Конспект индивидуального логопедического занятия
план-конспект занятия по развитию речи

Лысенко Светлана Яковлевна

 

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:

 «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-З

В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopeda.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30 комбинированного вида»

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:

 «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-З

В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ»

                                                                        Подготовила:

                                                                        учитель-логопед высшей

                                                                        квалификационной категории

                                                                        Лысенко С.Я.

                                          Михайловск, 2023г.

Тема: Дифференциация звуков [с], [з] в слогах, словах и предложениях.

Лексическая тема: «Дни недели».

Форма учебного занятия: подгрупповое.

Цель: упражнение в сравнении, различении и правильном произношении звуков [с], [з] в слогах, словах, предложениях.

Учебные задачи:

Образовательные:

- формирование практических умений и навыков пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
- закрепить навык характеристики  звука  по артикуляционным и акустическим признакам;

- формирование кинестетического образа звуков [с] и [з] (ощущения положения органов артикуляции);

- учить образовывать прилагательные с противоположным значением.

Коррекционно-развивающие:

- развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, зрительного внимания, мелкой моторики рук;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие грамматического строя речи;
- улучшение общей моторики и координации движений.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей самоконтроль за речью и поведением; - воспитывать чувство уважения друг к другу.

Наглядность: схемы артикуляционных упражнений, зеркала, демонстрационные картинки – лиса и девочка Лиза, предметные картинки, в названии которых есть звуки [с], [з], буквы С, З, схемы артикуляционных укладов звуков [с], [з], рисунок для развития зрительного восприятия, «юла» со слогами, волшебная коробочка, табличка слова «послезавтра», указка, мяч, книжки-раскраски.

Активизация словаря: гримаса, алмаз, соя, сайка.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Логопед (Л): Поздоровайтесь с гостями.

Повторяйте за мной:

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

II. Развитие мелкой моторики рук

Л: Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить, чаще делать пальчиковую гимнастику.

«Пальцы дружная семья»

Дружат в нашем классе (Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим (Ритмичное касание пальцев обеих рук)

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять. (Поочерёдное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

Начинай считать опять: (Руки вниз, встряхнуть кистями)

Раз, два, три, четыре, пять. (Повторить предыдущие движения)

Мы закончили считать.

II. Артикуляционная гимнастика

Л: Сделаем артикуляционную гимнастику.

Ученицы выполняют артикуляционные упражнения («Окошко», «Заборчик», «Чистим зубки», «Месим тесто», «Блинчик», «Киска») перед зеркалом под счёт логопеда.

III. Выделение звуков

Л: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы будьте догадливы в отгадке.

Загадка: Всех зверей она хитрей,

Шуба рыжая на ней,

Пышный хвост её краса,

Это рыжая … (Лиса)

Л: Как вы догадались, что это лиса?

Л: Какой согласный звук слышится в середине слова?

Л: Давайте ещё раз произнесём звук [с]: С - С – С - С - С.

Артикуляционный уклад звука [с]

Л: Расскажите, в каком положении находятся язык, губы, зубы и работает ли голосовой моторчик при произношении звука [с].

  1. Губы в улыбке;
  2. Зубы разомкнуты;
  3. Кончик языка упирается в нижние зубы;
  4. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам;
  5. Посередине языка идёт сильная холодная струя воздуха;
  6. Голосовой моторчик не работает

Л: Дайте характеристику звука [с].

Характеристика звука [с]

Согласный, твёрдый, глухой, парный.

Л: Вы любите отгадывать ребусы? Что такое ребус?

Ребус: Лиса – Лиза (В слове лиса букву «Эс» поменять на букву «Зэ».)

Л: Лиза – кто это? Как мы пишем имена людей?

Л: Какой согласный звук слышится в середине слова?

Артикуляционный уклад звука [з]

Л: Расскажите, в каком положении находятся язык, губы, зубы и работает ли голосовой моторчик при произношении звука [з].

  1. Губы в улыбке;
  2. Зубы разомкнуты;
  3. Кончик языка упирается в нижние зубы;
  4. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам;
  5. Посередине языка идёт слабая тёплая струя воздуха;
  6. Голосовой моторчик работает

Л: Дайте характеристику звука [з].

Характеристика звука [з]

Согласный, твёрдый, звонкий, парный.

IV. Сообщение темы занятия

Л: Сегодня на занятии мы будем продолжать различать звуки [с] и [з] в слогах, словах и предложениях.

V. Соотнесение звуков с буквами

Л: Вы знаете, что звуки [с] и [з] обозначаются буквами. Звук [с] – буквой «эс», звук [з] – буквой «зэ». Эти буквы среди остальных букв потерялись. Нужно найти букву «эс» и обвести указкой. Затем букву «зэ».

Л: Среди этих букв есть гласные? (а, о, у, ы)

Л: Почему их называют гласными? (поются, тянутся, воздушная струя не встречает препятствие)

VI. Развитие фонематического слуха

Л: Я буду произносить слова. Если вы в слове услышите звук [с] ничего не делаете. Если в слове услышите звук звука [з], то хлопните в ладоши.

Слова: зонт, свёкла, глаза, закат, август, зрелый, успел, весло, узнал, песок.

VII. Дифференциация звуков [с] и [з] в слогах

Л: Я буду произносить начало слова, а вы добавляйте слог ЗЫ или слог СЫ, чтобы слово звучало правильно: ТА… (ЗЫ), НО…(СЫ), АРБУ…(ЗЫ), КО…(СЫ), БУ…(СЫ), АЛМА…(ЗЫ), ЧА…(СЫ), МОРО…(ЗЫ), ГРИМА…(СЫ), БЕРЁ…(ЗЫ).

Гримаса – намеренное или невольное искажение черт лица (при выражении какого-нибудь чувства).

Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы.

VIII. Физминутка

Мы в лес пойдём, Руки в стороны, вверх,

Детей позовём: руки в стороны, вниз,

Ау, ау, ау! Руки рупором,

Никто не отзывается, руки в стороны, вверх,

Ау, ау, ау (тише, чтобы руки в стороны, вперёд,

одновременно работать руки рупором.

над силой голоса).

Л: Поиграем в игру «Наоборот». Я говорю слово, а вы слово-наоборот.

Слова:

низкий - высокий тонкий - толстый

добрый – злой открытый - закрытый

кислый - сладкий чистый - грязный

IX. Дифференциация звуков [с] и [з] в словах

1. Л: Я буду называть слово, а вы в нём звук [з] поменяйте на звук [с], затем объясните значения слов.

Слова: роза – роса коза – коса

Захар – сахар зуб – суп

Зоя – соя зайка – сайка

Соя – бобовое растение, семена которого используются в пищевой промышленности и в технике.

Сайка – род продолговатого или круглого небольшого пшеничного хлеба.

2. Л: Лиза принесла с собой волшебную коробочку. Что же в нём есть? (картинки). Давайте распределим картинки на две группы (со звуком [з] и звуком [с]).

Предметные картинки: телевизор, автобус, кукуруза, самолёт, весы, змеи.

3. Игра «Юла»

Л: Посмотрите, какая необычная юла. Покрутите юлу, следите, на какой слог она упадёт, прочитайте его. Затем придумайте такое слово, чтобы оно начиналось с этого слога.

Слоги: са, зу, сы, за, су, зо.

X. Дифференциация звуков [с] и [з] в предложениях

1. Л: Составь с одним из этих слов предложение (выбор лучшего предложения). Сколько слов в предложении? Какое первое, второе, третье слово? Есть ли предлог в предложении? Какой это предлог? Каким по счету он стоит в предложении?

2. Л: Я буду говорить начало предложения, а вы закончите и повторите его:

Если сегодня вторник, то завтра будет … (среда).

Если сегодня суббота, то завтра будет … (воскресенье).

Если сегодня пятница, то завтра будет … (суббота).

Л: Какие слова вы добавляли? Как можно одним словом их назвать? (дни недели)

Если сегодня четверг, то, когда наступит суббота? (послезавтра)

3. Л: Из букв слова послезавтра за 3 минуты составьте другие слова.

Возможные варианты ответов: завтра, слеза, трава, лес, ваза, после, зев, азарт, автор, пол, вата, запрет, воз, зов, серо, пора, лето, салат, роса, сор, оса, тело, зал, пост, стоп.

Л: Прочитайте слова с буквой «эс», затем с буквой «зэ».

XI. Итог занятия

Л: С какими звуками мы работали? Чем отличаются эти звуки? Вы очень хорошо работали, молодцы! Лиза дарит вам книжки-раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с применением техники логопедического самомассажа

Данный материал содержит Конспект индивидуального логопедического занятия с применением элементов технологий логопедического массажа и самомассажа(для детей 6-7 лет; ОНР 3-4 уровень; дизартрия) и през...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией, с применением технологии логопедического (лицевого) массажа.

Данный материал представляет собой конспект индивидуального занятия с ребенком средней группы со стертой дизартрией, в котором применяется технология  логопедического (лицевого) массажа. В конспе...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 6 лет с логопедическим заключением ФФНР

Тема: Автоматизация звука [л] в слогах и словах Задачи: -         автоматизация звука [л] в слогах и словах-...

Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи

Конспект  индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением  общие недоразвитие речи...

Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи

Конспект  индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением  общие недоразвитие речи...