"Организация театрализованной деятельности в группе с детьми старшего дошкольного возраста и с детьми с ОВЗ"
статья по развитию речи (старшая группа)

Грачева Юлия Геннадьевна

Представление опыта работы по теме: «Организация театрализованной деятельности в группе с детьми старшего дошкольного возраста и с детьми с ОВЗ»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Куриловский детский сад комбинированного вида «Звездочка»

Представление опыта работы по теме:

«Организация театрализованной деятельности в группе с детьми старшего дошкольного возраста и с детьми с ОВЗ»

                         подготовила: Грачева Ю.Г.,

                             воспитатель высшей категории

г.о. Серпухов

(2 слайд)

"Театр – искусство прекрасное.

Оно облагораживает, воспитывает человека.

Тот, кто любит театр по - настоящему,

всегда уносит из него запас мудрости и доброты”.

К. С. Станиславский

(3 слайд)

Актуальность

      Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии. Театрализованная деятельность в детском саду и дома – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.

Во все времена становления педагогики, проблема развития детского творчества, которая имеет большое педагогическое и социальное значение, была очень важна. Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка очень велико. Театр радует детей, наполняет ребенка положительными эмоциями, им нравится общаться играя, они учатся творчески мыслить, делать анализ, ощущать себя в ином мире.

Именно поэтому театрализованную деятельность дети так любят. В театрализованной деятельности происходит эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями, эмоциями, учатся их выражать. Огромное значение театрализованной игры и для речевого развития (диалоги и монологи, выразительности речи). Театрализованная игра дает возможность найти пути к самовыражению и самореализации ребенка, решать многие проблемные ситуации через какого-то персонажа, что значительно легче. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, бороться со страхами, а еще позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь.

                          Этапы работы над темой

  1. Реализацию своей методической темы я начала с изучения литературы.

Изучив методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная деятельность развивает ребенка со всех сторон, учит мыслить нестандартно, самому принимать решения и находить выход из любой ситуации; помогает проявить талант, формирует нравственную позицию по отношению к сверстникам и старшим, а значит, происходит более легкое вхождение ребёнка в сложный социальный мир. Одновременно театрализованная деятельность прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

  1. Поставила цели и задачи.

(4 слайд)

Цель театрализованной деятельности:

  • знакомство детей с историей возникновения театра, с различными видами театра;
  • приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности;
  • формирование творческой личности;
  • развитие речи и коммуникативных навыков у детей;
  • создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;
  • обеспечение условий взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.

(5 слайд)

Задачи театрализованной деятельности

  • расширять представления детей о театре, его видах; атрибутах, костюмах, о людях, которые работают в театре, об артистах;
  •  создать благоприятные условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности;
  •  продолжать развивать речь детей, расширять словарный запас, побуждать понимать содержание кукольных спектаклей, формировать интонационную выразительность речи;
  •  развивать мелкую моторику, знакомить с приемами кукловождения пальчикового, перчаточного театра, театра теней, настольного театра и др.;
  •  развивать любознательность, инициативность, способность к творческому самовыражению;
  •  совершенствовать артистические навыки, воспитывать интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам;
  •  развивать память, мышление, внимание;
  •  развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

  1. Определила принципы театрализованной деятельности.

(6 слайд)

Принципы театрализованной деятельности в ДОУ

  • Ориентация на художественную продуктивность – продуктом театральной деятельности должен быть законченный номер: этюд, сценка или спектакль.
  • Принципиальная нацеленность на рост актерских умений.
  • Обучение основам театрального искусства идет одновременно с подготовкой сценок и спектаклей.
  • Материал спектакля должен чуть превышать умения его участников – тем самым создавать зону развития.

  1. Наметила планируемые результаты.

(7 слайд)

Планируемые результаты:

  • Эмоциональное развитие
  • Всестороннее развитие речи
  • Развитие гибкости, ловкости, мелкой моторики
  • Совершенствование интеллектуальных способностей
  • Развитие коммуникативных качеств
  • Генерирование идей и умение воплощать их в жизнь
  • Радость творчества

  1. Определила формы работы с детьми и составила перспективный план

(8 слайд)

Формы работы с детьми:

  • Театрализованные игры
  • Речевые игры
  • Ритмопластика
  • Инсценировка песен, стихотворений, сказок
  • Использование различных видов театра
  • Драматизация сказок как проект
  • Драматизация как часть утренника
  1. Для успешной реализации задач по театральной деятельности возникла необходимость в организации предметно-пространственной развивающей среды.

(9 слайд)

Для этого, совместно с родителями, в группе был создан

центр театрализованной деятельности, который включает в себя:

  • ТСО (магнитофон, ноутбук, интерактивная доска, аудиозаписи классической, релаксационной музыки, звуков природы, детские произведения, аудиосказки и т.д.);
  • Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, подборка слайдов, презентации, альбомы по теме «Театр»);
  • Детскую художественную, познавательную, и методическую литературу;
  • Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, магнитная доска, ширма для театра «Петрушки», ширма для теневого театра, элементы декораций для настольного театра, маски, элементы костюмов, шапочки и т.д.);
  • Картотеку театрализованных игр, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, игр на развитие координации движений и речи.
  • Картотеку на развитие эмоций, речевых игр и упражнений, картотека чистоговорок, пословиц и поговорок;
  • Картотеку сюжетно-ролевых игр.

       Предметно-развивающая среда постепенно пополняется новыми материалами.

(10, 11 слайды)

      Все методы и приемы используются в комплексе. Чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, воображение, творческое воображение.

(12 слайд)

     В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняя роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

(13 слайд)

        Первое приобщение дошкольников к театру, происходит через знакомство с кукольным театром. Кукольный театр- искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ - кукла, петрушка, и живописно - декоративное оформление, и музыка - песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь и в повседневной работе детского сада по умственному, нравственному, идейно - эстетическому воспитанию дошкольников.

(14 слайд)

Дошкольники очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен. Дети видят знакомые и любимые куклы: мишку, зайку, собачку, которые ожили, задвигались, заговорили, стали ещё привлекательнее и интереснее. Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте полезно показать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.

(15 слайд)

Условность кукольного театра близка и доступна детям, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир. Кукольный театр доставляет дошкольникам большую радость.

(16 -27 слайд)

Центр театрализованной деятельности включает в себя следующие виды театра:

  • Театр на фланелеграфе – стенд, обтянутый тканью, на которой крепятся фигурки. Фигурки могут сделать сами дети. Рассказывая сказку, героев выкладывают в том порядке, в каком они появляются.
  • Магнитная доска с фигурками – более современный вариант. Он наиболее прост в оформлении и показе.
  • Теневой театр - представляет собой экран из полупрозрачной бумаги или белой тонкой ткани, прикрепленной на рамку. Персонажей вырезают из плотной черной бумаги, крепят на палочки, и используют яркий источник света за экраном, благодаря которому они отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук.
  • Конусный настольный театр

Игрушки выполнены из бумажных конусов

  • Деревянный или картонный настольный театр
  • Театр игрушки

В театре игрушек используются обычные детские куклы и игрушки, а также игрушки самодельные, изготовленные воспитателями, детьми или родителями из различных материалов.

  • Театр оригами

Это игрушки, сложенные из бумаги в технике оригами (традиционного или модульного)

  • Театр кукол би-ба-бо или театр «Петрушки» - театр, куклы которого надеваются на три пальца руки – вроде перчатки. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.
  • Пальчиковый театр

Куклы, надевающиеся на палец – самые маленькие артисты кукольных театров. Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги, связанные из шерстяных ниток. Кукол ребенок надевает на пальцы и сам действует за персонажа, изображенного на руке

  • Театр масок
  • Театр на сцене

Это протяженный во времени проект. Подразумевает полный цикл создания спектакля. Требует от участников множества развитых навыков

  • Сценическая речь
  • Работа с текстом, способность запоминать большие объемы информации
  • Пластика, жесты и мимика
  • Сценическое движение и координация в пространстве
  • Эмоциональная выразительность
  • Умение участвовать в общей сценической игре
  • Выдержка и смелость

     

  • Мультипликация в образовательном процессе – новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном и информационно насыщенном мире. «Анимация», или, как мы чаще называем, «Мультипликация» - необычайное искусство, позволяющее решить целый комплекс педагогических задач, соответствующих требованиям ФГОС дошкольного образования.

Работа над созданием мультфильма несет неоценимую пользу в развитии детского потенциала: развивается творческое мышление, логика, внимательность, повышаются коммуникативные навыки, требуется мелкая моторика рук, прививаются терпение и усидчивость.

Процесс создания мультфильма интересен и увлекателен, и в конце трудоемкой работы ребенок получает результат в форме законченного видеопродукта.

  1. Работа с родителями

        Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов, атрибутов, декораций к спектаклю. Для привлечения внимания родителей к театрализованной деятельности в группе проводятся групповые и индивидуальные беседы, консультации, выступления на родительских собраниях, мастер-классы, семинары-практикумы, оформляется наглядная информация по этой теме.

(28, 29, 30 слайды)

Формы работы с родителями

  • Устный опрос и анкетирование
  • Индивидуальные беседы
  • Консультации и выступления на родительских собраниях
  • Семинары-практикумы
  • Мастер-классы
  • Наглядная информация
  • Совместная деятельность
  • Помощь в изготовлении костюмов и декораций
  • Презентации
  • Посещение театра всей семьей
  • Проведение праздников, развлечений

Работа по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театрализованных игр еще продолжается, но уже приносит свои плоды: у ребят активизируется и обогащается словарь, они стали свободнее, раскрепощеннее в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъем! При слове «театр» их глаза загораются радостными искорками, а лица светятся улыбкой.

(31 слайд)

Мультфильм «Дорога в сказку»

(32 слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация непосредственно-образовательной деятельности "Художественное творчество" с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: "Необитаемая планета"

Организация непосредственно-образовательной деятельности "Художественное творчество", лепка.  Деятельность с ребятами подготовительной группы посвящена знакомству с необитаемой планетой. Ставится...

Организация непосредственно-образовательной деятельности "Художественное творчество" с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: "Кошачья планета"

Организация непосредственно-образовательной деятельности "Художественное творчество", рисование. Деятельность с детьми подготовительной группы направлена на создание образа кота, кошки или котёнка, ко...

Театрализованная деятельность по ОБЖ с детьми старшего дошкольного возраста.

Курс ОБЖ эффективно тренерует адекватное поведение в неожиданных ситуациях, навыки самостоятельно принятия решений, воспитывает ответственность за свои поступки.На практике дети самостоятельно применя...

Организация опытно-экспериментальной деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста

Организация опытно-экспериментальной деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста....

Консультация «Организация игровой деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста»

Воспитатель детского сада должен знать о прогулках всё, поскольку задача ДОУ охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, создавать благоприятные условия развития дошкольников. Одно и...

Мастер – класс (со слушателями) " Методы и приёмы организации театрализованной игры – импровизации «Репка» с детьми младшего дошкольного возраста"

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности младших дошкольников являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизн...