Конспект НОД в старшей группе «Зимние забавы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пономаренко Татьяна Александровна

Конспект занятия в старшей группе "Зимние забавы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_konspekt_nod_v_starshey_gruppe_dou.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе «Зимние забавы»

Цель:

Систематизировать знания детей о зиме, признаках зимы, закрепить понятие «Зимние забавы».

Задачи:

- Расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы».
- Закрепить название зимующих и перелетных птиц;
- Расширять представления детей о разнообразии игр и развлечений зимой (катание на санках, лыжах, коньках, лепка снеговика, игры в снежки).
- Обогащать речь детей существительными, прилагательными.
- Продолжать учить детей отвечать на вопросы педагога полным предложением.

-  Составлять рассказ по картине, развивать связную речь детей.
Развивающие задачи:

-  Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание, мышление, память, зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику, развивать эстетическое восприятие красоты природы.
Воспитательные задачи:

- Воспитывать культуру общения в процессе совместной деятельности; 

-Умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы;  

 - Воспитывать у детей чувства любви и бережного отношения к природе;

- Доставить детям радость и удовлетворение от занятия.

  Образовательная область: познавательное развитие

  Интеграция образовательных областей: "Социально-коммуникативная", "Познавательное развитие", "Речевое развитие, «Физическое развитие».

  Вид детской деятельности: игровая, двигательная.

Предварительная работа: наблюдения за признаками зимы; рассматривание репродукций картин русских художников и иллюстраций о зиме, чтение художественных произведений о зиме.

Оборудование: 

      Картина «Зимние забавы», пазлы «Зимние забавы», музыкальный центр, мольберты, магниты, конверты с заданиями, птицы перелетные и зимующие, мяч, сундучок с сюрпризом. Дидактические игры «Скажи ласково», «Назови действие», «Четвертый лишний».

Ход НОД 

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой). А теперь давайте поздороваемся с нашими гостями и им улыбнемся тоже.

Воспитатель: Ребята, для того чтоб узнать, о чем мы с вами буем говорить сегодня я предлагаю вам отгадать загадки. 

 -Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (
Коньки).

-Бегут вперед, задрав носы
За ними вслед – две полосы. (
Лыжи).

-Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (
Санки).

-Его не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку. (снеговик)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила.
И на санках прокатила. (
Зима).

Как  вы думаете о чем были загадки? Правильно, о зиме. Давайте с вами рассмотрим зимнюю картину. (Прилетает письмо)

 Ой, ребята, осмотрите, от куда это письмо? Интересно, что там написано. Прочитаем?

Дорогие ребята, пишет вам Зимушка-зима…

Восп. Ребята, поможем вернуть зиме все ее зимние явления и наши зимние забавы, ведь зима такое чудесное время года, когда же мы с вами поиграем в снежки, покатаемся на санках…Вы готовы?

Но сначала давайте вспомним с вами, что мы знаем о зиме.

Короткая беседа по вопросам:

  • Ребята о чем эта загадка? (О зиме). ( показать картинку)
  • Какая у нас зима? (Суровая, белая, серебристая, пушистая, снежная, морозная, холодная).
  • Что бывает зимой? (Падает снег, воет ветер, замерзают реки).
  • -назовите  какие вы знаете зимние месяца?
  • Какие зимние забавы вы знаете?

---А чем вам нравится зима?...(играми,,,,)

 Молодцы, ребята, вспомнили все её признаки.

Динамическая пауза.

Воспитатель: Сейчас мы поиграем. Вы (указывает на половину группы) будете снежинки, а вы (вторая половина) – ветер. Игра повторяется два раза, подгруппы меняются ролями. Снежинки кружатся, бегают на носочках, ветерок отдыхает. Как только скажу «ветерок проснулся» ветерок – дует –ш-ш, снежинки – оседают.

Задание 1.

Упражнение «Назови действие»

Воспитатель: Я буду говорить незаконченное предложение, а вы договорите несказанное мной слово.

  • Зимой метель… (метёт).
  • Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).
  • В лесу зимой голодный волк… (воет).
  • На зиму медведь в берлоге…… (засыпает).
  • Зимой вода в реке.… (замерзает).
  • Зимой снег всё вокруг… (накрывает).
  • Деревья зимой… (спят).
  • Зимой насекомые… (прячутся)
  • птицы зимой улетают

Молодцы! (карточка1)

 Задание 2    Игра «Четвертый лишний».

Воспитатель: Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение:

1. Январь, февраль, зима.

2. Снежки, санки, коньки.

3. Метель, лыжи, мороз.

4. Снежок, снеговик, снегирь

Правильно! Какие умники да умницы! Всё знаете о зиме, зимних явлениях. Ребята, как вы думаете, зимой хорошо или плохо? (ТРИЗ)

Предлагаемые ответы детей:

  • Зимой хорошо, потому, что много снега и можно лепить снеговика, играть снежки.
  • Зимой хорошо, можно кататься с горы на санках.
  • Зимой приходит самый лучший праздник – Новый Год, и это очень хорошо.
  • Зимой плохо, когда дует сильный мороз, мы не ходим гулять.
  • Зимой бывает плохо птицам – им холодно и нечего есть.

Зимой хорошо и весело, мы катаемся на лыжах и играем в снежки. (получить карточку 2)

Задание3

Дидактическая игра «Назови ласково» (игра с мячом)

(Дети дают ответы воспитателю с уменьшительно-ласкательным суффиксом):

  • Снег – снежок 
  • ветер – ветерок 
  • звезда – звездочка
  • зима – зимушка 
  • елка – елочка 
  • снежинка – снежиночка
  • солнце – солнышко 
  • снеговик – снеговичок 
  • звезда – звездочка.

Задание 4. Перелетные и зимующие птицы.

Ребята, а какие бывают птицы? (перелетные и зимующие).

Ой, смотрите они все перемешались, давайте им поможем и разделим их на зимующих и перелетных птиц. (выполнение задания)

Ребята, давайте посмотрим правильно ли мы справились с заданием.

А как мы можем помочь зимующим птицам зимой?

Молодцы… (карточка)

Задание5.

Нам с вами надо отыскать животных в зимнем лесу.

Медведь зимой впадает в зимнюю спячку – это не просто приспособление животных к суровым испытаниям. Для многих животных – это единственный шанс пережить зиму и избежать голодной смерти.

 Ежик готовит себе уютное гнездышко в глубоких ямках или норках. Спит ежик зимой свернувшись в клубочек. Только вот засыпает он не сразу. Первое время ёж часто просыпается, а потом снова засыпает. Каждый его сон становится все длиннее и длиннее.

Белка. Еще в теплое время она сделала себе домик в дупле или на крепком суку. Выходит, из домика белка только тогда, когда нужно забрать припасы из тайника.

Лось – это настоящий гигант.  Зимой лоси могут жить в одиночку или вместе. Чем питаются лоси зимой? Лоси любят есть кору молодых осинок, побеги молодых сосен. Отдыхают лоси закопавшись в снег.

Волки — это самые опасные лесные хищники. Шерсть у них зимой становится густой и длинной. Такая шерсть помогает перенести волку зимние холода. И даже в сильные морозы волк может спать на снегу, укрыв свой нос пушистым хвостом.

  Лиса. Рыжая хитрюга зимой и летом ходит в шубе одного цвета. Только шерсть становится густой с толстым подшерстком. Лисы живут в норах. Но многие плутовки спят прямо на снегу. Они прикрывают свой нос большим пушистым хвостом. Лисица не делает припасов. Поэтому каждый день она выходит на охоту.

Задание 6.

Сложить пазл из частей, собранных в награду за каждое задание.

Ребята, давайте посмотрим, что ж у нас получилось. Я вижу здесь, части одной картины, я предлагаю вам собрать картину и посмотреть, что же у нас получится.

Воспитатель: Ребята, какая же картина у нас получилась. Давайте внимательно посмотрим на нее и постараемся составить рассказ по этой картине? 

Общение по картине:

  • Какое время года здесь изображено?
  • Зачем пришли дети на горку, и что там происходило?
  • Чем занимались дети? (Дети катаются на санках с горы, лепят снежную бабу, катаются на лыжах, играют снежки).
  • Как ребята играют зимой? (Весело, радостно, дружно, интересно, задорно).
  • В конце рассказа скажите, какое у ребят было настроение, почему вы так решили.
  • Давайте постараемся составить рассказ по этой картине? 

Рассказы детей по картине.

Рефлексия. Хорошо зимой – много игр, веселых забав. Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков и т. д.).

Раздается звонок. Сообщение от зимы.

– Что мы сегодня делали? Вы сегодня постарались, составили разные интересные истории. Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома вашим мамам и папам.

На прощание я хочу вам подарить картинки – раскраски «Зимние забавы». У зимы лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить своими цветными карандашами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки в старшей группе "Зимние забавы"

Конспект проведения прогулки в старшей группе зимой...

Конспект развлечения в старшей группе "Зимние забавы"

Конспект развлечения для детей старшей группы "Зимние забавы". Игры, конкурсы и эстафеты на улице. Катание на санках....

конспект занятия в старшей группе "Зимние забавы"

изготовление коллажа "Зимние забавы"...

КОНСПЕКТ ПРОГУЛКИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Повышение мотивации и интереса к прогулке...

Конспект зимнего физкультурного развлечения для детей старшей группы "Зимние забавы с Бабой Ягой"

Конспект зимнего физкультурного развлечения для детей старшей группы на свежем воздухе....

Конспект НОД в старшей группе «Зимние забавы» (составление рассказа по картине)

Конспект НОД в старшей группе ДОУ «Зимние забавы» (составление рассказа по картине)...

Конспект занятия в старшей группе "Зимние забавы"

Конспект занятия в старшей группе  «Зимние забавы»...