Консультация "Обогащение словарного запаса дошкольников"
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Тихонова Алена Петровна

Консультация "Обогащение словарного запаса дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тихонова Алена Петровна,

МБДОУ «Детский сад № 25 «Ромашка» г. Нефтеюганск, ХМАО-Югра,

воспитатель.

Консультация для родителей «Обогащение словарного запаса дошкольников»

   Ребёнок-дошкольник в повседневной жизни сталкивается с новыми предметами и явлениями. У него появляются вопросы: «Что это? Как называется? Из чего сделано? Зачем?»

   И если чётко и обстоятельно ответить на вопросы дошкольника, произойдёт расширение словарного запаса ребёнка.

   Взрослым следует постепенно знакомить детей с предметами и явлениями окружающей жизни; учить правильно называть игрушки, посуду, одежду и т. д.; во время прогулки с малышом называть и показывать транспорт, птиц, животных, здания и другие предметы. Запас слов ребёнка значительно расширится, если родители научат его различать и называть не только предметы, но и существенные детали предметов, различать их по форме, размеру, назначению, названию.

   Ребёнку надо помочь понять смысл слова, запомнить его, правильно употреблять слово в речи. Для этого следует широко использовать окружающие предметы и природные явления. «Посмотри, сколько красивых снежинок, - обращает родитель внимание ребёнка, - они летают, кружатся и ложатся на землю. Это снегопад». Ребёнок повторяет: - «Снегопад». Таким образом, в сознании дошкольника представление о снегопаде сливается воедино с новым словом.

    Но назвать слово один раз, объяснить его смысл ещё недостаточно. Для закрепления нового слова можно показать ребёнку иллюстрацию, прочитать рассказ или стихотворение.

И только тогда, когда новое слово будет применено ребёнком правильно, можно считать, что оно вошло в его активный словарь осмысленно.

   Детская речь бедна прилагательными. Задача взрослых помочь освоить дошкольнику качества знакомых предметов. Как лучше это сделать? Покажите ребёнку предмет, вместе определите его форму, величину, цвет, качества и свойства (мягкий или твёрдый, гладкий или шершавый, тяжёлый или лёгкий). Следует помнить, что у ребёнка недостаточно жизненного опыта, ему необходимо посмотреть, потрогать предмет, сжать, погладить, сравнить с уже известными предметами. Лучше всего дошкольник запоминает качества предметов именно при их сравнении, пополняя словарь новыми словами, обозначающими качество.

    Помочь детям сознательно усваивать слова и активно пользоваться ими могут следующие упражнения:

«Кто как двигается?» - заяц… (прыгает, скачет); рыба … плавает; змея… ползёт.

«Подбери определения» - например, к слову «лимон». Какой он: овальный, жёлтый, кислый, сочный.

«Назови части целого»- кукла… (голова, туловище, руки, ноги).

«Кто что делает?» - повар … (варит, печёт, жарит, готовит).

   Сформированный  словарный запас позволит детям легко общаться со сверстниками и взрослыми, а в дальнейшем – успешно обучаться в школе.

Используемая литература и  интернет-источники:

  1. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практ. Работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006.
  2. https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.arom.aromedu.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расширяем словарный запас дошкольников

Статья описывает упражнения направленные на то, чтобы сделать речь ребенка яркой и выразительной....

Способы актуализации словарного запаса дошкольников и формирования лексико-грамматических категорий посредством театрализованной деятельности"

"Актуализация словарного запаса дошкольников и формирование лексико-грамматических категорий посредством театрализованной деятельности"  В  общей  основе  развития  лично...

Буклет "Активизация словарного запаса дошкольников с ОНР"

Консультация для педагогов по развитию и активизации словаря детей через игровую деятельность....

Статья: «Использование игровых приемов по обогащению словарного запаса дошкольников».

Игровые  приемы  по  обогащению словарного запаса  детей  дошкольного  возраста...

"Обогащение словарного запаса дошкольников с ОНР»

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Уже в раннем детстве у ребёнка возникают потребности общения...

Использование дидактических игр в работе по обогащению словарного запаса дошкольников

Тезисы выступления на VI Всероссийской научно-практической конференции "Стандарты современного образования - путь в будущее"...