Конспект индивидуального логопедического занятия
план-конспект занятия по развитию речи
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:
«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-З
В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopeda.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30 комбинированного вида»
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:
«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-З
В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ»
Подготовила:
учитель-логопед высшей
квалификационной категории
Лысенко С.Я.
Михайловск, 2023г.
Тема: Дифференциация звуков [с], [з] в слогах, словах и предложениях.
Лексическая тема: «Дни недели».
Форма учебного занятия: подгрупповое.
Цель: упражнение в сравнении, различении и правильном произношении звуков [с], [з] в слогах, словах, предложениях.
Учебные задачи:
Образовательные:
- формирование практических умений и навыков пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
- закрепить навык характеристики звука по артикуляционным и акустическим признакам;
- формирование кинестетического образа звуков [с] и [з] (ощущения положения органов артикуляции);
- учить образовывать прилагательные с противоположным значением.
Коррекционно-развивающие:
- развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, зрительного внимания, мелкой моторики рук;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие грамматического строя речи;
- улучшение общей моторики и координации движений.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей самоконтроль за речью и поведением; - воспитывать чувство уважения друг к другу.
Наглядность: схемы артикуляционных упражнений, зеркала, демонстрационные картинки – лиса и девочка Лиза, предметные картинки, в названии которых есть звуки [с], [з], буквы С, З, схемы артикуляционных укладов звуков [с], [з], рисунок для развития зрительного восприятия, «юла» со слогами, волшебная коробочка, табличка слова «послезавтра», указка, мяч, книжки-раскраски.
Активизация словаря: гримаса, алмаз, соя, сайка.
Ход занятия:
- Организационный момент
Логопед (Л): Поздоровайтесь с гостями.
Повторяйте за мной:
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
II. Развитие мелкой моторики рук
Л: Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить, чаще делать пальчиковую гимнастику.
«Пальцы дружная семья»
Дружат в нашем классе (Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Ритмичное касание пальцев обеих рук)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять. (Поочерёдное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Начинай считать опять: (Руки вниз, встряхнуть кистями)
Раз, два, три, четыре, пять. (Повторить предыдущие движения)
Мы закончили считать.
II. Артикуляционная гимнастика
Л: Сделаем артикуляционную гимнастику.
Ученицы выполняют артикуляционные упражнения («Окошко», «Заборчик», «Чистим зубки», «Месим тесто», «Блинчик», «Киска») перед зеркалом под счёт логопеда.
III. Выделение звуков
Л: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы будьте догадливы в отгадке.
Загадка: Всех зверей она хитрей,
Шуба рыжая на ней,
Пышный хвост её краса,
Это рыжая … (Лиса)
Л: Как вы догадались, что это лиса?
Л: Какой согласный звук слышится в середине слова?
Л: Давайте ещё раз произнесём звук [с]: С - С – С - С - С.
Артикуляционный уклад звука [с]
Л: Расскажите, в каком положении находятся язык, губы, зубы и работает ли голосовой моторчик при произношении звука [с].
- Губы в улыбке;
- Зубы разомкнуты;
- Кончик языка упирается в нижние зубы;
- Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам;
- Посередине языка идёт сильная холодная струя воздуха;
- Голосовой моторчик не работает
Л: Дайте характеристику звука [с].
Характеристика звука [с]
Согласный, твёрдый, глухой, парный.
Л: Вы любите отгадывать ребусы? Что такое ребус?
Ребус: Лиса – Лиза (В слове лиса букву «Эс» поменять на букву «Зэ».)
Л: Лиза – кто это? Как мы пишем имена людей?
Л: Какой согласный звук слышится в середине слова?
Артикуляционный уклад звука [з]
Л: Расскажите, в каком положении находятся язык, губы, зубы и работает ли голосовой моторчик при произношении звука [з].
- Губы в улыбке;
- Зубы разомкнуты;
- Кончик языка упирается в нижние зубы;
- Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам;
- Посередине языка идёт слабая тёплая струя воздуха;
- Голосовой моторчик работает
Л: Дайте характеристику звука [з].
Характеристика звука [з]
Согласный, твёрдый, звонкий, парный.
IV. Сообщение темы занятия
Л: Сегодня на занятии мы будем продолжать различать звуки [с] и [з] в слогах, словах и предложениях.
V. Соотнесение звуков с буквами
Л: Вы знаете, что звуки [с] и [з] обозначаются буквами. Звук [с] – буквой «эс», звук [з] – буквой «зэ». Эти буквы среди остальных букв потерялись. Нужно найти букву «эс» и обвести указкой. Затем букву «зэ».
Л: Среди этих букв есть гласные? (а, о, у, ы)
Л: Почему их называют гласными? (поются, тянутся, воздушная струя не встречает препятствие)
VI. Развитие фонематического слуха
Л: Я буду произносить слова. Если вы в слове услышите звук [с] ничего не делаете. Если в слове услышите звук звука [з], то хлопните в ладоши.
Слова: зонт, свёкла, глаза, закат, август, зрелый, успел, весло, узнал, песок.
VII. Дифференциация звуков [с] и [з] в слогах
Л: Я буду произносить начало слова, а вы добавляйте слог ЗЫ или слог СЫ, чтобы слово звучало правильно: ТА… (ЗЫ), НО…(СЫ), АРБУ…(ЗЫ), КО…(СЫ), БУ…(СЫ), АЛМА…(ЗЫ), ЧА…(СЫ), МОРО…(ЗЫ), ГРИМА…(СЫ), БЕРЁ…(ЗЫ).
Гримаса – намеренное или невольное искажение черт лица (при выражении какого-нибудь чувства).
Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы.
VIII. Физминутка
Мы в лес пойдём, Руки в стороны, вверх,
Детей позовём: руки в стороны, вниз,
Ау, ау, ау! Руки рупором,
Никто не отзывается, руки в стороны, вверх,
Ау, ау, ау (тише, чтобы руки в стороны, вперёд,
одновременно работать руки рупором.
над силой голоса).
Л: Поиграем в игру «Наоборот». Я говорю слово, а вы слово-наоборот.
Слова:
низкий - высокий тонкий - толстый
добрый – злой открытый - закрытый
кислый - сладкий чистый - грязный
IX. Дифференциация звуков [с] и [з] в словах
1. Л: Я буду называть слово, а вы в нём звук [з] поменяйте на звук [с], затем объясните значения слов.
Слова: роза – роса коза – коса
Захар – сахар зуб – суп
Зоя – соя зайка – сайка
Соя – бобовое растение, семена которого используются в пищевой промышленности и в технике.
Сайка – род продолговатого или круглого небольшого пшеничного хлеба.
2. Л: Лиза принесла с собой волшебную коробочку. Что же в нём есть? (картинки). Давайте распределим картинки на две группы (со звуком [з] и звуком [с]).
Предметные картинки: телевизор, автобус, кукуруза, самолёт, весы, змеи.
3. Игра «Юла»
Л: Посмотрите, какая необычная юла. Покрутите юлу, следите, на какой слог она упадёт, прочитайте его. Затем придумайте такое слово, чтобы оно начиналось с этого слога.
Слоги: са, зу, сы, за, су, зо.
X. Дифференциация звуков [с] и [з] в предложениях
1. Л: Составь с одним из этих слов предложение (выбор лучшего предложения). Сколько слов в предложении? Какое первое, второе, третье слово? Есть ли предлог в предложении? Какой это предлог? Каким по счету он стоит в предложении?
2. Л: Я буду говорить начало предложения, а вы закончите и повторите его:
Если сегодня вторник, то завтра будет … (среда).
Если сегодня суббота, то завтра будет … (воскресенье).
Если сегодня пятница, то завтра будет … (суббота).
Л: Какие слова вы добавляли? Как можно одним словом их назвать? (дни недели)
Если сегодня четверг, то, когда наступит суббота? (послезавтра)
3. Л: Из букв слова послезавтра за 3 минуты составьте другие слова.
Возможные варианты ответов: завтра, слеза, трава, лес, ваза, после, зев, азарт, автор, пол, вата, запрет, воз, зов, серо, пора, лето, салат, роса, сор, оса, тело, зал, пост, стоп.
Л: Прочитайте слова с буквой «эс», затем с буквой «зэ».
XI. Итог занятия
Л: С какими звуками мы работали? Чем отличаются эти звуки? Вы очень хорошо работали, молодцы! Лиза дарит вам книжки-раскраски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия с применением техники логопедического самомассажа
Данный материал содержит Конспект индивидуального логопедического занятия с применением элементов технологий логопедического массажа и самомассажа(для детей 6-7 лет; ОНР 3-4 уровень; дизартрия) и през...
Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с
Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией, с применением технологии логопедического (лицевого) массажа.
Данный материал представляет собой конспект индивидуального занятия с ребенком средней группы со стертой дизартрией, в котором применяется технология логопедического (лицевого) массажа. В конспе...
Конспект индивидуального логопедического занятия. («Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками») Е.А.Борисова.
Тема: «Постановка звука [с]»(Подготовительный этап)...
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 6 лет с логопедическим заключением ФФНР
Тема: Автоматизация звука [л] в слогах и словах Задачи: - автоматизация звука [л] в слогах и словах-...
Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи
Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи...
Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи
Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи...