Развитие речи через мир сенсорных ощущений
статья по развитию речи (младшая группа)

Субботина Оксана Николаевна

Развитие речи через мир сенсорных ощущений

 

Аннотация: в статье раскрываются возможности развития речи детей через мир сенсорных ощущений, описан опыт работы по развитию активного и пассивного словаря дошкольников путем организации сенсорных игр.

Ключевые слова: развитие речи, тактильные  игры, словарь, тактильные ощущения, дети, речь.

 

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин. Основным новообразованием детей раннего возраста является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка. Речь ребенка постепенно становится важнейшим средством передачи ему общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования одним из направлений определяют работу с детьми по активизации речевой деятельности.

Л. А. Венгер, А. Воллон, Л. С. Выготский, Н. М. Аксарина, А. М Фонарев, Н. М. Щелованов и многие другие авторы доказали, что тактильные ощущения составляют фундамент умственного развития. Все движения организма, сенсорных ощущения и речевая моторика имеет единые механизмы, поэтому развитие сенсорных ощущений благотворно сказывается на развитии речи ребенка.

Исследователи, родители, воспитатели обеспокоены значительным ухудшением здоровья детей, которые приводят к появлению речевых нарушений. Отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны родителей, педагогов, существенное сужение «живого» общения родителей и детей приводит к снижению уровня речевой и познавательной культуры в обществе. Поэтому важно начинать работу по развитию речевой активности детей, способствуя тем самым полноценному развитию ребенка.

Ведущая педагогическая идея заключается во введении в образовательный процесс сенсорных игр для обогащения активного и пассивного словаря детей.

Тактильные игры служат закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизируют словарь детей. Игры являются естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создаёт положительный эмоциональный фон, на котором психические процессы протекают активно. Она выявляет индивидуальные способности личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей работы воспитателя с данным ребёнком. 

Тактильная игра может проводиться в виде инсценировки рифмованных потешек, историй, сказок при помощи ощупывания, обследования руками различных предметов, игрушек с разной поверхностью. Владея методикой сенсорных игр для детей, необходимо помнить о следующих правилах: сначала объясняя, как выполняется то, или иное упражнение, надо показать ребёнку как можно использовать тот или иной предмет. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания.

Начинать тактильную игру нужно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно произносить тексты, которые сопровождают упражнения. Было замечено, что наибольшее внимание ребёнка привлекают  игры с пением.

Цель таких игр: продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве.

Для активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания. С помощью сенсорных игр мы показывали детям, что предметы различаются по существенным признакам.

Отвечая на вопросы, дети выделяли особенности и характерные признаки и качества предметов («Какая варежка? Шершавая. Какая бумага? Гладкая») а также действия, связанные с изменением предметов, их состоянием, возможные действия человека (Сомните бумагу. Какая стала бумага? Помятая. Распрямите бумагу. Какая бумага? Помятая. Что ты делаешь? Смял бумагу. Разгладил бумагу).

Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышалась, если тактильные игры сопровождались чтением стихов, потешек. Слушая, дети одновременно «инсценировали» содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. В качестве сюжетного материала мы использовали стихотворения С. Михалкова, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, Е. Благиной и др.

Например, показали детям дощечку и попросили ее потрогать, сказать какая одна (шершавая). Показала бычка (резиновую игрушку). Спросила, какой он (гладкий). Поставила бычка на дощечку и показала, как он движется, одновременно прочитывала стихотворение.

Во время непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности детей мы использовали волшебный мешочек. Он дает ребенку уникальную возможность почувствовать все многообразие сенсорных ощущений.

Для сенсорных игр мы использовали разнофактурную ткань. Например, используя кусочек меха, назвали его киской и дали детям потрогать его. Мы учили детей трогать киску, ласкать ее, качать на ручках. Киска приходила к детям и гладила их по щечкам, если ребенок загрустил. Театрализованное представление с помощью сенсорных игр способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы, которые трогают, ощущают.

Детям очень понравились занятия с соленым тестом. Причем тесто мы готовили вместе с детьми. Дети замешивали тесто, ощущая его вязкость, пластичность, гибкость. Дети сами добавляли в тесто соль, ощущая его шероховатость. Разные материалы формировали опыт работы, новые ощущения. Одновременно развивалась речь ребенка.

В нашей группе имеется коробка «Дары леса», которую мы использовали для развития сенсорных ощущений. Дети перебирали различные шишки, коряги, сучки, которые пахли лесом, сосновой смолой и у них развивались творческие и речевые способности. Дары леса мы использовали для сюжетно-ролевых игр. На стол ставили лесную коробку, пластилин и предлагали детям создать сказку, лесную полянку, разыгрывали вместе с детьми сюжет. Дети одновременно лепили различных зверюшек, вели диалог от их имени. С помощью сенсорных игр и сюжетно-ролевых у детей развивались речевые способности.

Одно из важнейших направлений в нашей деятельности - взаимодействие с родителями. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к занятиям с их детьми. С помощью родителей были изготовлены тактильные игры «Волшебный мешочек», «Гладкие предметы», «Деревянные предметы», «Ткани», «Дары леса» и др.

Родители приняли участие в изготовлении сенсорных книжек-малышек «Светофор», «Сказки». Картинки в книжках были выполнены из различного материала, трогая который малыш развивал тактильные ощцщения.

Также родителями были изготовлены дидактические игры на развитие речи и мелкой моторики. Игра «Ключики», игра «Волшебные бусы» (на шнуровках были нанизаны плоские геометрические фигуры разной формы, величины, цвета; выкладывание фигур на плоскости, соблюдая закономерность), «Покорми колобка», «Уронили мишку на пол».

Развитие речи детей  происходит успешно, если регулярно, последовательно используется специальная методика и комплексы сенсорных игр. Совместная деятельность педагога, родителей и детей с использованием сенсорных  игр должна носить развивающую направленность и проводиться на основе деятельностного и личностно-ориентированного подхода.

 

Список использованной литературы

  1. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развитие речи дошкольников / А. Е. Белая. – М.: Астрель, 2009. – 143
  2. Громова О. Е. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет  / О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина. - М.: Сфера, 2005.- 182 с.
  3. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры  /О. И. Крупенчук. – СПб.: Литера, 2005. – 220 с.
  4. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Л. П. Савина. – М.: Родничок, 2013. – 185 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_sensor.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи через мир сенсорных ощущений

Аннотация: в статье раскрываются возможности развития речи детей через мир сенсорных ощущений, описан опыт работы по развитию активного и пассивного словаря дошкольников путем организации сенсорных игр.

Ключевые слова: развитие речи, тактильные  игры, словарь, тактильные ощущения, дети, речь.

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин. Основным новообразованием детей раннего возраста является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка. Речь ребенка постепенно становится важнейшим средством передачи ему общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования одним из направлений определяют работу с детьми по активизации речевой деятельности.

Л. А. Венгер, А. Воллон, Л. С. Выготский, Н. М. Аксарина, А. М Фонарев, Н. М. Щелованов и многие другие авторы доказали, что тактильные ощущения составляют фундамент умственного развития. Все движения организма, сенсорных ощущения и речевая моторика имеет единые механизмы, поэтому развитие сенсорных ощущений благотворно сказывается на развитии речи ребенка.

Исследователи, родители, воспитатели обеспокоены значительным ухудшением здоровья детей, которые приводят к появлению речевых нарушений. Отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны родителей, педагогов, существенное сужение «живого» общения родителей и детей приводит к снижению уровня речевой и познавательной культуры в обществе. Поэтому важно начинать работу по развитию речевой активности детей, способствуя тем самым полноценному развитию ребенка.

Ведущая педагогическая идея заключается во введении в образовательный процесс сенсорных игр для обогащения активного и пассивного словаря детей.

Тактильные игры служат закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизируют словарь детей. Игры являются естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создаёт положительный эмоциональный фон, на котором психические процессы протекают активно. Она выявляет индивидуальные способности личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей работы воспитателя с данным ребёнком. 

Тактильная игра может проводиться в виде инсценировки рифмованных потешек, историй, сказок при помощи ощупывания, обследования руками различных предметов, игрушек с разной поверхностью. Владея методикой сенсорных игр для детей, необходимо помнить о следующих правилах: сначала объясняя, как выполняется то, или иное упражнение, надо показать ребёнку как можно использовать тот или иной предмет. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания.

Начинать тактильную игру нужно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно произносить тексты, которые сопровождают упражнения. Было замечено, что наибольшее внимание ребёнка привлекают  игры с пением.

Цель таких игр: продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве.

Для активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания. С помощью сенсорных игр мы показывали детям, что предметы различаются по существенным признакам.

Отвечая на вопросы, дети выделяли особенности и характерные признаки и качества предметов («Какая варежка? Шершавая. Какая бумага? Гладкая») а также действия, связанные с изменением предметов, их состоянием, возможные действия человека (Сомните бумагу. Какая стала бумага? Помятая. Распрямите бумагу. Какая бумага? Помятая. Что ты делаешь? Смял бумагу. Разгладил бумагу).

Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышалась, если тактильные игры сопровождались чтением стихов, потешек. Слушая, дети одновременно «инсценировали» содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. В качестве сюжетного материала мы использовали стихотворения С. Михалкова, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, Е. Благиной и др.

Например, показали детям дощечку и попросили ее потрогать, сказать какая одна (шершавая). Показала бычка (резиновую игрушку). Спросила, какой он (гладкий). Поставила бычка на дощечку и показала, как он движется, одновременно прочитывала стихотворение.

Во время непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности детей мы использовали волшебный мешочек. Он дает ребенку уникальную возможность почувствовать все многообразие сенсорных ощущений.

Для сенсорных игр мы использовали разнофактурную ткань. Например, используя кусочек меха, назвали его киской и дали детям потрогать его. Мы учили детей трогать киску, ласкать ее, качать на ручках. Киска приходила к детям и гладила их по щечкам, если ребенок загрустил. Театрализованное представление с помощью сенсорных игр способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы, которые трогают, ощущают.

Детям очень понравились занятия с соленым тестом. Причем тесто мы готовили вместе с детьми. Дети замешивали тесто, ощущая его вязкость, пластичность, гибкость. Дети сами добавляли в тесто соль, ощущая его шероховатость. Разные материалы формировали опыт работы, новые ощущения. Одновременно развивалась речь ребенка.

В нашей группе имеется коробка «Дары леса», которую мы использовали для развития сенсорных ощущений. Дети перебирали различные шишки, коряги, сучки, которые пахли лесом, сосновой смолой и у них развивались творческие и речевые способности. Дары леса мы использовали для сюжетно-ролевых игр. На стол ставили лесную коробку, пластилин и предлагали детям создать сказку, лесную полянку, разыгрывали вместе с детьми сюжет. Дети одновременно лепили различных зверюшек, вели диалог от их имени. С помощью сенсорных игр и сюжетно-ролевых у детей развивались речевые способности.

Одно из важнейших направлений в нашей деятельности - взаимодействие с родителями. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к занятиям с их детьми. С помощью родителей были изготовлены тактильные игры «Волшебный мешочек», «Гладкие предметы», «Деревянные предметы», «Ткани», «Дары леса» и др.

Родители приняли участие в изготовлении сенсорных книжек-малышек «Светофор», «Сказки». Картинки в книжках были выполнены из различного материала, трогая который малыш развивал тактильные ощцщения.

Также родителями были изготовлены дидактические игры на развитие речи и мелкой моторики. Игра «Ключики», игра «Волшебные бусы» (на шнуровках были нанизаны плоские геометрические фигуры разной формы, величины, цвета; выкладывание фигур на плоскости, соблюдая закономерность), «Покорми колобка», «Уронили мишку на пол».

Развитие речи детей  происходит успешно, если регулярно, последовательно используется специальная методика и комплексы сенсорных игр. Совместная деятельность педагога, родителей и детей с использованием сенсорных  игр должна носить развивающую направленность и проводиться на основе деятельностного и личностно-ориентированного подхода.

Список использованной литературы

  1. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развитие речи дошкольников / А. Е. Белая. – М.: Астрель, 2009. – 143
  2. Громова О. Е. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет  / О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина. - М.: Сфера, 2005.- 182 с.
  3. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры  /О. И. Крупенчук. – СПб.: Литера, 2005. – 220 с.
  4. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Л. П. Савина. – М.: Родничок, 2013. – 185 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи.

Известно, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объём сведений об окружающем, психофизическая расторможенность, быстрая истощаемость воображения, не...

Развитие речи через сенсорное воспитание

призентация о проделанной работе...

Статья по развитию речи "Развитие речи через развитие мелкой моторики"

Статья по развитию речи "Развитие речи через развитие мелкой моторики"...

Развитие речи через сенсорные игры и упражнения

Мастер класс для воспитателей и родителей о важном влиянии  сенсорных игр на речь детей и ее развитие....

Мастер-класс "Развитие речи через формирование сенсорных представлений и мелкой моторики у детей раннего возраста"

Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорит...

ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры». Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.

Каждый взрослый знает, как важно умение правильно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Стремление к общению заложено в человеке с рождения, но не все умеют выстроить взаимоотношения с окружа...

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы Занятие по развитию речи «Знакомство с былиной «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» в рамках дополнительной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской

Знакомство детей с былинным жанром русского народного устного творчества в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре". Тема: "Знаком...