Дополнительная образовательная программа АБВГДейка
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Комник Ольга Владимировна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programa_dop._obrazovaniya_abvgdeyka_komnik_o.v.docx64.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Кировское»

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«АБВГДейка»

Уровень программы: стартовый

Направленность: социально-гуманитарная

Адресат программы: 6-7 лет

Срок реализации программы: 1 год

Комник Ольга Владимировна                                  

педагог дополнительного образования

с. Кировское

2022

Структура программы

Раздел 1. Целевой раздел

1.1. Титульный лист

1

1.2. Пояснительная записка

3

Раздел 2. Содержательный раздел

2.1. Учебный план

9

2.2. Содержание учебной программы

10

2.3. Форма проведения аттестации

19

2.4. Календарный учебный график

24

Раздел 3. Организационный раздел

3.1. Методическое обеспечение программы

25

3.2. Материально-техническое обеспечение программы

26

3.3. Кадровое обеспечение программы

26

Раздел 1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана и реализуется в соответствии с нормативными документами:

 - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 - Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;

 - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Приказом Минтруда Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

 - Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г.  № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы);

-    Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Методические рекомендации по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, рекомендованные министерством образования Сахалинской области от 03.07.2020 г. № 3.12-4374/20.

Направленность программы: социально-гуманитарная.

Уровень программы: содержание и материал программы соответствуют стартовому уровню сложности, то есть используется и реализуется доступная и универсальная форма организации материала, дается минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Актуальность.

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Школа  и родители заинтересованы в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению, то есть имели бы развитый фонематический  слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели правильно держать карандаш и свободно ориентироваться в тетради. Дети, получившие такую подготовку,  легко  овладеют в школе процессом чтения и письма. Актуальность  данной программы обусловлена  поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению чтению детей старшего дошкольного возраста.

Известно, что одной из важных составляющих обучения грамоте является хорошо развитый фонематический слух. На занятиях «АБВГДейка» предлагаются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память ребенка к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, ребенок знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией. В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза. Другой важной составляющей успешного обучения является хорошо развитая мелкая моторика, поэтому в программе представлены упражнения и по подготовке руки к написанию печатных букв.

Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.

Занятия по программе «АБВГДейка» направлены на формирование правильного звукопроизношения, обогащение словарного запаса, подготовки руки к письму. Все задания построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их, дети учатся читать слоги, определять количество слогов в слове.

Занятия проводятся в игровой форме, которая является наиболее приемлемой и эффективной для обучения и развития детей 6-7 лет, позволят подготовить детей к правильному восприятию звуков речи и письму, помогает создать радостную атмосферу в группе. Забавные стишки о буквах и игры на развитие мелкой моторики способствуют лучшей подготовленности к школьному обучению, дети в занимательной игровой форме усваивают такие понятия, как звук и буква, их различия и особенности.

Отличительные особенности программы.

 Дополнительная общеобразовательная программа «АБВГДейка» предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный уровень развития речи, навыков чтения, графических умений, необходимых для обучения в школе.

Адресат программы. Программа разработана для детей 6-7 лет.

Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий. При реализации программы используется очная форма обучения. Занятия проводятся всем составом объединения.

Тип занятия: теоретический, практический.

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, объяснение), наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приёмов исполнения, наблюдение, работа по образцу), практический (графический диктант, прописи, печатание букв).

Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного и наглядного материалов и закрепляется практическим освоением темы. 

 Объём программы.

Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы составляет 68 часов в год.

Срок реализации программы: 1 год.

Режим занятий. 2 раза в неделю, продолжительность занятия 30 минут.

 Цель программы: формирование мотивации ребенка дошкольного возраста к изучению мира звуков и букв, интереса к чтению через развитие соответствующих навыков слогового чтения.

Задачи:

Образовательные: обеспечение овладения минимальным уровнем знания фонематических, звуко - буквенных, графических средств, которые дадут возможность перейти к следующему этапу обучения чтению, обучение правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; закрепление умения проводить звуковой анализ, определение количества слов в предложении и составление предложений.

Развивающие: обогащение словарного запаса, развитие речи детей, развитие фонематического и речевого слуха, развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, развитие навыка чтения целыми словами и небольшими предложениями.

Воспитательные: формирование интереса к чтению, воспитание аккуратности, коммуникабельности, любознательности.

Планируемые результаты.

Метапредметные результаты: 

  • развитие мотивации к обучению чтению, самостоятельности,  ответственности, активности,  аккуратности и т.п.
  • использовать устную и письменную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;
  • развивать связную речь;
  • развивать умение использовать в своей речи разные части речи;
  • развивать мелкую моторику, глазомер;

Личностные результаты:

  • формировать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим;
  • формировать культуру речевого общения;
  • формировать положительную самооценку;
  • формировать потребность в самоорганизации: трудолюбие, основы самоконтроля, самостоятельность;
  • воспитывать внимание;
  • воспитывать интерес к чтению.

Предметные результаты:

  • формировать и развивать фонематический слух;
  • учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией;
  • знакомить со слоговой структурой слова;
  • формировать умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;
  • формировать умения пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
  • расширять словарный запаса детей;
  • формировать и развивать звуко-буквенный анализ;
  • готовить руку ребёнка к письму;
  • учить различать на слух и при произношении гласные и согласные звуки;
  • учить определять твердость и мягкость, звонкость и глухость согласных,  количество звуков в слове, выделять ударный слог;
  • учить первоначальному слоговому чтению.

Раздел 2. Содержательный раздел

2.1. Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1

Проведение первого мониторинга

1

1

Предварительный

контроль

2

Встреча Слыша и Буковки

2

1

1

Текущий контроль

3

Волчонок

2

1

1

4

Друзья заблудились

2

1

1

5

Гномик

2

1

1

6

Сосед Лопух.

2

1

1

7

Сосед-лопух (продолжение)

Закрепление  звуков [а],[у],[о],[м],[м']

и букв А, У, О, М.

2

1

1

8

Родничок

2

1

1

9

Гусь летит.

2

1

1

10

Закрепление звуков и букв А, У, О, М, С, Х.

2

1

1

11

Змейка

2

1

1

12

Анализ слогов ША,ШО,ШУ; СА,СО,СУ.

2

1

1

13

Мышонок-капитан

2

1

1

14

Закрепление звуков и букв А, У, О, М, С, Х, Ш, Л.

2

1

1

15

Медвежонок

2

1

1

16

Скрип двери

2

1

1

17

Три задания

2

1

1

18

Три задания.

Закрепление  звуков, [р], р']; буквы Р.Написание большой буквы в именах людей.

1

1

19

Сопоставление звуков [р] и [л].

2

1

1

20

Повторение пройденного.

2

1

1

21

Промежуточная диагностика

1

1

Текущий

22

Ключ и замок

2

1

1

23

Закрепление  звуков, [к], [к']; буквы К.

Ежонок и ключ.

2

1

1

24

Ежонок

2

1

1

25

Ежонок(продолжение)

Закрепление  звуков, [п], [п']; буквы П.

2

1

1

26

Дятел -малыш

2

1

1

27

Дятел – малыш (продолжение)

Закрепление  звуков, [т], [т']; буквы Т.

2

1

1

28

Карусели

2

1

1

29

Карусели (продолжение)

Закрепление  звука  [и]; буквы И.

2

1

1

30

Озябшие друзья

2

1

1

31

Родничок

Сопоставление звуков [з] и [с].

2

1

1

32

Ветер

2

1

1

33

Ветер (продолжение)

Закрепление  звуков [в], [в']; буквы В.

2

1

1

34

Спасение жука

2

1

1

35

Спасение жука (продолжение)

Закрепление звука [ж], буквы Ж. Сопоставление

Ш – Ж; ЖИ – ШИ.

2

1

1

36

Итоговое занятие

«Путешествие в страну АБВГДейка»

1

1

Итоговый контроль

Итого

68

32

36

             

2.2. Содержание учебного плана

Проведение первого мониторинга.

Выявить знания, умения, навыки детей.  Провести обработку данных, заполнив диагностические таблицы, определив уровень овладения.

Встреча Слыша и Буковки.

Теоретическая часть: Познакомить детей с гласным звуком [а] и буквой А, а. Закрепить термин «гласный». Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.

Практическая часть: Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Обводка и штриховка контуров; знакомство с написанием больших и маленьких букв.

Волчонок.

Теоретическая часть: Познакомить детей с гласным звуком [у] и буквой У. Закрепить термин «гласный». Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.

Практическая часть: Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Умение держать карандаш и ручку при письме. Штриховка.

Друзья заблудились.

Теоретическая часть: Закрепить с детьми знания о звуках [а], [у]; буквах А, а; У, у. Дать понятие «слог», что гласный образует слог. Закрепить термин «гласный».

 Практическая часть: Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Умение держать карандаш и ручку при письме. Штриховка.

Гномик.

Теоретическая часть: Продолжать знакомить детей с гласным звуком [о] и буквой О. Закрепить термин «гласный». Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.

Практическая часть: Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями. Обводка и штриховка контуров; знакомство с написанием больших и маленьких букв.

Сосед Лопух.

Теоретическая часть: Познакомить детей с согласными  звуками [м], [м'] и буквой М, м.  Познакомить с термином «согласный», может быть твердым и мягким звуком.

Практическая часть: Начинать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Умение держать карандаш и ручку при письме. Штриховка.

Сосед-лопух (продолжение) Закрепление  звуков [а],[у],[о],[м],[м'] и букв А, У, О, М.

Теоретическая часть: Закрепить с детьми знания о звуках [а], [у],[о],[м],[м']; буквах А, а; У, у; О, о; М, м. Учить детей составлять и читать слоги и слова по разрезной азбуки и слоговой таблице.

Практическая часть: Продолжать овладевать технической стороной письма. Обводка и штриховка контуров; знакомство с написанием больших и маленьких букв.

Родничок.

Теоретическая часть: Продолжать знакомить детей с согласными  звуками [с], [с'] и буквой С, с. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки.

Практическая часть: Продолжать  овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Обводка и штриховка контуров; знакомство с написанием больших и маленьких букв.

Гусь летит.

Теоретическая часть: Продолжать знакомить детей с согласными  звуками [х], [х'] и буквой Х, х. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки.

Практическая часть: Продолжать  овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Обводка и штриховка контуров; знакомство с написанием больших и маленьких букв.

Закрепление звуков и букв А, У, О, М, С, Х.

Теоретическая часть: Продолжать обучение детей звуковому анализу слов. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.

Практическая часть: Продолжать  овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Обводка и штриховка контуров; знакомство с написанием больших и маленьких букв.

Змейка.

Теоретическая часть: Продолжать знакомить детей с согласным  звуком [ш],  и буквой Ш, ш. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым звуком. Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.

Практическая часть: Продолжать  овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Обводка и штриховка контуров; знакомство с написанием больших и маленьких букв.

Анализ слогов ША,ШО,ШУ; СА,СО,СУ.

Теоретическая часть: Продолжать знакомить детей со звуком [ш] и буквой Ш, ш. Учить детей читать слоги с этим звуком, делить слова на слоги. Практическая часть: Продолжать  овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Обводка и штриховка контуров; знакомство с написанием больших и маленьких букв.

Мышонок-капитан.

Теоретическая часть: Продолжать знакомить детей с согласными  звуками [л], [л'] и буквой Л, л. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки.

Практическая часть: Продолжать  овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Обводка и штриховка контуров; знакомство с написанием больших и маленьких букв.

Закрепление звуков и букв А, У, О, М, С, Х, Ш, Л.

Теоретическая часть: Продолжать обучение детей звуковому анализу слов; учить называть слова с заданным звуком, чтение слогов с договариванием до целого слова по слоговым таблицам. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.

Практическая часть: Продолжать  овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Обводка и штриховка контуров; знакомство с написанием больших и маленьких букв.

Медвежонок.

Теоретическая часть: Продолжать знакомить детей с гласным звуком [ы] и буквой Ы. Закрепить термин «гласный». Продолжать учить читать слова, делить слова на слоги, учить находить ударный слог.

Практическая часть: Продолжать  овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Обводка и штриховка контуров; знакомство с написанием больших и маленьких букв.

Скрип двери.

Теоретическая часть: Продолжать знакомить детей с согласными  звуками [н], [н'] и буквой Н, н. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки.

Практическая часть: Продолжать  овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Обводка и штриховка контуров; знакомство с написанием больших и маленьких букв.

Три задания.

Теоретическая часть: Продолжать знакомить детей с согласными  звуками [р], [р'] и буквой Р, р. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.

Практическая часть: Продолжать  овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Обводка и штриховка контуров; знакомство с написанием больших и маленьких букв.

Три задания. Закрепление  звуков, [р], р']; буквы Р. Написание большой буквы в именах людей.

Теоретическая часть: Закрепить с детьми  звуки [р], [р'] и букву Р, р. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. Объяснить детям написание большой буквы в именах людей.

Практическая часть: Продолжать  овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Обводка и штриховка контуров; знакомство с написанием больших и маленьких букв.

Сопоставление звуков [р] и [л].

Теоретическая часть: Уметь найти сходство и отличие звуков [р] и [л], учить детей выделять звуки в стихах, загадках, словах. . Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.

Практическая часть: Продолжать  овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Обводка и штриховка контуров; знакомство с написанием больших и маленьких букв.

Повторение пройденного.

Теоретическая часть: Продолжать развивать умение различать гласные звуки [а], [о], [у], [ы]; согласные звуки [м], [м'], [с], [с'], [х], [х'], [ш], [л], [л'], [н], [н'], [р], [р']. Фиксировать звуки речи фишками, закрепить знания о мягких и твердых согласных, интонационных знаках в конце предложения.

Практическая часть: Учить детей складывать буквы из палочек, помочь ребенку запомнить графический образ данной буквы. Умение держать карандаш и ручку при письме. Штриховка.

Ключ и замок.

Теоретическая часть: Познакомить детей с согласными  звуками [к], [к'] и буквой К, к. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог.

Практическая часть: Учить детей складывать буквы из палочек, помочь ребенку запомнить графический образ данной буквы. Умение держать карандаш и ручку при письме. Штриховка.

Закрепление  звуков, [к], [к']; буквы К. Ежонок и ключ.

Теоретическая часть: Закрепить с детьми  звуки [к], [к'] и букву К, к. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог.  Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.

Практическая часть: Учить детей складывать буквы из палочек, помочь ребенку запомнить графический образ данной буквы. Умение держать карандаш и ручку при письме. Штриховка.

Ежонок.

Теоретическая часть: Познакомить детей с согласными  звуками [п], [п'] и буквой П, п. Учить детей составлять и читать слова из слогов. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог.

Практическая часть: Учить детей складывать буквы из палочек, помочь ребенку запомнить графический образ данной буквы. Умение держать карандаш и ручку при письме. Штриховка.

Ежонок (продолжение). Закрепление  звуков, [п], [п']; буквы П.

Теоретическая часть: Закрепить с детьми  звуки [п], [п'] и букву П, п. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Учить детей составлять и читать слова из слогов, упражнять в чтении слов по слоговой таблице.

Практическая часть: Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Умение держать карандаш и ручку при письме. Штриховка.

Дятел – малыш.

Продолжать знакомить детей с согласными  звуками [т], [т'] и буквой Т, т. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог.

Практическая часть: Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Умение держать карандаш и ручку при письме. Штриховка.

Дятел – малыш (продолжение). Закрепление  звуков, [т], [т']; буквы Т.

Теоретическая часть: Закрепить с детьми  звуки [т], [т'] и букву Т, т. Учить детей составлять и читать слова из слогов, читать слова по таблице, по карточкам. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.

Практическая часть: Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Умение держать карандаш и ручку при письме. Штриховка.

Карусели.

Теоретическая часть: Продолжать знакомить детей с гласным звуком [и] и буквой И. Учить находить место звука в двух позициях – в середине слова и на конце, развивать фонематический слух.  Закрепить термин «гласный». Продолжать учить читать слова, делить слова на слоги, учить находить ударный слог.

Практическая часть: Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Умение держать карандаш и ручку при письме. Штриховка.

Карусели (продолжение). Закрепление  звука  [и]; буквы И.

Теоретическая часть: Закрепить с детьми  звук [и],  букву И, и. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух.  Показать, что этот звук образует слог и может быть отдельным словом. Учить детей составлять и читать слова из слогов, читать слова по таблице, по карточкам.  

Практическая часть: Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Умение держать карандаш и ручку при письме. Штриховка.

Озябшие друзья.

Теоретическая часть: Продолжать знакомить детей с согласными  звуками [з], [з'] и буквой З, з. Учить детей составлять и читать слова из слогов. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог.

Практическая часть: Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Умение держать карандаш и ручку при письме. Штриховка.

Родничок. Сопоставление звуков [з] и [с].

Теоретическая часть: Уметь найти сходство и отличие звуков [з] и [с], учить детей выделять звуки в стихах, загадках, словах. Учить детей читать слова по слогам. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Практическая часть: Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  

Ветер.

Теоретическая часть: Продолжать знакомить детей с согласными  звуками [в], [в'] и буквой В, в. Учить детей составлять и читать слова из слогов. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог.

Практическая часть: Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Умение держать карандаш и ручку при письме. Штриховка.

Ветер (продолжение). Закрепление  звуков [в], [в']; буквы В.

Теоретическая часть: Закрепить с детьми  звуки [в], [в'] и букву В, в. Учить детей составлять и читать слова из трех – шести букв, читать слова по таблице, по карточкам. Подбирать пары рифмующихся слов, развивать поэтический слух.

Практическая часть: Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Умение держать карандаш и ручку при письме. Штриховка.

Спасение жука.

Теоретическая часть: Продолжать знакомить детей с согласным  звуком [ж],  и буквой Ж, ж. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может быть только твердым звуком.

Практическая часть: Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Умение держать карандаш и ручку при письме. Штриховка.

Спасение жука (продолжение). Закрепление звука [ж], буквы Ж. Сопоставление Ш – Ж; ЖИ – ШИ.

Теоретическая часть: Уметь найти сходство и отличие звуков [ш] и [ж], учить детей выделять звуки в стихах, загадках, словах. Учить детей читать слова по таблице, заменять один звук в слове другим, соотносить звук и букву. Практическая часть: Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Умение держать карандаш и ручку при письме. Штриховка.

Итоговое занятие «Путешествие в страну АБВГДейка»

Теоретическая часть: Закрепить пройденный материал по основным единицам речи: звуку, слову, предложению. Упражнять детей в чтении слогов, слов, коротких предложений – повествовательных, вопросительных, восклицательных. Закрепить представление о начертании печатных букв, показать, что буквы можно не только писать, но и моделировать разными способами. Создавать у детей радостное настроение.

2.3. Форма проведения аттестации

Мониторинг освоения Программы включает в себя:

  • мониторинг сохранности состава группы воспитанников, занимающихся по данной программе, и вовлеченных в деятельность;
  • викторина;
  • педагогическое наблюдение за деятельностью детей;
  • индивидуальные беседы с учащимися.

Методика  обследования  речевого развития

      Диагностическое обследование по оценке эффективности работы,

направленной на овладение воспитанниками чтением, проводится 3 раза в год с небольшим изменением диагностического материала для отслеживания динамики развития воспитанников. Методика оценки развития воспитанников по обучению грамоте была разработана на основе критериев, предложенных О.С.Ушаковой, С.М.Струниной и Т.П.Сальниковой.

Критерии оценки

Воспитанники:

- различают понятия: звук, буква, слог, слово, предложение;

- могут разделить простое предложение на слова с указанием их

последовательности;

- делят слова на слоги (определяют их количество, последовательность);

- составляют слова из слогов;

- производят звуковой анализ слов;

- дифференцируют звуки (гласные, согласные: твёрдые, мягкие, звонкие,

глухие);

- находят в предложении слова с заданным звуком;

- владеют чтением.

Диагностические задания (вариант):

1. Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

Педагог задаёт ребёнку вопросы:

1. Что я сейчас назову? Послушай внимательно (называет звуки).

2. А сейчас что я назвала? (называет слоги).

3. Что я назвала сейчас? (называет слова).

4. А сейчас что я назвала? (называет предложение).

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребёнок правильно отвечает на все вопросы самостоятельно.

Средний уровень – ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого.

Низкий уровень – ребёнок затрудняется ответить на вопросы.

2. Может разделить простое предложение на слова с указанием их

последовательности.

Педагог называет предложение, состоящее из 3-4 слов и задаёт вопросы:

1.Что я сейчас сказала?

2. Сколько слов в предложении?

3. Какое слово первое? (второе, третье…)

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребёнок правильно отвечает на вопросы самостоятельно.

Средний уровень – ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого.

Низкий уровень – ребёнок затрудняется ответить на вопросы.

3. Делит слова на слоги (определяет их количество, последовательность).

Педагог называет ребёнку двусложное, трёхсложное, односложное слово и предлагает определить количество слогов в этом слове, назвать первый слог,

второй, третий.

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребёнок правильно определяет количество слогов в слове.

Средний уровень – ребёнок иногда ошибается, но исправляет свою ошибку.

Низкий уровень – ребёнок часто ошибается и не всегда может исправить

ошибку.

4. Составляет слова из слогов.

Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру «Весёлые слоги».

Подготовка исследования:

Подготовить карточки размером 3х2 см, на которых написаны различные слоги (приблизительно 24 слога, из которых в последующем можно будет составить 11слов).

Проведение исследования:

Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру «Весёлые слоги». Посмотри, как много слогов, они разбежались, а мы с тобой соберём их в слова»

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребёнок правильно составил от 8 до 11 слов.

Средний уровень – ребёнок правильно составил от 5 до 7 слов.

Низкий уровень – ребёнок составил 4 и менее слов или не составил слов вообще.

5. Производит звуковой анализ слов.

Подготовка исследования:

Подготовить картинки с изображением предметов (мак, мост, кукла, сорока, картина, черепаха); набор фишек красного, синего, зелёного цвета.

Проведение исследования:

Эксперимент проводится с детьми индивидуально. Перед ребёнком поочерёдно кладут картинки и предлагают ответить на вопросы:

1. Что нарисовано на картинке?

2. Какой звук в слове первый?

3. Третий и т.д.

По мере называния звуков ребёнок ставит фишки, составляя схему слова. (При первичном диагностировании ребёнок определяет количество звуков в слове на слух)

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребёнок справился с 6 – 7 словами.

Средний уровень – ребёнок справился 4 – 3 словами

Низкий уровень – ребёнок справился с 2 – 1 словом.

6. Дифференцирует звуки.

Проведение исследования:

Педагог произносит звук, предлагает ребёнку рассказать какой это звук

( гласный, согласный: твёрдый, мягкий, звонкий глухой).

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребёнок не допустил ни одной ошибки.

Средний уровень – ребёнок допустил одну ошибку.

Низкий уровень – ребёнок допустил более одной ошибки.

7. Находит в предложении слова с заданным звуком. 

(При первичном диагностировании выделяет звуки из слова).

Методика «Звуковые прятки»

Педагог рассказывает ребёнку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера взрослый произносит несколько гласных и согласных звуков. Затем ребёнку предлагают поиграть в « прятки» со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук нужно искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть ли разыскиваемый звук в слове.

Предлагается искать звуки: о, а, ш, с.

Все слова надо произносить очень чётко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже тянуть (отыскиваемый гласный звук должен стоять под ударением). Надо предложить ребёнку, чтобы он сам произнёс вслед за экспериментатором слово и послушал его. Можно повторить слово несколько раз. При заключительном диагностировании находит в предложении слова с заданным звуком.

Оценка результатов:

Высокий уровень – не допустил ни одной ошибки.

Средний уровень – допущена одна ошибка.

Низкий уровень – если допущено более одной ошибки.

8. Владеет чтением.

(с учетом возрастных особенностей)

Для определения уровня овладения чтением ребёнку предлагается прочитать предложение из 3 – 4 слов.

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребёнок бегло читает целыми словами.

Средний уровень – ребёнок читает по слогам.

Низкий уровень – ребёнок читает по буквам.

Диагностическая карта:

имя

Первичное обследование

Промежуточное обследование

Заключительное обследование

Общ.

уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

2.4. Календарный учебный график

Год

обучения

Дата начала занятий

Дата

окончания

занятий

Кол-во

учебных недель

Кол-во дней

Кол-во

часов

Режим занятий

1 год обучения

06.09.2022

28.05.2023

34 недели

68 дней

68 часов в год

2 раза в неделю, продолжительность 30 минут

Раздел 3. Организационный раздел

3.1. Методическое обеспечение программы

Дидактическое обеспечение дополнительной образовательной программы располагает широким набором материалов и включает:

 - видео и фотоматериалы по разделам занятий;

 - естественнонаучную литературу для учащихся в соответствии с возрастом (энциклопедии, учебные пособия, книги);

 - методическую копилку игр (для физкультминуток и на сплочение детского коллектива);

 - иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки, таблицы, схемы).

Список литературы 

  1. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме. Методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2005. – 112с. (электронный ресурс, картотека).
  2. Гербова В.В. – Учусь говорить: Пособие для детей старшего дошкольного возраста/  М.: Просвещение, 2002.

3. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. М: «Питер», 1997.

4. Голубина Т. Г. Чему научит клеточка. М.: «Мозаика-Синтез», 2001.

5. Заречная С. И. Прописи для самых маленьких.

6. Савичев В. Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития»,

7. Сказка о веселом язычке. М.: Издательский дом «Карапуз», 2002. (электронный ресурс, картотека).

8. Шумаева Д.Г. – Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению/ СПб: «Детство – Пресс», 2000.

9. Яцель О.С. – Учимся правильно употреблять предлоги в речи/ М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2011.

3.2. Материально-техническое обеспечение программы

Для успешной реализации программы необходимы следующие материально-технические условия: учебный кабинет, столы и стулья для учащихся и педагога, шкаф и стеллажи для хранения дидактических пособий. Технические средства обучения: компьютер, принтер, проектор.

Материалы необходимые для занятий:

Тетради в клетку, офисная бумага А4, карандаши цветные, графический карандаш, пластилин, счетные палочки.

3.3. Кадровое обеспечение программы

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «АБВГДейка» обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим высшее профессиональное образование, отвечающее квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и профессиональном стандарте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "АБВГдейка" для детей 5 - 7 лет.

В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому являются возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицее...

Дополнительная общеобразовательная программа "АБВГДейка"

Развитие речи детей, подготовка к обучению в школе....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «АБВГДейка»

Одной из острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадоптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных нервозов, повышенной тревожн...

Дополнительная общеразвивающая программа "АБВГДейка"

В. БерестовКак хорошо уметь читатьКак хорошо уметь читать!Не надо к маме приставать,Не надо бабушку трясти:"Прочти, пожалуйста, прочти!",Не надо умолять сестрицу :"Ну прочитай ещё стран...

Дополнительная общеобразовательная программа АБВГДейка

В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих подрастающих детей как можно раньше. Тенденция к снижению возраст...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ «АБВГДейка+»

Тип программы: образовательная.Образовательная область: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.Форма ре...

Дополнительная образовательная программа "АБВГДейка"

Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками,...