8.06.2023 Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

 Сальникова Галина Борисовна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_gazety.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

"Лисонька"

- общеобразовательные задачи: создавать условия для развития коммуникативных навыков детей; совершенствовать диалогическую речь, развивать монологическую;

- развивающие задачи: развивать словесно-логическое мышление на основе составления односложных рассказов из личного опыта; развивать умение самостоятельно произносить небольшие монологи; способствовать развитию фантазии, речевого творчества, умению выражать свою мысль

- воспитательные задачи: создавать атмосферу эмоционального благополучия в процессе занятия; устанавливать дружеские отношения с окружающими детьми, людьми.

Методы: наглядные, игровые, словесные, проблемные.

Наглядный материал: картинки с изображением лисы, лисят в природе, иллюстрации к сказкам, где героиня - лиса, картинки с видами жилищ зверей.

Предварительная работа: Рассматривание картин с изображением диких животных, беседа о жизни и повадках лисы в разное время года, чтение русских народных сказок о лисе, отгадывание загадок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: — Отгадайте загадку

- Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

Да, верно – это дикое животное лиса. А эта загадка - маленькое, но точное описание ее внешности и характера поведения.

Воспитатель: — Сегодня, 17 февраля, народный праздник - Николай Студёный. В народе про этот праздник говорят: "На Николу всегда мороз". А ещё люди заметили, что в этот день в лесу лисы выходят на лесные полянки покрасоваться друг перед другом. Лисы ударяются в пляс, жеманятся. Повстречаются рыжие, встают на дыбки и давай на задних лапах пританцовывать, пышные хвосты волочатся, снег метут. Называют этот день - лисий праздник. Посмотрите на картинки с изображением лис; лиса гуляет, охотится - мышкует, красуется, лиса- заботливая мама.

Хотите и мы с вами станем все лисами?

Дети надевают маски лис, выбирают себе игрушку лису. Рассмотрите лисоньку, полюбуйтесь друг на друга.

Воспитатель: — Обратите внимание на лису и расскажите, какая она? Как она выглядит?

Дети: — Рыжая, золотистая, пушистая, длиннохвостая.

Воспитатель: — Вспомните, какие у лисы повадки. Что она умеет делать?

Дети: — Хитрая, проворная, ловкая. Она – хищница, охотница.

Воспитатель: — Какие слова можно подобрать, говоря о шерсти лисы?

Дети: — Пушистая, мягкая, теплая. Воспитатель: — Что еще может быть, пушистым? (Шапка, шуба, шарф, носки,

воротник.)

- Что еще может быть мягким? (Подушка, перина,

вата.)

- Что еще может быть теплым? (Кофта, рукавицы,

ветер, погода.)

Вдумайтесь, ребята, как много слов могут обладать одними и теми же качествами, подходить под одно

и тоже описание. Это говорит нам о многозначности значения слова. А теперь игра "Придумай словечко"

Воспитатель: — Если лиса очень хитрая, то, как сказать про такую лису?

Дети: — Хитрющая.

- У лисы длинный красивый хвост. Как ее можно назвать одним словом?

Дети: — Длиннохвостая.

Воспитатель: — На кончике хвоста у лисы мех белый, чтобы лисятам в сумерках, когда темно в лесу было видно лису, не сбиться с пути. А зачем лисе длинный хвост?

ДЕТИ отвечают.

Воспитатель: — Я прочитаю вам рассказ Николая Сладкова " Отчего у лисы длинный хвост"

От любопытства! Не от того же, в самом деле, что она следы свои будто бы хвостом

заметает . Длинным лисий хвост становится от любопытства Начинается всё с той поры, как прорежутся у лисят глазки. Хвосты у них в ту пору совсем ещё маленькие и короткие. Но вот глаза прорезались - и хвосты сразу начинают вытягиваться. Становятся всё длинней и длинней. И как же им не становиться длинными, если лисята изо всех силёнок тянутся к светлому пятнышку - к выходу из норы. Ещё бы: шевелится там что-то невиданное, шумит что-то неслыханное и пахнет нечуянным! Только вот страшно. Страшно вдруг оторваться от обжитой норы. И потому высовываются лисята из неё только на длину своего короткого хвостика. Словно придерживаются кончиком хвоста за родимый порог. Чуть что - чур-чура- я дома! А белый свет манит. Цветы кивают: понюхайте нас! Камни блестят: "Потрогайте нас!" Жуки скрипят: "Поймайте нас!" Лисята тянутся, тянутся всё дальше и дальше. Хвостишки их вытягиваются, растягиваются. И становятся всё длинней и длинней. От любопытства, конечно. Отчего же ещё?

Воспитатель: — Все верно, а сейчас мы поиграем в игру "Хитрая лиса"

Подвижная игра "Хитрая лиса".

Скажите, а где живёт лиса?

Проводится д/игра "Чей дом"

Дети из предложенных картинок должны найти жилище лисы, объяснить, почему именно нора, для чего она нужна.

Воспитатель: — У лисы нора глубокая, много выходов и входов, чтобы спрятаться

Воспитатель: — А какими словами называют лису в сказках?

Дети: — Лисичка, лисонька, лисичка сестричка, Лиса Патрикеевна, хитрая плутовка.

Воспитатель: Назовите сказки, где героиня лиса. Найдите иллюстрации к этим сказкам. Какая лиса в той или иной сказке. Дети рассматривают картинки, рассказывают.

Воспитатель: — Вы все себе выбрали игрушку лису в начале занятия. Сейчас посмотрите на игрушку и расскажите нам, какая лиса у вас опишите её. Все слова, которые вы говорили про лису можете использовать, когда будете рассказывать о своей лисе .

Дети друг за другом говорят о своей лисе, характеризуя её.

Воспитатель: — А сейчас все покажут, как ходит лиса, какая она важная, изящная. Дети показывают движения.

Воспитатель: — Какие вы все молодцы! И рассказали про лису, и показали какая она.

Я думаю, лисоньке очень понравилось. И она с вами хочет поиграть. Дети играют с игрушками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)

Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия  в словесно-речевых играх....