

Вводная часть

поиск неизвестного, загадка, дыхательное, упражнение «ёжик», чтение стихотворения

5 мин

2

Основная часть

17 мин

1.

рассматривание картины

Рассуждение и беседа по картине

5 мин

2.

физкультминутка

По тексту

2 мин

3.

рассказ воспитателя по картине

Образец составления рассказа

2 мин

4.

рассказ детей по картине

Индивид рассказы 2-4 детей

6 мин

3

Заключительная часть

итог, скороговорка

3 мин

Длительность занятия 25 минут

Ход занятия.

1. Вводная часть.  Организационный момент

- Ребята, посмотрите, кто в нашей группе наследил? Вы знаете, чьи это следы? Они ведут нас в коробочке. Чтобы узнать кто прячется в коробочке, надо отгадать загадку:

Из знакомой сказки
Катится клубок:
Хитренькие глазки,
Чёрненький носок,
Вся спина в иголках...
Тронешь – и  поймёшь:
Раз колюч, как ёлка,
Значит, это ...

- Ребята, как вы думаете, о ком говорится в этой загадке? (показ игрушечного ежа)

- А как можно ласково назвать ёжика, какой он? (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, смешной, забавный)

- Что может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать, топать)

Дыхательное и имитационное упражнение «Ёжик»

- Давайте теперь попробуем передать звуки, которые издают ежи. Представим, что вы, ребята, маленькие ежики. Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает.

(Дети, подражая воспитателю, морщат носик, произносят звук «ф–ф-ф».)

- Покажите, как ежик пыхтит.

 (Дети произносят звукосочетания «пх-пх-пх».)

- Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями. Самуил Яковлевич Маршак написал про них замечательное стихотворение. Я начну читать, а вы мне помогайте закончить строчки

Эту сказку ты прочтешь, тихо, тихо, тихо...

Жили- были серый еж и его ....(ежиха)

Серый еж был очень тих и ежиха тоже,

И ребенок был у них - очень тихий ...(ежик).

Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек.

Еж - отец, ежиха - мать и ребенок-... (ежик).

- Назовите пожалуйста слова, в которых отчетливо слышится звук "ж" (ежи, ежонок, ежиха, ежата, ежики).

2. Основная часть. Рассматривание и беседа по картине «ЕЖИ»

- У меня для вас есть сюрприз - прекрасная картина. Она мне очень сильно понравилась, и я захотела показать её вам. (показ картины)

- Вам нравится картина?

-Что изображено на этой картине?

- Где они живут?

- Ежи дикие или домашние животные?

- Какое время года? Почему вы так решили?

- Какая травка на полянке?

- Какие насекомые изображены на картине?

- Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку?

- Какая мама ежиха?

- Как можно сказать о ежатах?

- Почему ежонок спрятался?

- На что он стал похож?                                                   

- Каким мы можем назвать этого ежонка? 

- Как бы вы назвали эту картину?

Физкультминутка

Еж спешил к себе домой,
Нёс запасы он с собой.
Через кочки еж скакал,
Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился –
В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил.

Рассказ воспитателя по картине

-А теперь, ребята, послушайте, какой рассказ я придумала по этой картине

Стоял тихий летний вечер. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Там росли мухоморы-великаны, лежали опавшие листья.

Ежата разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились за него, потащили каждый себе. К ним спешит третий ежонок. Четвертый, убежавший далеко в сторону, повстречался с крупным черным жуком. «Очень страшный!» — подумал ежонок и на всякий случай свернулся в клубок.

Ежиха занята своими делами. Она заметила на дереве улитку и подбирается к ней.

Хорошо ежатам на лесной полянке. Очень хорошо!
Рассказы детей по картине

- Ребята, а теперь придумайте свой рассказ по этой картине. А наш ежик (игрушечный) послушает. В своем рассказе не забывайте использовать слова, которые вы говорили о ежах.

(рассказы детей)

3. Итог занятия

- Ребята, вам понравилось наше занятие?

- Ребята, чей рассказ вам больше понравился? Чем? Какие слова понравились больше всего? Интересный ли получился рассказ? (Дети говорят свою оценку)
- Рассказы получились интересными, законченными, вы четко произносили слова. Использовали красивые слова. Вы все молодцы! Хорошо потрудились, но особенно…

- В конце нашего занятия наш ежик хочет прочесть для вас скороговорку, а вы скажите, какой звук слышится в этой скороговорке («ж»), что получится, если произнести звук «ж» шепотом, без голоса («ш»)

Гриб большой ежихе нужен:

Ждут ежата гриб на ужин.

(И.Лопухина)

- Спасибо вам за занятие! И мне, и ёжику было очень приятно встретиться с вами, поиграть, а так же услышать ваши прекрасные рассказы.

Занятие по речевому развитию в старшей группе (5-6 лет)

Тема: «Рассматривание и составление рассказа по картине «Ежи»

Содержание: развивали  диалогическую и монологическую речь детей, формировали  умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивали связную речь, учить составлять рассказ, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены, упражняли  детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных; уточняли и закрепляли  правильное произношение звука "ж", учили отчетливо и внятно произносить слова с этим звуком, воспитывали любовь к животным.

Рекомендации: продолжать учить детей составлять рассказ по картине, нарисовать по памяти сюжет ежи

  https://selcdn.fedsp.com/corona/9/8800/13e5ff44078c8e9d.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему" Рассказы детей о себе" (составление рассказа-описания )

Цель:- учить давать описание о себе,     -  дать представление об особенностях внешности,     -   учить пользоваться в речи сложно-подчинёнными предложениями,...

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

Составление рассказов по пословице. Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».

Учить детей составлять по пословице короткие рассказы и сказки....

Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа....

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...