Речевое развитие «Цветочный мир»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Селихова Анастасия Викторовна

Возрастная группа: старшая группа с 5-6 лет

Цель занятия: Создать условия для расширения и уточнения знаний детей о многообразии мира цветов (о существовании лесных, комнатных, луговых, полевых, садовых  цветах), их строении; для активизации словаря  детей по данной теме.

Задачи занятия:

Образовательные: обогатить и закрепить знания детей о существовании разных типов цветов: лесных, полевых, садовых, комнатных; познакомить со строением цветка, его частями (корень, стебель, листья, цветок);закрепить навыки словообразования при построении ответа в ходе беседы (растут в лесу – лесные, в саду – садовые и т.п), расширять словарный запас детей названиями цветов (нарцисс, незабудка, василек и др).

Развивающие: развивать связную речь (при формулировании ответа на поставленный вопрос); закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; развивать умение сравнивать (в ходе выявления различий между разными типами цветов); развивать неречевые психические функции (слуховое, зрительное внимание, логическое мышление).

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к цветам; приобщать к элементарным нормам и правилам поведения в природе; закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться; воспитывать познавательный интерес

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_-_tsvetochnyy_mir.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Тема: «Цветочный мир»

Воспитатель: Селихова А.В.

Возрастная группа: старшая группа с 5-6 лет

Цель занятия: Создать условия для расширения и уточнения знаний детей о многообразии мира цветов (о существовании лесных, комнатных, луговых, полевых, садовых  цветах), их строении; для активизации словаря  детей по данной теме.

Задачи занятия:

Образовательные: обогатить и закрепить знания детей о существовании разных типов цветов: лесных, полевых, садовых, комнатных; познакомить со строением цветка, его частями (корень, стебель, листья, цветок);закрепить навыки словообразования при построении ответа в ходе беседы (растут в лесу – лесные, в саду – садовые и т.п), расширять словарный запас детей названиями цветов (нарцисс, незабудка, василек и др).

Развивающие: развивать связную речь (при формулировании ответа на поставленный вопрос); закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; развивать умение сравнивать (в ходе выявления различий между разными типами цветов); развивать неречевые психические функции (слуховое, зрительное внимание, логическое мышление).

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к цветам; приобщать к элементарным нормам и правилам поведения в природе; закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться; воспитывать познавательный интерес

Предварительная работа: чтение произведений о цветах, отгадывание загадок; рисование цветов, дидактические игры по теме, рассматривание цветов в ходе наблюдений в природе.

Материалы и оборудование: демонстрационный материал: картинки с изображениями полевых, садовых цветов, лесных цветов; схема строения цветка, схема для составления рассказа-описания.

Продолжительность: 25 минут

Ход образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/  задачи

Вводная часть

Звучит музыка природы, звуки леса, жужжание насекомых.

Воспитатель читает стихотворение:

-Пчелы кружатся над ними,

Собирают с них нектар,

И тем самым опыляют,

Получают урожай

Ребята, кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить?

- Тема нашей беседы «Цветочный мир»

- Для чего нужны цветы? Давайте каждый из вас выскажет свое мнение. Внимательно слушайте других ребят и старайтесь не повторить их ответ.

-Верно, молодцы, ребята

Внимательно слушают.

- О цветах.

Отвечают на вопрос по очереди, стараясь не повторить ответ товарища.

- Для красоты, чтобы любоваться ими, сделать подарок;

- Цветы могут быть пищей для животных, нужны для насекомых, чтобы им собирать пыльцу;

- Могут быть лекарством.

Переключить внимание детей на предстоящую деятельность, стимулировать интерес к ней.

Основная часть. Этап постановки проблемы

Звучит музыка Паровозик из Ромашково.

Игровой приём (паровоз)

- А какие бывают цветы? И чем они отличаются?

- Чтобы вы смогли ответить на эти вопросы, я предлагаю вместе со мной отправиться в увлекательное путешествие на волшебном паровозе. Во время нашего путешествия мы узнаем, какие же бывают цветы.

- Представьте, что наш паровоз трудолюбиво вращает колёсами, и вот мы в лесу.

Затрудняются ответить

Изображают паровоз по музыкальное сопровождение.

Создать ситуацию, которая вызывает затруднение в деятельности детей;

Побудить детей выдвижению различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему.

Основная часть

Словесные методы: наводящие вопросы, беседа, напоминание (о правилах поведения в лесу).

Наглядные методы: картинки лесных, садовых, полевых цветов.

Игровой приём (паровоз).

-Сначала давайте вспомним правила поведения в лесу.

Внимательно слушайте других ребят и старайтесь не повторить их ответ.

(При необходимости, воспитатель помогает сформулировать правило)

-Молодцы, все верно.

-Мы гуляем по лесу. И, что мы видим! Полянки цветов среди снега!

- Какие первые весенние цветы появляются в лесу?  (вывешиваю картинки).

- А почему мы их так называем?

- Какие ещё весенние цветы, которые растут в лесу, вы знаете? (выставляю картинки)-Все эти цветы растут в лесу, значит, это цветы какие?

- Едем дальше … посмотрели в окошки нашего паровозика и увидели там садовые участки! На них тоже расцвели красивые цветы.- Кто знает, какие цветы первыми расцветают на садовых участках? 

- Какие ещё цветы растут на садовых участках в другое время года?  (вывешиваю картинки)

- Все эти цветы растут в саду, значит, их, как можно назвать?

- Прошла весна, а за весной наступило какое время года? И мы совершаем на нашем волшебном паровозе путешествие из весны в лето. Наш паровоз везёт нас быстро, и вот мы на летнем поле.

- Какие цветы мы видим на летнем поле?  (вывешиваю картинки) Все эти цветы как можно назвать одним словом? Какие они? 

- Молодцы, сколько цветов вы знаете!

- Поехали дальше. Мы с вами возвращаемся в наш детский сад, в нашу групповую комнату. Посмотрите, в нашей комнате тоже есть цветы, их можно назвать, одним словом. Кто знает, каким?

-Чем они отличаются от полевых, лесных и садовых цветов?

-Ребята, а как вы думаете, чем отличаются комнатные и садовые цветы от полевых?

-Да, дети, эти цветы могут расти круглый год в наших домах. Как вы думаете, для чего выращивают комнатные растения?

- Как мы ухаживаем за цветами?

- Какие комнатные растения вы знаете?

- Молодцы, вы очень много знаете цветов!

- Ребята, вы знаете, что некоторые цветы занесены в Красную книгу. Как вы думаете, что это за книга?

- Правильно. Эти цветы находятся под охраной и их ни в коем случае нельзя срывать.

По очереди проговаривают правила поведения, не перебивая друг друга:

- Не разорять птичьи гнезда,

-Не разорять муравейники,

-Не забирай из леса домой животных,

-Не обижай лесных насекомых,

-Не рвать цветы,

-Не шуметь,

-Не разжигать костер,

-Не оставлять мусор, не бить стекло,

-Не повреждать деревья, не топтать цветочки, ходить только по тропинкам.

-Подснежники

-Потому что эти цветы появляются еще до того, как растает снег.

-Ландыши, незабудки.

– Лесные

Едут на воображаемом паровозе. Изображают движения паровоза.

- Нарциссы, тюльпаны.

- Розы, пионы, астры 

Едут на воображаемом паровозе. Ромашки, васильки, колокольчики, маки. 

- Садовые

- Полевые

Едут на паровозе.

-Комнатные растения

-Они растут в комнате, в домах; растут круглый год;

- садовые и комнатные цветы выращивает человек специально, а полевые вырастают сами.

-Чтобы было красиво, чтобы обрадовать маму и папу, любоваться, чтобы подарить.

Поливаем, рыхлим землю, стираем пыль с листочков, обрываем засохшие листья

перечисляют по очереди: фиалка, фикус, кактус и т..д.

-Книга, в которую занесены редкие растения, которых очень мало на земле.

Создание условий для развития связной речи при ответе на вопрос полным предложением.

Создание условий для пополнение активного словаря детей.

Создание условий для пополнения знаний детей, пополнение словарного запаса.

Рефлексия. Этап практического решения проблемы

(вывешиваю схему цветка)

Словесные методы: беседа.

Наглядные методы: схема цветка, схема рассказа.

Сейчас мы с вами рассмотрим строение цветов - (вывешиваю схему цветка)

- Дети, из каких частей состоит цветок? Давайте назовём его части?

-  Где находится корень? Для его он нужен растению?

Правильно, корень удерживает растение в почве, чтобы оно не упало. а еще с помощью него цветок дышит воздухом;

 - Зачем листочки растению?

-  А для чего цветочек растению?

А еще, именно цветочки привлекаю насекомых и именно из них насекомые собирают нектар.

А теперь я предлагаю вам рассказать о цветке, опираясь на схему (вывешиваю схему и картинки с вариантами цветов 3-4 в зависимости от времени).

-Представьте, что вы цветы.

Мы с вами попробуем составить о себе по плану:

- Назвать цветок.

- Где растет? (В лесу, в поле, в саду, в комнате.)

- Какие у него, стебель, листья, цветочки

- Какого он цвета.

-В какое время года расцветает?

- Значение.

Воспитатель озвучивает пример:

Я - ромашка. Я расту в поле. У меня тонкий стебелек, разные листочки, белые длинные цветочки с желтой серединкой. В поле можно собрать букет из ромашек.

Рассматривают схему строение цветка.

Называют части (корень, стебель, листья, цветок). Ответы детей

Корешок находится в земле. Он «пьёт» - высасывает из земли воду

-Дышать, поглощать свет.

-Чтобы любоваться им, нюхать.

Внимательно слушают задание

Дети составляют рассказы по примеру воспитателя, опираясь на схему.

Создание условий для речевой активности детей. Расширение активного словаря.

Создание условий для речевой активности детей. Умение составлять предложения согласно схеме.

-Кто помнит стихотворение «Если я сорву цветок…».

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы
.
(Т.Собакин)

- Представьте, все цветы исчезнут, что произойдет? Нельзя рвать цветы. Как думаете, почему?

Обобщает ответы детей:

Цветы, как мы уже сказали, очень красивы и, наверное, всем хочется иметь в доме букеты. Но если мы будем бездумно срывать цветы, как написано в стихотворении то они скоро могут исчезнуть совсем.

- Дети, давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали на занятии.

- Где мы с вами побывали? Какие там цветы?

- Что вам больше всего запомнилось?

Проговаривают стихотворение совместно с воспитателем.

- Сорванные цветы быстро гибнут. Если все станут рвать цветы, не будет красоты вокруг.

-Не будет цветов — пчелам неоткуда будет собирать нектар, а бабочкам – пыльцу.

-Семена цветов не попадут в землю и из них не вырастут новые цветы.

Создание условий для речевой активности детей. Умение передавать чувства и эмоции путем проговаривания стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию "Цветочный город" для средней группы

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию  "Цветочный город" для средней группы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Цветочная фантазия» (квилинг)

Тема: «Цветочная фантазия» (квилинг, или бумажная филигрань)Интеграция образовательных областей:«Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развит...

Конспект НОД по познавательному развитию "Цветочное Царство"

Данное занятие разработано для детей старшей группы...

Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Цветочная страна»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16472692","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"176","width":"480"}}]]...

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию «Цветочная клумба» (лепка из солёного теста)

Лепка рельефных поделок, лепка цветов из солёного теста разными способами, развитие  конструктивного  взаимодействия  с речевым развитием....