Самообразование
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Шельшакова Ольга Александровна

Тема:"Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Задачи: совершенствовать диалогическую речь детей, монологическую форму речи, учить связно, последовательно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема

Тема

Этапы

Содержание работы

Результаты

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы.

В последнее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. В основном дети заняты компьютером и телевизором. Речь детей плохо развита. Они не умеют вести диалог, составлять рассказы, плохо пересказывают.

 Эта тема для меня стала актуальной, потому что речь ребенка является ключевым моментом в его развитии.

Основная моя цель: развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми.

Цель моих занятий по развитию речи с детьми - развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через составление описательных рассказов.

Для развития связной речи детей я поставила перед собой следующие задачи:

 -совершенствовать диалогическую форму речи;

-развивать монологическую форму речи;

-учить связно, последовательно и выразительно пересказывать

небольшие сказки, рассказы;

-учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании

сюжетной картины;

-составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими

событиями;

 Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой

В своей работе я стараюсь уделять большое внимание и совместной деятельности с детьми - использую большое количество дидактических игр. В ходе игры дети в непринуждённой форме закрепляют полученные навыки, закрепляют и расширяют имеющиеся у них представления о явлениях природы, растениях и животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь. В совместной деятельности так же отводится много времени для заучивания стихотворений и объяснения смысла непонятных слов, ведь художественное слово является образцом правильной и грамотной речи

Весь год продолжала оснащать группу предметно – развивающей средой.

Педагогическая копилка пополнилась следующими материалами, которые способствуют развитию речи детей

1.Пальчиковая гимнастика . ( развитие речи через мелкую моторику)

2.Дыхательная артикуляционная гимнастика.

3.Словесные дидактические игры.

5.Потешки, поговорки, пословицы, загадки.

 В течение года играла с детьми в дидактические игры: «Подбери картинку к сказке», «Расскажи сказку», «Разрезные картинки по сказкам», «Угадай сказку». Составляли с детьми сказки о своей семье.

Учила  детей сочинять сказки; последовательно, связно рассказывать их друг другу .

Основные этапы работы по обучению сочинения сказок:

Сотворчество со взрослыми.

- придумывание продолжения и завершения сказки, начатой воспитателем,

- придумывание по плану воспитателя,

- придумывание сказки на основе литературного образца,

-изменение конца сказки,

-включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественное слово. Мы с детьми нашей группы очень много читаем. Дети любят, чтобы им читали. После чтения выясняем, что и как поняли.  Наших детей привлекает больше содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. После этого беседуем о прочитанном. Это приучает детей анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Моим детям особенно интересны произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации.

С детьми играем в игры-драматизации по сказкам с использованием масок -шапочек, инсценировки.

Использовала в работе по развитию связной речи приёмы мнемотехники..

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

  • обогащения словарного запаса,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

На тему пересказ рассказов «Четыре желания» Ушинского, «Косточка» Л.Н.Толстого «. Где с помощью мнемотаблицы дети с легкостью запомнили текст и пересказали.

 Сравнительный анализ полученных в ходе ежегодного диагностического обследования результатов показал, что дети к концу года овладели определенными знаниями, умениями и навыками по развитию речи у дошкольников; научились в игровых ситуациях ставить цели и искать их пути решения

Таким образом, считаю, что у детей старшего дошкольного возраста заметно улучшилась связная речь. Повысились творческие способности детей , внимание, воображение. Дети научились пересказывать сказки, читать наизусть стихи с опорой на мнемотаблицу, составлять рассказы по сюжетным картинкам. Занятия по развитию речи дали положительную динамику в развитии детей. Они стали свободно общаться друг с другом и со взрослыми, знают стихотворения, умеют разгадывать загадки. Свободно, для своего возраста, выражают свои мысли, отвечают на довольно сложные вопросы. С помощью взрослого составляют рассказ по картине или игрушке. С удовольствием слушают художественную литературу, отвечают на вопросы по тексту, дети могут передать основную мысль текста, пересказывают знакомые сказки.

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Работу провела в 3 этапа

  1. Подготовительный

(подбор материала)

  1. Основной

(изучение подобранного материала)

  1. Итоговый

(внедрение изученного материала в педагогическом процессе)

Приступая к работе в начале учебного года , по данной теме, я начала с анализа изучения литературы.

Алексеева М.М,

Ушакова О.С, Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях.

Ершова Е.Б Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников.

Ушакова О.С Работа по развитию связной речи в детском саду старшая группа. 2004г.

Лаптева Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Сфера,2013г.

Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники и обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург,2010г.

Детство-Пресс.

Приобщение к словесному искусству .

Смирнова О. дошкольное воспитание 2015г.

Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста».

Папка-передвижка «Идём тропинкой красивой речи»

Памятка «В игры играем – речь развиваем» 

Создание картотеки «Картины для составления рассказов» «Как Миша варежку потерял»,

– «Медвежонок на прогулке».

– «Как подружки котёнка спасли»,

– «Девочка и ёж».

Памятка «Играем вместе с ребёнком»

(речевые игры).

Создала картотеку дидактических игр на развитие связной речи.

Сделаны дидактические игры своими руками:

«Схемы расскажи о животном», «Что сначала, а что потом», «Четвертый лишний», «Доскажи словечко», «Подбери картинку к сказке», «Расскажи сказку», «Разрезные картинки по сказкам», «Угадай сказку». Составляли с детьми сказки о своей семье.

Создала картотеки:

1.Пальчиковая гимнастика . ( развитие речи через мелкую моторику)

2.Дыхательная артикуляционная гимнастика.

3.Словесные дидактические игры.

5.Потешки, поговорки, пословицы, загадки.

Картотека «Речевые игры»

Изготовление родителей с детьми книжек - малышек по любимым сказкам.

Приняла участие в работе вебинара «Пальчиковый театр, как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»

Приняла участие во всероссийском мастер-классе «ФГОС: технология рассказывания и разучивание стихов с дошкольниками».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...