Проект "Солнышко лучистое" для первой младшей группы
проект по развитию речи (младшая группа)

Клена Анатольевна Николаева

Цель проекта: Формирование представлений о солнце, как источнике света и тепла для всего живого на земле. Развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Солнышко лучистое"41.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

Дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 г. Светогорска»

ПРОЕКТ

«Солнышко лучистое»

(первая младшая группа № 3 «Совята»)

Участники проекта:

Воспитатель 1 кв. категории:

Дмитриева Е.С.;

Воспитатель: Николаева К.А.

г. Светогорск, 2022г.

Проект в группе раннего возраста

«Солнышко лучистое»

Сроки выполнения проекта: краткосрочный с 30 мая по 30 июня 2022г.

Тип – познавательный, игровой.

Участники проекта: дети раннего возраста, воспитатели, родители.

Руководители проекта: воспитатели группы.

Актуальность:

    Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни ребенка. Для него всё в новинку. Солнышко, растения, вода, песок и многое другое, окружающее малыша, вызывает огромный интерес. В наших силах обогатить восприятие детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений о мире, удовлетворить любознательность детей о природном объекте – солнце, показать влияние солнца на природу.

Цель проекта: Формирование представлений о солнце, как источнике света и тепла для всего живого на земле. Развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.

Задачи:

Образовательные:

  1. Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир.
  2. Обогатить словарный запас детей по данной теме.

Развивающие:

  1. Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке.
  2. Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.
  3. Развивать познавательный интерес детей при  проведении экспериментов, наблюдений.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес и любовь к природе, доброту, отзывчивость друг к другу и к окружающим.
  2. Воспитывать интерес к чтению и любовь к народному фольклору через потешки, заклички, песенки.

Приемы:

-применение ИКТ (аудиозаписи: «Есть у солнышка дружок», );

- чтение, показ, рассказывание воспитателем потешек, стихов;

- рассматривание книжных иллюстраций, наглядного материала;

- проведение дидактических игр;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

- организация продуктивной деятельности.

1 этап: подготовительный

Мероприятия.

- Поисковая работа по подбору материала по теме «Солнышко лучистое».

- Подборка подвижных, пальчиковых игр, упражнений, динамических пауз.

- Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.

2 этап: Практический

Мероприятия.

Работа с детьми:

1. Чтение художественной литературы, заучивание стихов, потешек, закличек о солнце, дожде. Потешки «Солнышко - солнышко», «Солнышко-вёдрышко», закличка, «Дождик, дождик веселей». А. Барто «Светит солнышко в окошко». Разучивание песенки «Есть у солнышка дружок».

2. Наблюдение за изменениями в природе, связанными с солнцем (трава, насекомые, цветы).

3. Проведение опытов и экспериментов на прогулке, связанных со свойствами солнца.

Предложить потрогать предметы на солнце и в тени. На солнышке предметы нагреваются, в тени – нет.

- Просмотр, проведение и обсуждение опыта: «Лучи греют»

                Подставить щечки и ладошки солнышку: лучи греют.

4. Дидактические игры.

 «Найди, куда спряталось солнышко» Цель: развитие пространственных отношений. «Найди предмет такого же цвета, как солнышко» Цель: закрепить желтый цвет.

 «Что бывает желтого цвета? Цель: закреплять знание названий цветов; учить детей отбирать предметы желтого цвета среди предметов разных форм и цветов.

 «Поможем солнышку». Цель: сделать солнышку лучики при помощи прищепок. Выбрать из двух цветов нужный. Развитие мелкой моторики.

5. Пальчиковая игра «Дай нам, солнышко, тепла».

6. Подвижная игра «Солнечный зайчик» (игра с зеркалом). Цель: развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием; учить выполнять действия в соответствии с игровыми правилами.

7. Подвижная игра «Солнышко и дождик». Цель: развивать стремление играть в подвижные игры, учить детей ходить и бегать врассыпную, развивать внимание к указаниям воспитателя.

8. Словесные игры: «Назови ласково» (солнце – солнышко), «Солнышко какое?» (доброе, лучистое, яркое, теплое), «Что делает солнышко?» (светит, греет, улыбается).

9. Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Божьи коровки», «Одуванчики на полянке» (коллективная работа), «Солнышко лучистое»; лепка «Лучики для солнышка», Пластилинография «Цветочная полянка» (коллективная работа), пластилинография «Божьи коровки и их друзья».

Работа с родителями:

  1. Консультация: «О пользе и вреде солнечных лучей для здоровья».
  2. Помощь родителей в распечатке раскрасок для занятий по теме: «Солнышко лучистое».
  3. Привлечение родителей к совместному творчеству с ребенком по теме проекта с предоставлением результата их творчества.

                                               

3 этап: заключительный

  1. Выставка работ по лепке и рисованию.
  2. Фотоотчет проекта.

В процессе реализации проекта у детей:

  1. Расширился кругозор и мыслительная деятельность.
  2. Сформировались знания о солнце и его влиянии на окружающий мир.
  3. Расширился словарный запас детей.
  4. Развился познавательный интерес, наблюдательность.
  5. Познакомились с художественной литературой о солнышке: потешки, заклички, песенки.
  6. Появился положительный эмоциональный отклик на знакомство с природным окружением.

В процессе реализации проекта у педагогов:

  1. Появилось желание совместной работы по проекту.
  2. Активизировались знания о проектной деятельности с детьми младшего возраста.

В процессе реализации проекта у родителей:

  1. Появилось желание к совместной деятельности с ребенком.

Консультация для родителей «О пользе и вреде солнечных лучей для здоровья»

О пользе солнца и ультрафиолетовых лучей в умеренной их дозе знают все, мы с вами привыкли к свету солнца с самого детства, это естественная среда обитания для детей и их родителей, особенно в летнее время. Встающее по утрам солнышко помогает нам просыпаться и быть бодрыми, а кроме того, солнце и его лучи оказывают сильное стимулирующее воздействие на обменные процессы. Поговорим о пользе солнца, правильном пребывании на солнце и опасностях, связанных с неумеренным приемом солнечных ванн.      При воздействии на кожу ультрафиолетовых лучей внутри нее в особых клетках происходит активация витамина Д и переход его в активную форму, необходимую организму для роста и развития, нормального усвоения кальция и роста костного скелета. Солнечные лучи, помимо ультрафиолетового спектра, имеют еще и инфракрасный, эти лучи вызывают, нагрев верхних слоев кожи. Данные лучи проникают в тело глубже на два-три сантиметра, что помогает им активно взаимодействовать с тканями кожи, кровеносными сосудами, в результате чего происходит их расширение, усиливается кровообращение в области кожи и подкожно-жировой клетчатки ( визуально это выглядит как легкое покраснение кожи). за счет активизации кровообращения происходит более интенсивный метаболизм в коже и выведение из нее свободных радикалов, продуктов окисления и токсинов, кожа активно потеет и выводит шлаки. Конечно, эти процессы я описала достаточно упрощенно, но, чтобы понять важность пребывания на солнце, но в умеренных количествах, этого вполне достаточно. Кожные покровы детей более уязвимы в отношении негативного воздействия солнечных лучей из-за особенностей строения кожи и подкожно-жирового слоя. В раннем возрасте кожица малышей очень тонкая, нежная и легко травмируется, подкожно-жировая клетчатка устроена рыхло, густо оплетена сетью мелких капилляров. Верхний ороговевающий слой кожи у детей очень тоненький и нежный, часто обновляется, особенно у малышей в раннем возрасте. Их кожица и так часто пересыхает, и шелушится, а под действием солнечного света может пересушиваться и страдать сильнее, чем у взрослых. Кроме того, в сравнении с взрослыми, у детей кожа имеет больше способности и резервов для регенерации в сравнении со взрослой, поэтому, мелкие травмы не оставляют у детей рубцов и шрамов. Однако, защитные функции кожи как естественного барьера на пути токсинов, вредных излучений и микробов снижены, поэтому, кожа детей высоко чувствительна к инфракрасным и ультрафиолетовым лучам. Дети имеют несовершенную терморегуляцию и потоотделение, а поэтому, дети легко на солнце могут перегреваться, а при купании в море или реке – переохлаждаются. Чтобы дети не пострадали от действия солнышка, и получили от него только пользу в виде порции витамина Д и активации иммунитета и обмена веществ, нужно строго следить за их пребыванием в условиях открытого солнца. Сегодняшнее солнце таково, что находиться под его лучами долго вредно даже взрослым, а детям до 5-7 лет, обладающим особой чувствительностью к нему – это может быть опасно для здоровья.  Кроме того, разные участки тела у детей по-разному чувствительные к солнечным лучам, так стопы и кисти, лицо, которые практически всегда открыты, менее подвержены ожогам и выдерживают большие солнечные нагрузки. А вот поясница, живот, грудь и шея более чувствительны, там кожа тоньше и нежнее, недаром ее прикрывают одеждой. Чувствительна к ожогам спина, она обычно наряду с плечами и шеей «сгорает» первой после чрезмерного пребывания на солнце. Для детей, ранее не выходивших на пляж, бывает достаточно 10-15 минут.  

Приложение

1. Наблюдение за распустившимися листьями.

Цель: Учить замечать изменения в природе, любоваться нежной зеленью листьев. Активизировать словарь детей: распустились, маленькие, зеленые.

2.  Наблюдение за появившейся зеленой травкой.

Цель: Формировать желание любоваться появившейся зеленой травой. Обратить внимание, все становится вокруг красиво, зелено. Предложить потрогать траву рукой. Она нежная, мягкая.
Травушка- муравушка со сна поднялась,
Птица синица – за зерно взялась,
Зайки – за капусту,
Мышки – за корочку,
Детки – за молочко.

3. Наблюдение за дождем

Цель: Обратить внимание, что дождь может быть разным: сильный, моросящий, мелкий. Дождь стучит по крыше, окнам: кап- кап- кап. Дождь нужен земле – поливает травку, поит землю. После дождя появляются лужи, все мокрое: крыши домов, деревья, земля.
Дождик, дождик веселей,
Капай, капай, не жалей,
Только нас не мочи,
Зря в окошко не стучи.
Брызни в поле пуще,
Станет травка гуще.

4. Наблюдение за одуванчиками.

Цель: Показать детям, что появились первые весенние цветы - одуванчики. У одуванчиков есть стебель, листья, цветок. Стебель хрупкий, легко ломается. Цветок у одуванчика желтого цвета, очень ароматно пахнет, предложить понюхать.
Одуванчики везде
По весенней травке,
Замелькали во дворе,
Разбежались по горе,
Спрятались в канавке.

5. Целевая прогулка в уголок леса.

Цель: Закрепить представления о деревьях и кустарниках. Учить их различать.
Показать изменения происходящими с деревьями и кустарниками. Формировать бережное отношение к природе.
6. Наблюдение за божьей коровкой.

Цель: Развивать у детей интерес к окружающему миру, расширять представления о насекомых: много лапок, есть крылья, летают, ползают, Учить узнавать и называть божью коровку.
Божья коровка, улети на небо,
Там твои детки, кушают конфетки,
Всем по одной, а тебе ни одной,
Божья коровка, улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного да белого,
Только не горелого.

7. Наблюдение за сменой одежды людей.

Цель: Показать зависимость одежды людей от температуры воздуха. На улице стало тепло, люди сняли тёплые шапки, куртки, ботинки, а надели легкие кепки, кофточки, туфельки и сандалики.

8. Наблюдение за солнцем.

Цель: Формировать понятие, что солнце греет все сильнее, становится тепло, жарко. Хорошо растут растения. В тени, где солнца нет, там более прохладно.

  • Светит солнышко в окошко,
    Смотрит в нашу комнату,
    Мы захлопаем в ладоши,
    Очень рады солнышку.
  • Солнышко, солнышко,
    Выгляни в оконышко!
    Солнышко, нарядись,
    Красное, покажись!
    Ждут тебя детки,
    Ждут малолетки.
  • Солнышко-ведёрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись!

Красное, покажись!

9. Наблюдение за одуванчиками.

Цель: Полюбоваться обильным цветением одуванчиков на участках, площадках. У одуванчиков есть стебель, листья, цветок. Стебель хрупкий, легко ломается. Цветок у одуванчика желтого цвета, очень ароматно пахнет, предложить понюхать. Обратить внимание, что некоторые одуванчики уже отцвели и у них появляются пушинки – семена. На белый одуванчик можно подуть и семена разлетятся в разные стороны.
Носит одуванчик,
Желтый сарафанчик,
Подрастет, нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.

10. Наблюдение за песком. Игры и экспериментирование с песком.

Цель: Продолжить знакомить детей со свойствами песка. Сухой песок рассыпается, из влажного песка можно лепить куличики.
Я пеку, пеку, пеку,
Деткам всем по пирожку,
А для милой мамочки,
Испеку два пряничка
Кушай, кушай , мамочка,
Вкусные два пряничка…

11. Наблюдение за ветром. Игры с султанчиками.
Цель: Продолжать знакомить с природным явлением- ветром. Активизировать речь детей- ветер, ветер, дует, качает.
12. Наблюдение за голубями и воробьями.
Цель: Продолжать формировать умение различать птиц по внешнему виду (голубь, воробей). Учить замечать, как они передвигаются: ходят, прыгают, летают, клюют корм, пьют воду из лужицы. Воспитывать интерес к миру природы.

Пальчиковая гимнастика

“Дай нам, солнышко, тепла”. 

Мы ладони протянули
И на солнышко взглянули.
 (Дети протягивают ладошки вперед и ритмично поворачивают их вверх – вниз.)
Дай нам, солнышко, тепла,
Чтобы силушка была.
 (Делают движение пальцами, словно маня к себе.)
Наши пальчики – малютки
Не хотят ждать ни минутки, 
(Ритмично сгибают и разгибают пальцы.)
Тук – тук, молоточками, 
(Наклоняются и поочередно ритмично стучат кулачками по коленям.)
Хлоп – хлоп, лапоточками, 
(Ритмично хлопают по коленям.)
Прыг – прыг, словно зайки,
Скачут на лужайке. 
(Стучат полусогнутыми пальцами по коленям.)

Подвижные игры

 «Солнышко и дождик»

Цель: учить детей действовать по сигналу воспитателя.

Ход игры:

Дети идут с воспитателем по кругу.

 «Смотрит солнышко в окошко, (Идут по кругу)

Светит в нашу комнатку».

Мы захлопаем в ладоши, (Хлопают стоя на месте)

Очень рады солнышку.

Топ-топ-топ-топ! (Ритмично притопывают на месте)

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! (Ритмично хлопают в ладоши)

На сигнал «дождь идет» дети прячутся под зонтик.

Солнышко светит. Игра повторяется. 

Текст песенки Теличеева «Есть у солнышка дружок»

Есть у солнышка дружок –
Голосистый петушок.
Припев:
Хорошо, когда дружок -
Голосистый петушок.

Есть у солнышка друзья -
Это мы, и ты, и я!

Припев:
Хорошо, когда друзья -
Это мы, и ты, и я!

Список литературы

  1. 3. Деркунская В.А. «Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре» - Москва : Педагогическое сообщество России, 2005;
  2. Бондаренко. А. К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. - М: Просвещение, 1991;
  3. О. Соломенникова. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.
  4. Интернет- ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Материал (первая младшая группа) на тему: Развлечение для детей « В деревне у бабушки» (первая младшая группа)

Развлечение для детей  « В деревне у бабушки» (первая младшая группа) проводится в начале учебного года.Используя  раз­ные виды деятельности детей (музы­кальную, речевую, изобразительную) дл...

Конспект развлечения в первой младшей группе Развлечение «Поездка в лес» (Первая младшая группа)

Конспект развлечения в первой младшей группеРазвлечение «Поездка в лес»(Первая младшая группа)...

Конспект итогового занятия в первой младшей группе Итоговое занятие в первой младшей группе "Путешествие на поезде"

Конспект итогового занятия в первой младшей группеИтоговое занятие в первой младшей группе "Путешествие на поезде"...

Экологический проект для первой младшей группы Проект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино".

Экологический проект для первой младшей группыПроект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино"....

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Правильная организация летнего отдыха – залог здоровья ребёнка» для родителей первой младшей группы

Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядил...