Пересказ как одно из средств развития речи
статья по развитию речи (старшая группа)

Ильичева Ольга Евгеньевна

В статье рассматриваются методы и средства обучения дошкольников пересказу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пересказ как  одно из средств развития речи дошкольников.

Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Одним из важнейших показателей речевого развития ребёнка является развитие связной речи.

Своевременное развитие связной речи ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Язык и речь – это основное средство проявления таких важных психических процессов как память, восприятие, мышление. Кроме того, умение связно, последовательно, образно и точно излагать свои мысли и пересказывать полученную информацию помогает ребенку быть общительным, раскрепощенным, развивает уверенность в своих силах.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи через различные виды речевой деятельности.

Как известно, пересказ - самая первая ступень в формировании навыков монологической речи. Пересказ - это осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление, память и воображение детей.

Овладение пересказом способствует формированию навыков самостоятельного (творческого) рассказывания, так как этот процесс предполагает преднамеренность и плановость речи.

В процессе работы по обучению пересказу обогащается словарный запас, активно развивается восприятие, память, внимание. При этом дети усваивают посредством имитации нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии с содержащимися в произведениях для пересказа.

Каковы требования к тексту для пересказа?

  • наличие поучительного смысла в литературном произведении. Текст, использованный на занятиях по развитию речи, может не только познакомить ребёнка с особенностями родной речи, но и заставить задуматься над серьёзными вещами, активизировать его мыслительную деятельность.
  • доступность для понимания их содержания, использование в повествовании знакомых персонажей, каждый из которых имеет свои чётко выраженные личностные характеристики.
  • чётко прослеживаться последовательность событий и действий, а композиции следует быть доступной для осознания и понимания.
  • его динамичность и соответствие возрасту слушателей. Язык используемого для пересказа художественного произведения должен быть простым и, вместе с тем, образным.

Различают несколько видов пересказа:

  • Подробный пересказ.
  • Коллективный с обсуждением вариантов фраз.
  • Выборочный- пересказ фрагментов.
  • По цепочке.
  • С элементами драматизации.
  • С изменением повествующего лица.
  • Отсроченный пересказ.

Пересказ считается сравнительно лёгкой речевой деятельностью, т.к. ребёнок излагает уже готовое содержание и пользуется уже готовой формой. Но, однако,  эта лёгкость относительна, потому что мы знаем, как трудно ребёнку воспроизвести готовое произведение, не потеряв смысла. Иногда  придумать какую-нибудь историю или рассказать что-нибудь из личного опыта бывает легче, чем воспроизвести готовую форму.

 Качество детских пересказов зависит от эффективности проводимой работы по развитию всех сторон речи. Поэтому при обучении пересказу необходимо учить детей:

- осмысленно воспринимать содержание произведения,

- планировать развернутые высказывания,

-  в процессе пересказа использовать средства художественной выразительности.

Детям дошкольного и младшего школьного возраста легче всего даётся пересказ народных сказок. Несколько сложнее детям пересказывать художественные произведения. Однако, это один из важнейших этапов изучения родного языка, так как художественные произведения позволяют сделать речь ребёнка более образной, наполнить её крылатыми выражениями и яркими описаниями. Пересказывая художественные произведения, дети учатся грамотно строить собственные рассказы и повествования, перенимают более творческий подход к составлению устных описаний, передачи личного опыта.

        Какие методы должен использовать педагог, чтобы помочь детям овладеть искусством пересказа? Во- первых, беседа: в беседе по содержанию с помощью вопросов, пояснений, показа иллюстраций выделять основные части повествования, задавать вопросы, направленные на осмысление событий и поступков героев. В беседу включать  упражнения, развивающие навыки выразительного пересказа (использование различных интонаций в диалогах, передача переживаний действующих лиц).

Во-вторых, в процессе пересказа можно использовать прием отраженной речи. Если ребенок молчит, педагог сам начинает рассказ, а ребенок повторяет фразу вслед за педагогом.

Дети в этом возрасте пересказывают текст с существенными пропусками. Поэтому целесообразно использовать  такой приём, как подсказ нужных слов и фраз, Этот приём обеспечивает плавность, связность пересказа, помогает избежать длинных пауз, вызванных тем, что ребёнок забыл текст.

Эффективным приемом является совместный пересказ - воспитателя с ребёнком. Его нужно использовать в работе  с робкими детьми, испытывающими затруднения в составлении рассказов. Обязательно хвалить и ободрять робких и стеснительных детей!

Особый интерес у детей вызывает пересказ – инсценирование. Это пересказ, который разыгрывается с помощью игрушек или настольного театра. Очень хорошо подходит как для младших дошкольников, так и для старших.

Также детям  нравится  пересказ  с опорой  на  сюжетные  картинки,  или   серию картин, а   так  же  на мнемотаблицы.

Начиная  со старшей группы, рекомендуется использовать  следующие  приёмы  пересказа:

Пересказ по частям не разбивает цельности восприятия детей так, как произведение детям уже известно. Использование пересказа по частям в процессе занятия позволяет привлечь к нему  большее количество детей.

Пересказ по ролям (лицам) увлекает детей. Он занимает значительное место при формировании выразительности речи, в этом помогает обсуждение характера  действующего лица. Это, в свою очередь, оказывает большое влияние на качество детской речи, на активизацию внимания детей. Пересказ в лицах применяется уже в средней группе, например рассказов Я.Тайца «Кубик на кубик», «Послушный дождь». Целесообразней использовать этот приём в конце занятия.

Не стоит забывать такой приём, как игра - драматизация. В этом случае реплики персонажей сопровождаются движениями, которые выполняют сами дети. Они  широко используют жесты, имитируют повадки животных. При этом игра не требует декораций, костюмов и предварительной подготовки. Слова от автора сначала говорит педагог, а затем кто-либо из детей. Указания о проведении игры, о выразительности речи даются всем детям. Для исполнения ролей в игре в первую очередь стоит вызывать детей со слаборазвитой речью, робких. С ролью справляется каждый ребёнок, так как короткие реплики персонажей всем под силу.

Существуют нетрадиционные виды пересказа, которые педагог может использовтаь в своей работе:

1.«Расскажи самому себе». Пересказ шепотом небольшого (из 3-5 предложений) текста перед зеркалом (каждый ребенок рассказывает, глядя в свое зеркальце). Исключение психологического дискомфорта при выполнении пересказа самому себе способствует развитию речи на всех четырех уровнях. Ребенку приходится распределять внимание в двух направлениях: наблюдать за реакцией слушающего и осуществлять конструирование предложения во внутренней речи. Ничто не мешает ребенку полноценно мыслить в условиях зоны актуального речевого развития.

2.Пересказ в диалогических парах. Дети поворачиваются друг к другу и поочередно пересказывают прочитанный  текст.

3.Пересказ по кругу. Дети садятся, образовав два круга, и начинается общение образовавшихся диалогических пар. Далее дети внутреннего круга передвигаются в одном направлении, и образовавшиеся пары вновь делятся своими пересказами. Каждый отдельный ребенок расскажет всем по отдельности свой текст и услышит новые тексты от всех, с кем общался. Круг общения расширился, но ребенок всякий раз работал все-таки в паре. Каждый раз, пересказывая новому слушателю, он чувствовал себя увереннее, хотя условия общения изменялись.

4.Пересказ группе детей. Дети работают в гомогенных группах в соответствии с уровнем сформированности рассказывания. Каждый ребенок рассказывает свой текст. Далее каждый выполняет пересказ для группы. Очень важно, чтобы начиная пересказ, наиболее продвинутый в речевом развитии ребенок обеспечил застенчивому время для адаптации.

Подводя итоги, можно сделать следующий вывод: Многообразие видов и приемов работы над пересказом позволяет осуществлять данную деятельность с детьми в непринужденной, интересной и увлекательной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пескотерапия,как одно из средств развития речи детей.

             Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто ...

«Пересказ как одна из форм развития речи и памяти»

В консультации родителям даются рекомендации о том, как помочь ребенку научиться перессказывать...

Консультация для родителей на тему: « Пересказ как одна из форм развития речи и памяти»

Цель: побудить родителей к обучению детей пересказам как одной из форм развития связной речи в домашних условиях.Задачи:1. показать, как обучение пересказа влияет на всестороннее развитие ребенка;2. у...

Консультация для родителей по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Пересказ как одна из форм развития речи и памяти»

Консультация для родителей по образовательной области «Речевое развитие» на тему:«Пересказ как одна из форм развития речи и памяти» Цель: побудить родителей к обучению дет...

Консультация для родителей: "Пересказ, как одно из форм развития речи и памяти"

Пересказ в дальнейшем пригодится детям в успешном обучении....