Конспект занятия по развитию речи по теме "Посуда"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Хорошева Галина Викторовна

Для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_teme_posuda.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

для детей подготовительной к школе группы по теме «Посуда»

Цель занятия: закрепление знаний детей о посуде, ее составных частях и основных видах.

Задачи:

  1. обогащать словарный запас детей по теме «Посуда»;
  2. упражнять в словоизменении (развивать умение образовывать множественное число существительных);
  3. упражнять в словообразовании (образовывать названия посуды для таких продуктов, как хлеб, сахар; уменьшительно-ласкательную форму существительных; прилагательные от существительных);
  4. развивать умение употреблять предлоги в предложении;
  5. развивать фразовую речь;
  6. развивать высшие психические функции (внимание, мышление);
  7. развивать общую моторику.
  8. воспитывать бережное отношение к посуде.

Оборудование – мяч, предметные и индивидуальные сюжетные картинки по теме «Посуда», картинка с «наложенными» изображениями посуды.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Беседа о посуде.
  3. Определение частей посуды.
  4. Задание на развитие внимания.

5. Составление предложений по сюжетным картинкам с использованием предлогов.

6. Физкультминутка.

7. Нахождение на картинках посуды, изготовленной из определенного вида материала.

8. Дидактическая игра «Скажи ласково».

9. Рассказ воспитателя.

10. Подведение итога занятия.

Ход занятия.

Этап ООД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 Организационный момент.

Воспитатель просит детей встать в

кружок.

- Ребята, за стол сядет тот, кто верно ответит, как

 назвать несколько предметов (множественное число): одна – чашка. А если их много, то это …

Словарный материал:

блюдце, тарелка, бокал, стакан, чайник, кружка,

селедочница, сковородка, кастрюля, ложка, вилка,

банка, поварешка, сахарница.

Дети встают в круг.

Проводится игра с мячом

«Один - много»

Ребенок, верно ответивший, занимает свое место.

2 Основная часть.

1. Беседа о посуде.

- Молодцы. Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить?

- Правильно. Какие предметы посуды вы знаете?

Воспитатель  спрашивает всех детей по очереди.

- А теперь назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды. Не выкрикиваем, а поднимаем ручку, тогда я вас спрошу.

- Хорошо, а в какой посуде готовят пищу?

- Как называется эта посуда?

- Молодцы. А какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай?

- Кто знает, как называется эта посуда?

- А как называется посуда, из которой мы едим?

- Правильно. Назовите мне столовую посуду, какую вы знаете.

- Хорошо, молодцы. А в какую посуду кладут хлеб (салат, горчицу, конфеты, селедку)?

- А что кладут в масленку (солонку)?

- Правильно. Что наливают в супницу (соусницу, кофейник, чайник)?

2. Определение частей посуды.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку, которая висит на доске.

- Посмотрите на картинку. Это что нарисовано?

- А из каких частей состоит чайник? Назовите и покажите их на картинке.

Воспитатель вызывает одного из ребят к доске.

- Молодец, присаживайся.

Далее – аналогичное задание (кастрюля, стакан).

- Хорошо. А чем отличается кастрюля от сковороды?

- Правильно. А что мы делаем с помощью кастрюли?

- А с помощью сковороды?

3. Задание на развитие внимания.

- Молодцы. Посмотрите теперь на другую картинку.

Воспитатель показывает картинку с «наложенными» друг на друга изображениями посуды.

 - Здесь спряталась разная посуда. Что вы здесь видите?

4. Составление предложений по сюжетным картинкам с использованием предлогов.

- Правильно. А теперь я раздам вам картинки, внимательно их рассмотрите.

Воспитатель раздает детям индивидуальные картинки.

- Каждый ответит мне на вопрос, который я задам,  полным предложением. Хорошо?

- Что девочка убирает в шкаф?

- Что стоит в шкафу?

- Из чего девочка пьет чай?

При необходимости – воспитатель оказывает детям помощь в составлении предложений.

- Что стоит на столе?

- Откуда идет пар?

- Что стоит на столе?

- В чем (где) у мальчика налит суп?

- Что держит в руках девочка?

 - В чем (где) у детей каша?

- Из чего девочка пьет чай?

- О посуде.

Дети отвечают. Каждый называет один предмет посуды.

- Ложка, вилка, нож.

- В кастрюле, сковородке.

- Кухонная.

- Чашка, блюдце, сахарница, чайник, конфетчица.

- Чайная.

- Столовая.

- Тарелка, супница, салатница, солонка, селедочница.

- В хлебницу (салатницу, конфетницу, горчичницу, селедочницу).

- Масло (соль).

- Суп (соус, кофе, чай).

Дети рассматривают картинку.

- Чайник.

Ребенок выходит к доске, показывает части чайника и называет их.

- Это носик, это крышка, это ручка, это края, а это донышко.

- У кастрюли края больше, а ручка меньше.

- Варим.

- Жарим.

Дети внимательно изучают картинку.

- Чайник, вилку, стакан, тарелку, бутылку.

Дети рассматривают картинки.

- Да.

- Девочка убирает в шкаф посуду.

- В шкафу стоит посуда.

- Девочка пьет чай из кружки.

- На столе стоит блюдце и чайник.

- Пар идет из чайника.

- На столе стоит кастрюля, поварешка и тарелка.

- У мальчика налит суп в тарелке.

- Девочка держит в руках кружку.

- У детей каша в тарелках.

- Девочка пьет чай из кружки.

3 Физкультминутка.

- Молодцы, но вы, наверное устали? Встали все в кружок и повторяем за мной слова и движения.

Вот большой стеклянный чайник, 

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки.

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,        

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки,

Вот пластмассовый поднос —      

          Он посуду нам принес.

Дети встают в кружок и повторяют слова и движения за воспитателем.

Дети «надувают» живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик;

приседают, одна рука на поясе;

кружатся, рисуя руками круг;

потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой;

делают большой круг.

4 Основная часть (продолжение).

1. Нахождение на картинках посуды, изготовленной из определенного вида материала.

- Молодцы, рассаживаемся по местам.

- Посмотрите на доску, здесь много картинок, на которых нарисована разная посуда.

- Назовите те предметы посуды, которые сделаны из металла.

- Правильно, они сделаны из металла. Значит, они какие?

Аналогично – предметы посуды, сделанные из пластмассы, фарфора, стекла, дерева.

2. Дидактическая игра «Скажи ласково».

- Хорошо. А как мы ласково назовем чашку (ложку, вилку, тарелку, банку, кувшин, миску, кофейник, нож, кружку, кастрюлю, стакан, ведро, поварешка)?

3. Рассказ воспитателя.

- Молодцы. А теперь все внимательно меня послушаем. Я вам расскажу кое-что интересное о посуде.

- Посудой люди пользовались с древних времен. Сначала она была деревянная. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Потом появилась стеклянная, металлическая, фаянсовая, фарфоровая посуда. Появились сервизы. Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадет труд человека, который ее делал. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из нее приятно было есть.

 Как надо ухаживать за посудой: сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем ее основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают и убирают в шкаф.

Дети садятся на свои места.

- Кастрюля, сковорода.

- Металлические.

- Чашечка (ложечка, вилочка, тарелочка, баночка, кувшинчик, мисочка, кофейничек, ножичек, кружечка, кастрюлька, стаканчик, ведёрко, поварешечка).

Дети внимательно слушают рассказ

5. Итог занятия.

- А теперь скажите, о чем мы сегодня говорили на занятии?

- Правильно. Что вам больше всего запомнилось?

- Какая бывает посуда?

- Вы сегодня молодцы, все хорошо занимались. Занятие окончено.

- О посуде.

(ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...