Конспект занятия по речевому развитию "Пушкин детям"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Иваненко Вера Вадимовна
Через чтение произведений А.С. Пушкина расширять словарный запас детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pushkin.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию «Пушкин детям» в старшей группе

Цель: вызвать удовлетворительные чувства от восприятия стихов и желание услышать другие произведения поэта.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить умения подбирать слова-родственники.
- Последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие отрывки литературных произведений.

- Подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.
Развивающие:
- Развивать фонематический слух. Повторить жанровые различия произведений – рассказов, сказок.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство патриотизма, гордость за великих предков, эстетический вкус к литературным произведениям.
Предварительная работа.
Чтение сказок, беседа о Пушкине, рассматривание иллюстраций, выставки книг Пушкина.
Оборудование.
Сказки Пушкина, портрет Пушкина, иллюстрации к сказкам. Волшебный сундук с предметами из сказок.

Ход занятия

  1. Вводная часть

Воспитатель: Что вы знаете о Пушкине? (Ответы детей) Александр Пушкин — великий русский поэт. Его стихи известны во всем мире. Он родился очень давно (6 июня 1799 года) в большой семье. У него была старшая сестра и младший брат. Еще у маленького Саши была няня — Арина Родионовна. Она была очень доброй и она знала много интересных сказок. А когда поэт вырос он её сказки переложить на литературный язык. Александр Сергеевич писал свои произведения и для взрослых, и для детей. Во многих городах есть памятники Пушкину. В честь поэта назвали улицы. Воспитатель: А почему сказки Пушкина называются сказками, а не рассказами?
(В сказках много чудес, волшебства, колдовства, а рассказы похожи на правду.)
Воспитатель: Какие чудеса вам встречаются в сказках Пушкина?(Волшебная белка. Тридцать три богатыря, злой волшебник Черномор, русалка на ветвях дуба, учёный кот, волшебное зеркальце, царевна-лебедь, золотая рыбка и т. д.)
Воспитатель: Посмотрите, в волшебном сундучке рыбка. (Сказка о рыбаке и рыбке.) Рыбка предлагает нам поиграть.

Игра «Подбор признаков к предметам»
Рыбка – золотая, добрая, справедливая, умная, красивая, волшебная.
Море – синее, неспокойное, почерневшее
Старуха – злая, грубая, сварливая, жадная.
Старик – добрый, вежливый, справедливый.
Землянка – ветхая, старая, дряхлая, дырявая.

Воспитатель: Посмотрите, в волшебном сундучке лежит яблоко. (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
Как описывает Пушкин яблоко? (Молодое, наливное, золотое, соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно-золотисто, будто мёдом налилось! Видны семечки насквозь.)
Как выражает пёс свое предчувствие беды? (На доске иллюстрации)
(Жалко смотрит, грозно воет, Словно песье сердце ноет, словно хочет ей сказать: Брось! Лает, к старухе не пускает, он лесного зверя злей.)
Как выражает царица свое хорошее настроение, после того, как зеркальце ответило, что царица всех милее, всех румяней и белее? (На доске иллюстрации) (А царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться подбочась, Гордо в зеркальце глядясь.)

Физкультминутка
Ветер по морю гуляет (поднимают руки вверх)
И кораблик подгоняет (помахивают руками)
Он бежит себе в волнах (сцепляют пальцы в замок)
На раздутых парусах (опускают руки)
Мимо острова крутого (садятся на корточки)
Мимо города большого (встают)
Пушки с пристани палят (хлопают в ладоши)
Кораблю пристать велят (топают ногами)
(повторить 2 - 3 раза)

Игра «Различай звуки Л – ЛЬ»
(Начало, середина, конец. Твердый, мягкий.)
Салтан, Лебедь, Балда, Елисей, белка, Соколко, Чернавка, солнышко.
Вариант: Р –РЬ.
старуха, Черномор, царевна, царь, рыбка, богатыри, коршун, дворянка, царица, ветер.
Воспитатель: А сейчас я хочу попросить вас рассказать эпизоды сказок по иллюстрациям. (Ответы детей)
На доске иллюстрации к сказкам. По желанию дети пересказывают отрывки.
Можно пересказ по парам. Индивидуально. Один начинает, а другой продолжает. Уточнение после пересказа.

3. Заключительная часть
Воспитатель: Нравятся ли вам сказки Пушкина? Чем каждому нравится? Какая любимая сказка у Кирилла? Чему учат нас сказки Пушкина? Мы все будем учиться у Пушкина всю жизнь, даже когда станем взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего возраста

Тема: «Дикие животные наших лесов.»Цель: Углублять знания детей о диких животных наших лесов, об их повадках и поведении.Задачи:1. Закреплять названия детенышей диких животных.2. Побеседовать с детьми...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего возраста

Тема: «Домашние животные»Цель: Углублять знания детей о домашних животных.Задачи.1. Учить употреблять форму Род. п. мн. ч.2. Активизировать, расширять и уточнять словарь детей;3. Развивать мыслительны...

Конспект занятия по речевому развитию детей в средней группе

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Лесная прогулка"...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста тема " Мебель"

В конспекте очень подробно и интересно представлены игры по развитию речи и закреплению материала ....

Конспект занятия по речевому развитию детей в старшей группе «В гостях у хозяюшки»

Программные задачи: развивать связанную речь детей, заучить потешку, обогащать словарный запас детей, употребляя обобщающие слова (десерт, молочные продукты, мясные продукты, морепродукты, х...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...