Развитие речи через сенсорные игры и упражнения
консультация (младшая, средняя группа)

Михашина  Евгения Алексеевна

Мастер класс для воспитателей и родителей о важном влиянии  сенсорных игр на речь детей и ее развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект (слайды для презентации)26.99 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ Детский сад № 10

комбинированного вида

Красногвардейского района

г. Санкт Петербурга

Мастер – класс для воспитателей ДОУ

«Развитие речи через сенсорные игры и упражнения »

     Составила и провела: воспитатель младшей группы

                                                 Михашина Евгения Алексеевна

22.11.2019

Актуальность

   Работая с детьми раннего, младшего и среднего  возрастов на протяжении 10 лет, изучая методическую литературу, исследования педагогов, психологов, я пришла к выводу, что уровень речевого развития детей  с каждым годом снижается. Прогнозы специалистов тревожные -   количество детей с нарушениями речи в ближайшие года будет расти. Плохая дикция, слабый словарный запас, неумение отвечать на вопросы  и отсутствие диалоговой речи – это лишь малая часть речевых нарушений. На мой взгляд, эта проблема в наш век технологий, стала особенно актуальна.

Сенсорное развитие детей через игры, упражнения, методики играет одну из главных ролей в речевом  развитии дошкольников.

Цель мастер-класса: Поделиться опытом и наработками по использованию сенсорных игр, упражнений для развития речи детей разных возрастов (ранний, младший, средний)

Слайд 2

Причины снижения уровня речевого развития:

 -общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук (то, что раньше делали по необходимости, сегодня превращается в пособия и игры - шнурки, пуговицы и бантики, крупы, вязание, вышивание и т.д.);

- родители стараются оградить детей от домашних дел – сажают их перед телевизором, компьютером, чтобы не мешали, в  результате дети меньше говорят, а больше смотрят, слушают. Сами родители заняты и не общаются  с детьми, не играют;

-дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно – дети «не видят» мир во всех красках;

-тревожность родителей, гиперопека - все делают за ребенка, в результате нет мотивации и желания  делать что-то  самому, слабая моторика, слабый речевой аппарат.

- дефицит двигательной активности в целом, мало гуляют «просто так»;

- родовые травмы,  безграмотность родителей в вопросах не только речевого развития детей, но и развития детей в целом;

 -ранний и младший дошкольный возраст- это фундамент в  развитие речевого аппарат, мелкой моторики и становления речи.

Слайд 3  

 Сенсорика и сенсорные игры

-cенсорика ( от лат. sensus –«восприятие»)

-познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений;

- другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятий, являются результатом их переработки;

- нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие;

-восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа);

-для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения;

-сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира (пять видов сенсорных ощущений)

- сенсорные  игры  дают ребенку новые чувственные ощущения:

зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые;

-сенсорные игры имеют большое значение для развития речи детей.

Слайд  4

 Задачи использования сенсорных игр, упражнений  для развития речи детей:

- создание развивающей среды для речевого и сенсорного развития ;

- формирование и закрепление в речи представлений, о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе (сенсорные эталоны);

- повышение двигательной активности и стимулирование речи с помощью игр, тематических прогулок, досугов;

- создание положительного эмоционального настроя  от упражнений, снятие психологического напряжения через  развивающую среду и игры;

- приобщение родителей к активным совместным мероприятиям, созданию пособий для развития мелкой моторики, разучивание совместных игр в домашних условиях;

-создание игровых ситуаций в  развивающей среде для самостоятельной деятельности детей в ДОУ и дома.

Слайд 5

Методы, формы приемы работы, виды сенсорных игр в соответствии с возрастом детей:

-сенсорные игры и упражнения;

-сенсорное пространство, оборудование  (домики, шторки, тоннель, палатки и т.д.)

-световые и звуковые способы развития, создания игровых ситуаций и  ассоциаций;

-пособия для развития мелкой моторики, дидактические игры;

-пальчиковые игры и физминутки;

-картотеки игр и упражнений;

-сенсорные коробки, дорожки, мешочки;

- утренняя гимнастика и  подвижные игры;

-«умные» прогулки (рисование красками по воде, на снегу; игры с тенями и зеркалами)

- бодрящая и артикуляционная  гимнастика  после дневного сна;

-закаливающие процедуры;

-игры с водой, песком, крупами;

-музыкальные игры, игры- звуковые подражания;

- прохождение полос с  препятствиями;

-игры на дыхание для развития речевого аппарата (речевого выдоха);

-массажи  рук, ног, головы, всего тела (мячики-ежики, грецкие  орехи, кисточки и др.)

-досуги, праздники  в ДОУ с родителями (тематические вечера, кулинарные  мастер-классы, радужные дни – день желтого, красного и др. цветов)

-совместные выходные с родителями (театры, парки, дельфинарий, зоопарк и др.)

Демонстрация фото-видеороликов

Помимо опыта работы в группах младшего и среднего возрастов

В нашем детском саду открылся Центр игрового развития (музыкальное развитие, физическое и сенсорно-игровая мастерская). В мастерской я  провожу игры на мелкую моторику и сенсорное развитие для детей и мам.

Представляю вашему внимания подборку фото и видео материала о работе со всеми тремя возрастами.

  • Игры с сенсорными коробками, пособиями,
  • Игры на развитие тактильных ощущений
  • Игры с песком и водой
  • Игры на развитие вкусовых чувств
  • Активное участие родителей в играх, досугах, праздниках
  • И т.д.

Коллекция досугов, проводимых с родителями (раздать памятки)

Практическая деятельность с коллегами

-разучивание пальчиковой гимнастики

-игры с пособиями, представленными на столах

-массаж кисточками, игры в командах

Что наша жизнь - ИГРА.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста – имеет огромное значение для всестороннего развития. Именно играя, ребенок получает и проживает весь спектр ощущений, восприятий и познаний окружающего пространства. Исходя их своего опыта как мамы, как воспитателя, я смело могу сделать вывод о необходимости и целесообразности использования всех направлений сенсорного воспитания, а именно: развития мелкой моторики, сенсорных игр и упражнений, комплексы гимнастик, массажей и нетрадиционных методов работы с родителями. Работе с родителями и доверительному общению с ними я уделяю особое значение. Это дает большие результаты в развитие детей во всех образовательных областях.

       

Рефлексия.

«Солнышко»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Развитие звуковой культуры речи через дидактические игры и упражнения"

Звуковая культура речи - составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры ре...

Проект «Развитие звуковой культуры речи через дидактические игры и упражнения. Тема: «Транспорт»

Звуковая культура речи - составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры ре...

Проект «Развитие звуковой культуры речи через дидактические игры и упражнения»

воспитание звуковой культуры речи у дошкольников                посредством дидактических игр и упражнений....

Выступление в рамках городской гостиной «Развиваемся вместе» для родителей, имеющих детей инвалидов по теме «Запуск речи через сенсорные игры»

Материал может быть полезен учетилям-логопедам, педагогам-психологам. родителям, так как раскрывает особенности работы с неговорящими детьми....

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у воспитанников 6-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) через дидактические игры и упражнения»

В статье раскрыта проблема формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи, определены задачи, формы ми методы коррекционной работы, а также представлена система д...

ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры». Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.

Каждый взрослый знает, как важно умение правильно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Стремление к общению заложено в человеке с рождения, но не все умеют выстроить взаимоотношения с окружа...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у воспитанников 6-го года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) через дидактические игры и упражнения»

Проблема развития навыка звукового анализа и синтеза актуальна тем, что без овладения этим навыком на достаточно высоком уровне невозможно полноценное овладение письмом и чтением....