Речевые игры по теме "Весна"
картотека по развитию речи (старшая группа)

Таранова Любовь Борисовна

Речевые игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_i_uprazhneniya_s_detmi_po_teme_vesna.docx748.22 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры и упражнения с детьми по теме «Весна»

Подготовила: Таранова Л.Б.воспитательhttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1813431/18d1574e-3d79-4de3-bafb-875647dace60/s1200?webp=false

Уважаемые родители, бабушки и дедушки!

Игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь по теме, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражать мысли, совершенствуют грамматический строй речи детей.

http://d17101.edu35.ru/images/stories/123.jpg

Игра « Без чего не может быть весны?»

Цель:        упражнять        в        подборе        существительных        и        в правильном согласовании слов.

Весна не может быть без … (яркого солнца).

Весна не может быть без …(луж).

Весна не может быть без… (ручейков).

Весна не может быть без…(майских жуков).

Весна не может быть без…(проталин). Весна не может быть без…(капели).

Весна не может быть без…(подснежников). И т.д.

Игра «Помощники весны»

Цель: упражнять в подборе определений к существительным.

Вариант 1. Нарисуйте на листе бумаги солнышко. И попросите ребенка подобрать как можно больше слов о весне. Каждое слово будет одним лучиком. Чем больше подберем слов, тем больше получится лучиков у нашего солнышка! И тем теплее оно будет греть! Ребенок сказал слово – рисуем лучик. Этот лучик – это лучик от его весеннего слова! Теперь Ваша очередь. Вы подобрали слово – новый лучик и так далее.

Вариант 2. Нарвите или нарежьте на кусочки лист белой бумаги. В нашей игре это будут комья снега. Возьмите рисунок с изображением подснежника. Положите на рисунок подснежника Ваши снежные кусочки бумаги так, чтобы цветка не было видно из-под снежного сугроба. Покажите получившийся снежный сугроб ребенку. Предложите ребенку помочь весне, растопить снежный сугроб и увидеть, что спрятано под сугробом снега. Чтобы

помочь весне, надо подобрать весенние слова. Одно слово весеннее сказано – убираем один комочек снега. Задача – помочь весне растопить снег полностью. А под снегом ребенка ждет сюрприз – первые весенние цветы – подснежники, которым он будет очень рад!!!

Примерный словарь для игры:

-Весна        какая?        Чудесная,        ранняя,        поздняя,        теплая, солнечная, сырая, долгожданная, яркая, холодная.

-Солнце какое? Теплое, яркое, блестящее, желтое, лучистое, огромное, веселое, радостное.

-Небо        какое?        Голубое,        чистое,        весенние,        высокое, веселое, ясное.

-Почки какие? Клейкие, набухшие, ароматные.

-Травка какая? Зелёная, первая, душистая, молодая.

-Ручьи какие? Бурные, быстрые, звонкие, веселые, журчащие, стремительные, шумные, холодные, весенние.

Игра «Кто больше назовет действий?»

Цель: упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы.

  • Что делает солнце весной? (светит, освещает землю, согревает, греет, радует, блестит)
  • Что делает ручей весной? (бежит, течет, журчит, звенит)

  • Что делает трава весной? (всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет)

- Что делают почки весной? (наливаются, набухают, растут, раскрываются; из почек появляются первые листочки)

Что делают птицы весной? (прилетают, возвращаются в родные края, поют, щебечут, вьют гнезда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов)

Игра « Один - много»

Цель:        согласование        имен        числительных        и        имен существительных.

Одна что? (Лужа.) Если несколько, то как о них скажем? (Лужи.) А много чего? (Луж.)

Ручей - ручьи – ручьев. Дерево - деревья – деревьев. Туча – тучи – туч.

Проталина – проталины – проталин. Сосулька – сосульки – сосулек.

Лужайка – лужайки – лужаек. Почка – почки – почек.

Гроза – грозы – гроз.  И т. д.

Игра с мячом «Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Мячик маленький поймай. Да словечком приласкай.

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет первое слово по теме, например ручей, а ребенок, возвращая мяч взрослому, называет это слово ласково – ручеек. «

Солнце – солнышко, дождь – дождик, сосулька – сосулечка, птица – птичка,

трава – травка, лужа – лужица, проталина – проталинка.

Игра «Посчитай-1,2,5»

Цель:        согласование        имени        существительного        с числительными.

Один ручей – два ручья – пять ручьев. Одно дерево – два дерева – пять деревьев.

Одна блестящая сосулька – две блестящие сосульки – пять блестящих сосулек. И т. д.

Игра « Хлопни в ладоши»

Цель: развитие слухового внимания.

Взрослый произносит слова. Если слово о весне, ребенок хлопает в ладоши.

Солышко, листопад, тает, вьюга, журчит, холодно, набухают почки, прилетают птицы, подснежник, снегопад, дождь.

Игра « Мой рассказ о весне»

Цель: составление рассказа по схеме, развитие связной речи, расширение словарного запаса.

Игра «Какой, какая, какое, какие».

Солнышко (какое?) – яркое, весеннее, лучистое, теплое.

Травка (какая?) – молодая, зеленая, первая.

Весна (какая?) – долгожданная, ранняя, теплая, поздняя.

Небо (какое?) – голубое, высокое, яркое.

Облака (какие?) – легкие, белые, пушистые.

Игра «Продолжи предложение».

На дереве гнездо, а на деревьях? (гнёзда)

На ветке почка, а на ветках? (почки)

Поет птица, а поют? (птицы)

Сосулька капает, а сосульки? (капают)

Подснежник красивый, а подснежники? (красивые)

Бежит ручей, а бегут? (ручьи)

C:\Users\1\Desktop\bb9efc7c6c2e6f677710def1bb48022a (1).jpg

Весна

Наступила весна. Солнце пригревает сильнее и становится тепло. На улице тает снег, и бегут ручьи. Девочки и мальчики пускают кораблики по воде. На деревьях распускаются первые почки и появляются первые цветы. Из жарких стран прилетают птицы.

Пальчиковая игра «Весна»

К нам весна лишь заглянула

(потянуть руки вперед)

В снег ладошку окунула

(руки согнуты в локтях, «окунуть» ладошки то тыльной, то лицевой стороной)

И расцвел там нежный

(руки от локтей до запястий соединить, кисти сложить в форме цветка) Маленький подснежник

(пальцы раскрываются, словно подснежник)

Отгадываем загадки о весне

   Снег и лед на солнце тают, С юга птицы прилетают, И медведю не до сна.

Значит, к нам пришла... (весна)

   Белоснежною горой Во дворе стоял зимой.

Где он был, теперь потоп Стал водицею... (сугроб)

   Синяя сосулька плачет,

Но от солнца нос не прячет. И весь день под птичью трель

Кап-кап-кап — звенит... (капель)

   В теплый день из-подо льда Мчится талая вода.

И шумит всех птиц звончей Этот озорной... (ручей)

Смастерим для птичек дом

С круглым маленьким окном. Вот скворец сел на орешник,

Строем мы ему... (скворечник)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры по лексическим темам "Речевая полянка"

Здесь подобраны разнообразные игры в соответствии с программными требованиями в помощь родителям....

Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры...

Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры......

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

Речевое развитие ребёнка. Речевые игры.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое н...