Главные вкладки

    Развитие речи через сенсорные игры и упражнения
    консультация (младшая, средняя группа)

    Михашина  Евгения Алексеевна

    Мастер класс для воспитателей и родителей о важном влиянии  сенсорных игр на речь детей и ее развитие.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Конспект (слайды для презентации)26.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБДОУ Детский сад № 10

    комбинированного вида

    Красногвардейского района

    г. Санкт Петербурга

    Мастер – класс для воспитателей ДОУ

    «Развитие речи через сенсорные игры и упражнения »

         Составила и провела: воспитатель младшей группы

                                                     Михашина Евгения Алексеевна

    22.11.2019

    Актуальность

       Работая с детьми раннего, младшего и среднего  возрастов на протяжении 10 лет, изучая методическую литературу, исследования педагогов, психологов, я пришла к выводу, что уровень речевого развития детей  с каждым годом снижается. Прогнозы специалистов тревожные -   количество детей с нарушениями речи в ближайшие года будет расти. Плохая дикция, слабый словарный запас, неумение отвечать на вопросы  и отсутствие диалоговой речи – это лишь малая часть речевых нарушений. На мой взгляд, эта проблема в наш век технологий, стала особенно актуальна.

    Сенсорное развитие детей через игры, упражнения, методики играет одну из главных ролей в речевом  развитии дошкольников.

    Цель мастер-класса: Поделиться опытом и наработками по использованию сенсорных игр, упражнений для развития речи детей разных возрастов (ранний, младший, средний)

    Слайд 2

    Причины снижения уровня речевого развития:

     -общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук (то, что раньше делали по необходимости, сегодня превращается в пособия и игры - шнурки, пуговицы и бантики, крупы, вязание, вышивание и т.д.);

    - родители стараются оградить детей от домашних дел – сажают их перед телевизором, компьютером, чтобы не мешали, в  результате дети меньше говорят, а больше смотрят, слушают. Сами родители заняты и не общаются  с детьми, не играют;

    -дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно – дети «не видят» мир во всех красках;

    -тревожность родителей, гиперопека - все делают за ребенка, в результате нет мотивации и желания  делать что-то  самому, слабая моторика, слабый речевой аппарат.

    - дефицит двигательной активности в целом, мало гуляют «просто так»;

    - родовые травмы,  безграмотность родителей в вопросах не только речевого развития детей, но и развития детей в целом;

     -ранний и младший дошкольный возраст- это фундамент в  развитие речевого аппарат, мелкой моторики и становления речи.

    Слайд 3  

     Сенсорика и сенсорные игры

    -cенсорика ( от лат. sensus –«восприятие»)

    -познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений;

    - другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятий, являются результатом их переработки;

    - нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие;

    -восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа);

    -для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения;

    -сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира (пять видов сенсорных ощущений)

    - сенсорные  игры  дают ребенку новые чувственные ощущения:

    зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые;

    -сенсорные игры имеют большое значение для развития речи детей.

    Слайд  4

     Задачи использования сенсорных игр, упражнений  для развития речи детей:

    - создание развивающей среды для речевого и сенсорного развития ;

    - формирование и закрепление в речи представлений, о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе (сенсорные эталоны);

    - повышение двигательной активности и стимулирование речи с помощью игр, тематических прогулок, досугов;

    - создание положительного эмоционального настроя  от упражнений, снятие психологического напряжения через  развивающую среду и игры;

    - приобщение родителей к активным совместным мероприятиям, созданию пособий для развития мелкой моторики, разучивание совместных игр в домашних условиях;

    -создание игровых ситуаций в  развивающей среде для самостоятельной деятельности детей в ДОУ и дома.

    Слайд 5

    Методы, формы приемы работы, виды сенсорных игр в соответствии с возрастом детей:

    -сенсорные игры и упражнения;

    -сенсорное пространство, оборудование  (домики, шторки, тоннель, палатки и т.д.)

    -световые и звуковые способы развития, создания игровых ситуаций и  ассоциаций;

    -пособия для развития мелкой моторики, дидактические игры;

    -пальчиковые игры и физминутки;

    -картотеки игр и упражнений;

    -сенсорные коробки, дорожки, мешочки;

    - утренняя гимнастика и  подвижные игры;

    -«умные» прогулки (рисование красками по воде, на снегу; игры с тенями и зеркалами)

    - бодрящая и артикуляционная  гимнастика  после дневного сна;

    -закаливающие процедуры;

    -игры с водой, песком, крупами;

    -музыкальные игры, игры- звуковые подражания;

    - прохождение полос с  препятствиями;

    -игры на дыхание для развития речевого аппарата (речевого выдоха);

    -массажи  рук, ног, головы, всего тела (мячики-ежики, грецкие  орехи, кисточки и др.)

    -досуги, праздники  в ДОУ с родителями (тематические вечера, кулинарные  мастер-классы, радужные дни – день желтого, красного и др. цветов)

    -совместные выходные с родителями (театры, парки, дельфинарий, зоопарк и др.)

    Демонстрация фото-видеороликов

    Помимо опыта работы в группах младшего и среднего возрастов

    В нашем детском саду открылся Центр игрового развития (музыкальное развитие, физическое и сенсорно-игровая мастерская). В мастерской я  провожу игры на мелкую моторику и сенсорное развитие для детей и мам.

    Представляю вашему внимания подборку фото и видео материала о работе со всеми тремя возрастами.

    • Игры с сенсорными коробками, пособиями,
    • Игры на развитие тактильных ощущений
    • Игры с песком и водой
    • Игры на развитие вкусовых чувств
    • Активное участие родителей в играх, досугах, праздниках
    • И т.д.

    Коллекция досугов, проводимых с родителями (раздать памятки)

    Практическая деятельность с коллегами

    -разучивание пальчиковой гимнастики

    -игры с пособиями, представленными на столах

    -массаж кисточками, игры в командах

    Что наша жизнь - ИГРА.

    Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста – имеет огромное значение для всестороннего развития. Именно играя, ребенок получает и проживает весь спектр ощущений, восприятий и познаний окружающего пространства. Исходя их своего опыта как мамы, как воспитателя, я смело могу сделать вывод о необходимости и целесообразности использования всех направлений сенсорного воспитания, а именно: развития мелкой моторики, сенсорных игр и упражнений, комплексы гимнастик, массажей и нетрадиционных методов работы с родителями. Работе с родителями и доверительному общению с ними я уделяю особое значение. Это дает большие результаты в развитие детей во всех образовательных областях.

           

    Рефлексия.

    «Солнышко»



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие цветовосприятия через дидактические игры и упражнения.

    Это интересно     Если вы заметили, что вашему ребенку бывает трудно запомнить цвет и правильно    назвать его, то можно при помощи некоторых упражнений играя ...

    Отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи через дидактические игры и упражнения».

    Ссмообразование  предусматривает расширенрие и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствует уровень профессиональной подготовки.На основании выбранной темы  я разр...

    Развитие речи через сенсорное воспитание

    призентация о проделанной работе...

    Презентация проекта "Развитие звуковой культуры речи через дидактические игры и упражнения"

    Звуковая культура речи - составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры ре...

    Проект «Развитие звуковой культуры речи через дидактические игры и упражнения. Тема: «Транспорт»

    Звуковая культура речи - составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры ре...

    Проект «Развитие звуковой культуры речи через дидактические игры и упражнения»

    воспитание звуковой культуры речи у дошкольников                посредством дидактических игр и упражнений....

    Выступление в рамках городской гостиной «Развиваемся вместе» для родителей, имеющих детей инвалидов по теме «Запуск речи через сенсорные игры»

    Материал может быть полезен учетилям-логопедам, педагогам-психологам. родителям, так как раскрывает особенности работы с неговорящими детьми....