Становление субъектных качеств дошкольников в речевой деятельности (самостоятельность, активность, инициативность, творчество).
методическая разработка по развитию речи

Предложенная авторская разработка отражает основные направления по развитию речи в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте и формирование субъектной позиции дошкольников в речевой деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Становление субъектных качеств дошкольников в речевой деятельности (самостоятельность, активность, инициативность, творчество) подготовила: учитель-логопед МАДОУ ДС №364 Трухина Анна Александровна

Слайд 2

При определении приоритетов в речевом развитии детей существует два подхода: 1. Лингвистический Ведущая задача – развитие словаря 2. Психологический Развитие речи осуществляется в единстве с познавательной деятельностью и мышлением ребенка. Новое слово появляется в речи тогда, когда ребенок познает новое явление. Чем больше познавательный опыт, тем активнее речь ребенка. Основная задача – развитие связной речи. 2

Слайд 3

Актуальность Федеральный государственный образовательный стандарт (ОО «Речевое развитие», целевые ориентиры) Опыт работы ДОУ по формированию субъектной позиции детей в речевой деятельности 3 ЦЕЛЬ деятельности: Развитие коммуникативной компетенции дошкольника, то есть развитие речи как универсального средства общения с окружающими.

Слайд 4

З А Д А Ч И: 5 Развитие связной речи Развитие словаря Формирование грамматически правильной речи Воспитание звуковой культуры речи Подготовка к обучению грамоте

Слайд 5

Основные направления по развитию речи 6

Слайд 6

СТРУКТУРА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7

Слайд 7

ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА 8 Становление мотивационно-потребностной сферы дошкольника Деятельность педагога 1 мл.группа Коммуникационный мотив 2 мл.группа Эмоциональный мотив Средняя группа Побудительный мотив Средняя группа Познавательный мотив Старшая группа Информационный мотив Старшая группа Обозначающий мотив Подг. группа Планирующий мотив Помощь, одобрение; минимум игрушек Отгадывание загадок, создание проблемных ситуаций, элем. Поисковая деятельность, проблемные вопросы Чтение и рассматривание книг, рассказывание, сообщение информации, предварительная работа к НОД Совместное с ребенком создание детских книг, запись рассказов, сказок, загадок, сочиненных детьми Побуждение ребенка к рассказыванию замысла, предполагаемого сюжета, объяснение этапов деятельности Сюрпризные моменты, игровые ситуации, обыгрывание персонажа, яркие звучащие игрушки Создание ситуаций необходимости совместного выполнения поручений, игровых действий

Слайд 8

ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ РЕБЕНКА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ 9

Слайд 9

РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ РЕБЕНКА В РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ НАКОПЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ 10

Слайд 10

РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ОВЛАДЕНИЕ СРЕДСТВАМИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11

Слайд 11

Упражнение в сочинении творческих повествовательных и описательных рассказов. Освоение формы речи-доказательства. Освоение сложного предложения, высказывания из 2- 3-х сложных предложений. РЕЗУЛЬТАТ речевой деятельности – ВЫСКАЗЫВАНИЯ, облечённые в определённую речевую форму. 12

Слайд 12

СВОЙСТВА СУБЪЕКТА самостоятельность инициативность уверенность активность творчество Потребность поделиться информацией со сверстниками, зафиксировать и сохранить результат речевой деятельности (информационный, семантический, планирующий мотивы). Самостоятельная постановка цели, реализация её, соотнесение цели с результатом. Самостоятельный выбор содержания речи (рассказа, сказки, загадки), его структурирование, проявление оригинальности, владение приемами создания нового речевого содержания (комбинирование, олицетворение, отстранение и др). Наличие средств речи, умение самостоятельно творчески пользоваться ими при построении высказывания. Участие в коллективных разговорах. Анализ поведения поступков героев литературных произведений. Критическая, аргументированная оценка речи окружающих. Умение замечать речевые ошибки и доброжелательно конструктивно исправлять их. Умение рефлексировать. Педагоги Родители Ребенок как субъект Создание в ДОУ системы работы по речевому развитию. Организация развивающей речевой среды (материального, духовного, материально-духовного компонентов). Повышение профессионального уровня педагогов в ДОУ, в т.ч. в вопросах речевого развития детей. Использование данных диагностики для осуществления индивидуального подхода и коррекции в развитии речи детей. Применение развивающих игровых технологий, стимулирующих речевое творчество и самостоятельность детей. Модель субъектной позиции ребенка в речевой деятельности По казатели субъектной позиции (потребности, возможности, способности ребенка) Условия формирования позиции 13



Предварительный просмотр:

Становление субъектных качеств дошкольников в речевой деятельности (самостоятельность, активность, инициативность, творчество).

Теоретической и методологической основой разработки явились материалы исследований авторов комплексной образовательной программы «Детство» В.И.Логиновой, О.Н.Сомковой.

В определении приоритетов в речевом развитии дошкольников мы опираемся на психологический подход. Суть его: развитие речи осуществляется в единстве с познанием и мышлением ребенка. Основная задача - развитие связной речи.

 Необходимость разработки нами педагогической технологии речевого развития дошкольников была обусловлена рядом факторов:

  1. Речевое развитие - одно из направлений ФГОС, в котором прописана необходимость развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Кроме того, данное направление отражено в социально-нормативных возрастных характеристиках возможных достижений ребенка.
  2. Возникновение необходимости систематизации и обобщения опыта работы педагогического коллектива по развитию речи дошкольников и формированию субъектной позиции детей в речевой деятельности. 

Реализация цели развития коммуникативной компетенции дошкольника осуществляется путем решения задач, обозначенных в программе.

Предложенная нами разработка отражает основные направления по развитию речи в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.

Деятельностный подход является важнейшим условием успешной реализации раздела программы «Речевое развитие».

Исследования авторов программы свидетельствуют о том, что интенсивность развития речи ребенка зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Важным условием проявления субъектной позиции является развитие основных компонентов речевой деятельности, отраженных в структуре.

Модели формирования субъектной позиции ребенка проходят через развитие всех компонентов речевой деятельности. Модель раскрывает становление мотивационно-потребностной сферы в зависимости от возрастного этапа развития ребенка,  так же определено содержание деятельности педагога. Нарастание субъектной позиции ребенка в речевой деятельности по освоению целевого компонента идет по линии усиления самостоятельности и осознанности в постановке цели, ее реализации и соотнесении с результатом.

Накопление содержания для речевой деятельности ребенка происходит за счет расширения представлений об окружающей действительности (от предметов ближайшего окружения до сферы взаимоотношений между людьми), развития эмоциональной сферы и становления ценностной ориентации.

В представленной модели отражено нарастание субъектной позиции ребенка через овладение им основным средством - языком и дополнительными средствами невербальными способами передачи мыслей.

Результатом речевой деятельности выступают высказывания, облеченные в определенную речевую форму. В программе они определены по каждой возрастной группе. Субъектная позиция ребенка в речевой деятельности характеризуется умением оценить ее результативность и внести коррективы в соответствии с поставленной целью.

Педагогами нашего ДОУ накоплен опыт формирования субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности, в т.ч. и в речевой. Выделены показатели субъектности, условия формирования, свойства субъекта.

Соотношение форм работы по развитию речи определяется современными требованиями стандартов к организации образовательного процесса и моделью педагогического процесса, по которой работает ДОУ.

Наше учреждение использует сборную модель (на основе блоков совместной, учебной и самостоятельной деятельности). Поэтому основное содержание программы по речевому развитию решается в различных формах совместной деятельности педагога с ребенком.

Организация процесса формирования способностей детей в речевой деятельности в ДОУ имеет системный характер. Элементами системы являются цель, задачи, содержание, организация и мониторинг образовательного процесса. С целью отслеживания эффективности реализации технологии определены критерии оценки.

Творческой группой разработаны рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в соответствии с реализуемой программой. Определены и систематизированы оборудование и материалы по развитию речи детей всех возрастных групп по представленным разделам.

В технологии представлена система мониторинга деятельности коллектива по формированию способностей детей в речевой деятельности. Она помогает отслеживать эффективность и качество педагогического процесса, вносить своевременные коррективы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Становление этнокультурной компетенции дошкольников в музыкальной деятельности

Статья посвящена проблемам становления этнокультуры дошкольников в процессе музыкальной деятельности.Рассмотрены направления перспективно-тематического планирования с включением рагионального компонен...

Статья "Становление этнокультурной компетенции дошкольников в музыкальной деятельности

Статья посвящена проблемам становления этнокультуры дошкольников в процессе музыкальной деятельности.Рассмотрены направления перспективно-тематического планирования с включением рагионального компонен...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

           АКТУАЛЬНОСТЬ  ТЕМЫ            В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с проблемой у...