Автоматизация звука [Ч] в речи детей
картотека по развитию речи (старшая группа)

Поникаева Наталия Ивановна

Речевой материал по автоматизации звука в слогах, словах, предложениях, в стихотворном тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_ch.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Звук [Ч]

Артикуляционный уклад звука [Ч]

- губы округлены;

- кончик языка касается неба (за верхними зубами на «бугорочках»);

- боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, спинка языка поднята;

- под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от неба. 

Звук [Ч] – согласный мягкий, глухой.

1. Упражнение «Паровоз».  Длительное произнесение звука [Ч]: Ч - Ч - Ч.

Повторять упражнения перед зеркалом 5 - 6 раз.

2. Повторить слоги

ач – оч – уч           юч – ич – еч

оч – уч – юч          ыч – еч – ач

ич – уч – ёч           ёч – оч – ыч

3. Повторить слова

Чайник, чайка, чай, чашка, кочан.

Чудо, хочу, плачу, молчу, чин, чижик, учил, мячи, калачи.

Удача, дача, куча, добыча, задача, чулок, чугун.

Пальчик, мальчик, зайчик, мячики, калачики.

Ткач, плач, калач, качка.

Бочка, точка, дочка, кочка, дочь, ночь, почка.

Луч, кучка, Жучка, внучка, мяч, горяч, ключ, колюч, колючки.

Меч, лечь, печь, печка, овечка, колечко, уздечка, значки, кабачки, паучки, пучки.

4. Считай до 10: 

   1 чайник, 2 чайника, 3, 5, 9 чайников.

   1 чашка, 2 чашки, 3, 5, 9 чашек.

   1 мяч, 2 мяча, 3, 5, 9 мячей.        

5. Повторить чистоговорки

Ач – ач – ач – грач                Ач – ач – ач – пришел врач

Оч – оч – оч – ночь               Оч – оч – оч – скоро ночь

Уч – уч – уч – луч                 Уч – уч – уч – у меня ключ

Ич – ич – ич– бич                  Ич – ич – ич – красный кирпич

Еч – еч – еч – меч                  Ачка – ачка – у меня тачка

Учка – учка – у меня ручка              

Ичка – ичка – у меня птичка      

Очка – очка – у меня бочка

                Че – че – че, че – че – че

                        Мы мечтаем о мяче.

Чи – чи – чи, чи – чи – чи

Очень нам нужны мячи.

                        Чу – чу – чу, чу – чу – чу

                        Нам купили по мячу.

Ча – ча – ча, ча – ча – ча

Вот уж в речке два мяча.

                                Чи – чи – чи, чи-чи – чи

                                 Нам опять нужны мячи.

Че – че – че, че – че – че

Мы мечтаем о мяче.

6. Повторить предложения

Ученик учил уроки. Ежик, очень колючий. Мама наливает чай из чайника. На полу черепки от чашки.  Мальчик и девочка катаются на качелях. У печки кочерга и чурки. Вовочка поймал чижа. В печи калачи, как огонь горячи. Спички в спичечной коробочке. Олечку вылечил врач. Девочки и мальчики прыгают, как мячики. Мальчики бегут на речку. Охотник поймал волчонка. Собачка зарычала в будочке. Паштет из печени – печеночный. Напиток из чая – чайный. Кисель из черники – черничный. Настойка из чеснока – чесночная. У пчелы и голова пчелиная. Чайка чаю не пьет, хоть чайкой слывет. Чистит чисто трубочист, но сам частенько он не чист. На тачке возят кирпичи для дачки. На болоте – кочки, а на листочке – точки. На листочке – точка, а у мамы – дочка.

7. Выучить стихотворения

Котик черненький присел

На печурочке.

И тихонечко запел

Песню Юрочке:

«Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Поднимайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка.»

Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек.

Прилетели все на чай!

Сколько чаек – отвечай!

Принесли мы        

Для бычка

Молочка.

Но бычок

Сказал нам: – Му – у – у.

Молочко мне

Ни к чему,

Я уже

Большой бычок,

Дайте мне

Травы пучок!

8. Послушать и пересказать рассказ

НА ЛУГУ

   Была теплая весна, скучно было Мише сидеть дома. Взял он сачок, позвал Жучку и пошел на луг. А там росли цветы и летали бабочки: белые, желтые, черные. Миша бегал по лугу и ловил бабочек сачком. А Жучка бегала за мальчиком. Весело мальчику, весело Жучке.

КУРОЧКА – РЯБА

   Жили-были дед да баба. Была у них курочка-ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое, а золотое. Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка-ряба кудахчет:

  • Не плачь, дед, не плачь, баба, я вам снесу яичко не золотое, а простое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по автоматизации звука (Р) в речи детей. Лексическая тема "Подводный мир"

Конспект занятия по закреплению лексического материала и совершествования речи детей  условиях логопункта....

Речевой материал по автоматизации звука С в речи детей.

Речевой материал по автоматизации звука в слогах, словах, предложениях, в стихотворном тексте....

Рекомендации родителям по автоматизации звука Л в речи детей.

Консультация для родителей "Автоматизация звука Л в связной речи"...

Рекомендации родителям «Автоматизация звуков и развитие речи детей в летний период»

Консультация для родителей (брошюра) «Автоматизация звуков и развитие речи детей в летний период»...

Методическая разработка «Использование лэпбука для автоматизации звука [Л] в речи детей старшего дошкольного возраста»

Майзель Т. А. «Использование лэпбука для автоматизации звука «Л» в речи детей старшего дошкольного возраста». – Краснокаменск: МАДОУ Детский сад № 14...

Представление авторской разработки "Применение технологии лэпбук для автоматизации звука Л в речи детей с ОНР"

Цель: «Автоматизация звука «Л» в слогах, словах и фразовой речи»Ссылка на видеоролик: https://youtu.be/qDH6SgpHn74...

Речевой материал по автоматизации звука Ж в речи детей

Речевой материал по автоматизации звука Ж в слогах, словах, предложениях, чистоговорках в стихотворном тексте....