Фразеологизмы - как источник познания и развития речи дошкольников
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Фролкина Антонина Васильевна

Консультация для воспитателей по  речевому развитию детей, через использование фразеологизмов.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_vosp_frazeologizmy.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 27 «Сказка»

Консультация для воспитателей:

Фразеологизмы - как источник познания и развития речи дошкольников

                                                                                           Подготовила:

                                                                                           Учитель-логопед

                                                                                           Фролкина А.В.

                       

2023 г.


Фразеологизмы - как источник познания и развития речи дошкольников

   Дошкольный  возраст – наиболее благоприятный период для развития навыков речевого общения детей, развития речи  в тесной взаимосвязи с развитием мышления. Вот почему работа по речевому развитию детей занимает одно из ведущих направлений  в дошкольном учреждении.  С помощью родного языка дети приобщаются к материальной и духовной культуре, получают знания об окружающем мире. Он помогает им выражать свои мысли, чувства и т.д., так как любое слово является в той или иной мере обобщением.  Процесс развития речи детей дошкольного возраста рассматривается в целом как процесс  усвоения слов. Поэтому в методике развития детской речи большое значение имеет именно словарная работа. Большое значение имеет усвоение ребенком смысла слова, в связи с чем необходимо проводить работу над уточнением словаря и формированием умений употреблять слова в соответствии со смыслом. Слово усваивается быстрее, если обучение его употреблению связано с его значением.   На каждом возрастном этапе понимание ребенком значений слов существенно , предметами отличается, в течение дошкольного детства осознание смысловой стороны слова происходит длительный путь развития. По мнению А.Р. Лурия, четкая предметная отнесенность слова возникает позднее и является продуктом развития. Этот процесс занимает центральное место в речевом развитии ребенка 3-5 лет.  По мнению К.И. Чуковского, взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети - вещами, предметами. Их мысль на первых порах связана с конкретными образами. Ребенок усваивает родной язык, подражая живой, разговорной речи.

Устное народное творчество – важнейший источник и средство развития всех сторон речи детей, уникальное средство воспитания.

В последние годы  возрос интерес к фразеологии, отражающий мир чувств, образов, оценок того или иного народа, непосредственно связанной с культурой речепроизводства. Это неистощимый источник познания языка как развивающейся и изменяющейся системы языка, в которой заключены и современные языковые образования, и религии древнейших эпох – слова, формы, конструкции.

   Фразеология – одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка. Предметом фразеологии является фразеологическая единица, как особая единица языка, а ее объектом – состав таких единиц в языке.

Использование фразеологизмов в работе по расширению лексического запаса детей старшего дошкольного возраста способствует:

  • формированию  интереса к родному языку;
  • развитию понимания значений слов дошкольниками;
  • активизация детской лексики;
  • совершенствованию навыков устной речи;

  Уточнение методики использования   оборотов в работе по речевому развитию детей вызвало необходимость рассмотрения особенностей фразеологизмов русского языка.

   Слова и словосочетания, специфичные для речи различных групп населения по классовому или профессиональному признаку литературного направления или отдельного автора относятся к фразеологизмам.

   В зависимости от происхождения они делятся на несколько групп.

1. Исконно русские:

-  обороты разговорно-бытовой речи  (из огня да в полымя);

- пословицы, поговорки, крылатые слова, устойчивые сочетания из русского фольклора (красная девица);

- отдельные выражения профессиональной речи (в час по чайной ложке);

- выражения из книжного языка (свежо предание, а верится с трудом).

2. Фразеологические обороты старославянского происхождения (на сон грядущий);

3. Фразеологизмы, заимствованные из других языков:

- дословный перевод иноязычных пословиц, поговорок (о вкусах не спорят);

- выражения и цитаты из литературных произведений, изречения, афоризмы (игра не стоит свеч);

- высказывания, употребляемые без перевода (постфактум).

   Пословицы, поговорки, крылатые слова, устойчивые сочетания из русского фольклора наиболее соответствуют возрастным особенностям дошкольников. На основе изучения данной категории фразеологизмов был составлен  «Фразеологический словарик для детей старшего дошкольного возраста», в который вошли крылатые слова и выражения, близкие жизненному и литературному опыту дошкольника.

   Работу с использованием фразеологической лексики рекомендуется осуществлять поэтапно:

1. знакомство с фразеологическим оборотом – толкование. Сначала давалось толкование предложенных фразеологических оборотов: за семью замками – большой секрет, великая тайна;

2. использование наглядной основы в работе с фразеологическим оборотом;

3. активизация фразеологизма в речи детей;

4. закрепление знаний детей ( в процессе повседневного общения, при анализе бытовых ситуаций, предлагать детям вспомнить и назвать фразеологизм, который бы соответствовал конкретному случаю.

Детям можно предложить нарисовать рисунки, которые соответствуют данным фразеологизмам:

«Водить за нос» - обманывать;  «Витать в облаках» - о чем- нибудь  мечтать; «За семью замками»- большой секрет, великая тайна»;  «Как за каменной стеной» - быть под надежной защитой;  «Море по колено» - ничего не страшно;  «Как с гуся вода» - сохранять спокойствие, невозмутимость в любой ситуации; «Семь верст – не крюк» - передвигаться не считаясь с расстоянием;  «Бить баклуши» – бездельничать;  «Держать слово» - выполнять обещание; «Делать из мухи слона» - сильно преувеличивать какое - событие, ситуацию»; « В один голос» - все вместе, одновременно» ; «»Без лишних слов» - не говоря много,  не

теряя времени на лишние разговоры» ; «Без пяти минут» - очень скоро;  «Битый час» - очень долго, время потраченное впустую; «Бить ключом» - бурно проходить, протекать, активно проявляться;  «Бок о бок» - совсем рядом, очень близко;  «Браться за ум» - становиться благоразумнее, рассудительнее, образумиться;  «Бросать слова на ветер» - говорить без пользы, или необдуманно, не выполнять  данные обещания;  «Бросаться словами» - говорить безответственно,  не отвечать за свои слова;  « В два счета» - очень быстро, моментально, без промедления.

   

   Фразеологический оборот – величайшая сокровищница и непроходящая ценность любого языка. Поэтому не случайно возрастает интерес к использованию возможностей фразеологии в работе по речевому развитию детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

природа- источник познания и развития.

эклогическое воспитание дошкольников....

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Интеграция областей «Познание» и «Развитие речи». Для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные наших лесов»

Предлагаемый материал  посвящен практическом усвоению детьми лексических и грамматических средств языка на примере лексической темы «Дикие животные наших лесов».Началось занятие с организационног...

Фольклор - богатейший источник коррекции и развития речи дошкольников

Автор составитель пособия Макарова Нина Петровна, учитель – логопед детского сада № 58 комбинированного вида.АннотацияВ данной методической разработке изложен опыт использования в педагогической ...

Конспект открытого просмотра интегрированной образовательной деятельности художественное творчество (рисование), познание, коммуникации (развитие речи) в средней группе Тема: "Золотой луг"

Конспект составлен с учётом требований ФГТ , в котором используется   интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Коммуникация» (развитие речи), «Худож...

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

Конспект образовательной деятельности в области «Познание»: ФЭМП, развитие речи.

Программное содержание:   познание - закрепить счетные умения в пределах 6; умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и пересчета. Сформировать представление...

Интегрированное занятие в старшей группе ООД ОО «Познание», ОО «Развитие речи» («Таинственный зверь»);ООД ОО «Художественно-эстетическое развитие (конструирование с элементами аппликации и рисования «Ежик»)

Интегрированное занятие для детей старшей группы детского сада. В ходе занятия закрепляются знания о животных леса, их детенышах, о местах их обитания. Во практической части занятия дети под руководст...