Мастер - класс "Развитие речи в интеграции с образовательными областями"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Рахматалиева Хамида Айткалеевна

материал для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_razvitie_rechi.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер –класс

«Развитие речи в интеграции с образовательными областями»

1.Рахматалиева Хамида Айткалеевна, воспитатель старшей группы. Педагогический стаж 32 года, в данном учреждении – 30 лет.

    В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить.

     Поэтому ФГОС предлагают интеграцию образовательных областей, которая способна сделать развитие способностей и умений детей дошкольного возраста более успешными.

     Интеграция гармонично объединяет образовательные области в единый образовательный процесс, что гарантирует высокие результаты в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. И проблема развития речи во всем ее  разнообразии  продолжает оставаться актуальной в дошкольном возрасте. Чтобы сформировать умения детей связно высказывать свои мысли, строить диалог, составлять рассказ на определенную тему, необходимо расширять словарный запас детей, воспитывать звуковую сторону речи и формировать грамматический строй речи.

     Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является творческое рассказывание. Я считаю, интеграция образовательных областей: а именно речевая и музыкальная деятельность благотворно способствует этому. Слушание (восприятие музыки) безусловно, формирует слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку. В течении 2 лет, дети нашей группы посещают кружок «До – ми – солька». Первый год работа кружка была направлена на понимание, осознание произведения т.е. учились характеризовать прослушанное. По характеру музыки, дети учились составлять словесные рассказы, и рассказы по наглядным материалам. В этом году задачи кружка более обширные: слушание, пение, ритмические движения. В течении учебного года совместно с музыкальным руководителем, продолжаем, пробуем составлять рассказ по картинам после прослушивания музыкального произведения.  

Прослушав музыкальное произведение:

- мы беседуем с детьми об услышанном, характеризуя эмоционально-образное содержание произведения;

-определяют темп, характер, динамику и, следовательно, расширяем словарный запас детей, обогащаем его различными образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке.

Интерес детей повышается, если в игровой форме закрепить услышанное:

-предложить детям подвигаться под эту музыку, передавая ее характер, выражая свои чувства, свое отношение к музыке.

-предложить муз-дидактическую игру «Узнай и назови произведение».

 Сейчас предлагаем вашему вниманию мастер – класс: составление рассказа по прослушанному произведению, с последующим развитием сюжета.

1.Прослушивание музыкального произведения: «Голодная кошка и сытый кот» (30 – 35 секунд).

2. Дорогие коллеги найдите пожалуйста на нашем круге картинки, которые соответствуют характеру нашей музыки (голодная кошка и сытый кот (работа с первым кругом).

3. Предлагаю вашему вниманию еще один круг. Сейчас, нужно определить, какая среда обитания соответствует нашим кошкам. Соотнести эти картинки со средой обитания (2 круг).

-Почему вы выбрали эти картинки? (потому что, кошки, которые живут в доме ухоженные.)

 -как вы думаете где живет черная кошка в доме или на улице? (на улице)

-почему вы думаете, что она живёт на улице? (мокрая, худая, голодная.)

-где живет белый кот? (в доме)

-почему вы так решили?

4.Приглашаю 3 человека.

Сейчас предлагаю поиграть в игру «Что было, есть, что будет?». Для этого мы откроем «окно времени». Все выполняют движения руками сверху - вниз, слева - направо.

- 1 чел.: выбрать картинки соответствующее прошлому (котята маленькие) и охарактеризовать котят; подумать музыка какого характера подойдет каждому котенку

-2 чел.: излагает события, по услышанной музыке;

-3 чел.: выбирает 1 картинку, придумывает действия, поступки, которые могли бы произойти в дальнейшем? Музыка какого характера будет соответствовать выбранной картинке.

 В заключении предлагаю не только словесно передать облик и характер персонажа, но и изобразить доступно для понимания других:

-котят (прошлое);

-кошек (настоящее);

-выбранная картинка (будущее).

Молодцы! Всем спасибо.

Как вы видите, поставленная задача в формировании умения составлять рассказ с последующим сюжетом через слушание музыкального произведения была выполнена. А так же мы расширяли словарный запас, воспитывали культуру речевого общения, развивали слуховое внимание и восприятие.

Для решения этих задач использовались следующие технологии и приемы:

- технология ТРИЗ: круги Луллия;

- прием фантазирования;

- прием вживания в роль;

- прием эмпатии.

Считаю, что при проведении таких интегрированных занятиях, у детей развивается внимание, умение сосредотачиваться, расширяется словарный запас, умение улавливать музыку более детально:

- Какие чувства передаёт музыка? Эта тема направляет внимание детей на эмоциональное содержание музыки (музыка праздничная, торжественная, нежная, грустная, ласковая, весёлая);

-  О чём рассказывает музыка? (музыка может рассказать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях);

-  Как рассказывает музыка? Дети знакомятся с языком музыки, это: (мелодия, ритм, динамические и регистровые нюансы, темповые изменения).

 Таким образом, благодаря музыке речевое развитие дошкольников происходит гармонично и естественно, у детей развивается способность последовательного изложения фактов, событий, явлений, дети могут составлять рассказы на услышанную мелодию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация». Тема: "Потерянная сказка".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП (ориентировка в пространстве)» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация» в старшей группе ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе по теме: «Цветы для мамы» Образовательная область «Художественное творчество» Интеграция с образовательными областями «Познание» и «Социализация»

Конспект  непосредственно  образовательной деятельности во  второй младшей группе по  теме: «Цветы для мамы».  Поможет  выполнить  подарок для близкого человека....

Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» на тему : «Как помочь Буратино?»

Программное содержание: учить выделять условие и вопрос задачи, учить решать  задачи путём сложения и вычитания однозначных чисел;  закрепить знание детей о последовательности дней недели; з...

Конспект развивающей игры по развитию речи для детей средней группы. Тема. «Спокойной ночи». (интеграция содержания образовательной области «Познания», «Социализация» «Коммуникация», «Здоровье»).

Конспект  развивающей игры по развитию речи для детей средней группы.Тема. «Спокойной ночи».(интеграция содержания образовательной области «Познания», «Социализация» «Коммуникация», «Здоровье»)....

Конспект Организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста на тему: «Котик в гости к нам пришел»

Программное содержание: учить детей узнавать и называть домашнее животное, формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т. д)., учить различать пр...

Открытый просмотр организованной образовательной деятельности в средней группе ОО «Речевое развитие» с интеграцией всех образовательных областей. Тема: «Не играй с огнем». Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста в старшей группе.

Открытый просмотр организованной образовательной деятельности в средней группе ОО «Речевое развитие» с интеграцией всех образовательных областей.Тема: «Не играй с огнем»....