Знакомство с театром ложек
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Сокол Марина Ивановна

Содержание конспекта направлено на знакомство детей с историей происхождения ложки, видом театра – театром ложек, а также на уточнение и закрепление знаний детей о прошлом и настоящем предметов, о названии и назначении столовых приборов (ложек).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ood_znakomstvo_s_teatrom_lozhek.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с театром ложек»

Сокол Марина Ивановна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Морозко» (МАДОУ «ДС № 4 «Морозко»), г. Мегион

Воспитатель

Конспект организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет.

Тема: «Заучивание стихотворений С. Маршака»

Программное содержание:

1. Образовательные: познакомить детей с историей происхождения ложки, видом театра – театром ложек. Уточнять и закреплять знания детей о прошлом и настоящем предметов, о названии и назначении столовых приборов (ложек).

2.Развивающие: упражнять образовывать относительные прилагательные от существительных. Развивать просодическую сторону речи: упражнять в регулировании темпа голоса; развивать интонационную выразительность.

3.Воспитательные: воспитывать доброжелательность и умение работать в парах.

Словарная работа: пенсне

Предварительная работа: театрализация РНС. Обыгрывание стихотворений С.Я.Маршака «Волк и лиса»,  Лисица и белка»,  «Двое медвежат».

 Словарная работа: свежинки; сколько взяли; семь с восьмой; еле ноги уволок.

Оборудование: два конверта с картинками, на которых изображены различные предметы из прошлого и настоящего времени, картон, клей, ширма, сюрпризный чемоданчик, ложки разной формы, размера, материала, куклы – ложки.

                                   

           Ход организованной образовательной деятельности:

Воспитатель: ребята, а вы сегодня чему-нибудь удивлялись?

А я сегодня удивилась солнцу. Оказывается оно, как настоящий  волшебник умеет тепло и ласково здороваться.

Утром ранним кто-то странный заглянул в мое окно.

На ладони появилось ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло: будто руку, протянуло тонкий лучик золотой

И, как с первым лучшим другом поздоровалось со мной.

Давайте поприветствуем друг друга. Первая буду я.

Доброе утро мои дорогие! Я желаю вам дружно и весело провести этот день, увидеть и узнать много интересного и удивляться красоте, которая нас окружает. А теперь каждый поприветствует всех и скажет добрые слова.

Дети говорят слова приветствия.

Воспитатель: Я думаю теперь у нас у всех хорошее настроение.

Ребята, в выходной я была в музее, смотрела  выставку художественного творчества, а перед уходом встретила музейного хранителя. Он в руках держал два конверта, мне стало интересно, что в них, и я спросила. Музейный хранитель ответил, что там картинки с изображением настоящих и прошлых предметов, он сказал, что мечтает сделать книгу об этом, но у него не хватает времени, тогда я предложила ему нашу помощь. Да, еще он сказал, что в этой книге картинки должны лежать парами. Я взяла конверты с картинками  и принесла их вам, вы согласны ему помочь?

Дети: да

 Воспитатель: а как вы думаете, чем мы сможем помочь?

Дети: варианты ответов.

 Воспитатель: ребята, давайте посмотрим, что же лежит в конвертах. (достает картинки, дети их называют) В этом конверте картинки  с настоящими предметами, а в этом картинки с изображением прошлых предметов. На этот край стола я выкладываю картинки, где предметы настоящего времени, а на этот, где предметы прошлого времени. Начинаем составлять пары предметов. Подходите все к столу берите по одной картинке, посмотрите внимательно на свою картинку, теперь найдите ей пару, нашли? Андрей называй свой предмет, какую ты подобрал к нему пару. Молодец! Лиза, а у тебя, что за предмет на картинке? 

Лиза: очки

Воспитатель: а на второй картинке? Это пенсне, его считают первым представителем очков. Посмотрите у него два стеклышка и перегородка между ними, она нужна для того, чтобы легче и удобнее носить пенсне на носу. А сейчас у очков есть две палочки, которые надевают за уши, так носить гораздо удобнее. Давайте еще раз повторим слово - пенсне.

 Егор, у тебя какой предмет?

Молодцы! Ребята, давайте картинки парами приклеим в книгу.

Дети приклеивают картинки в книгу

Воспитатель: вот и получилась у нас книга,  я обязательно отнесу ее музейному хранителю. Ой, подождите, здесь есть еще что-то. Это части какой-то картинки, да не одной, давайте попробуем собрать их. Давайте разделимся парами, Лиза с Андреем собирают части одной картинки, Оля с Егором другой и Снежана с  Настей третьей. Ну, что у вас получается?

Дети: ложка

Воспитатель: а у вас

Дети: тоже ложка

Воспитатель: а у вас что?

Дети: и у нас ложка

Воспитатель: ребята, а вы знаете, как на свет появилась ложка? А хотите узнать?

Дети: да.

Воспитатель: послушайте историю, о том, как появилась ложка.

Когда-то давным-давно люди жили в пещерах и шалашах, а еду готовили на кострах. Что такое суп, борщ они еще не знали. В основном ели жареное мясо, растения и ягоды, которые находили в лесу и ели руками. И вот однажды человек взял в руки очень горячее мясо. Оно было такое горячее, что человек выронил его из рук, и мясо упало на острую палочку. Человек поднял мясо и увидел, что в нем  торчит  палочка. Мясо опять обожгло ему руки, и он схватился за палочку. Тут человек понял, что с палочки есть гораздо удобнее. И пальцы не жжет. С тех пор люди начали пользоваться палочками. Время шло. Люди уже жили в удобных деревянных домах, сидели на лавках, научились варить суп. Но палочкой суп не поешь. Однажды человек мешал палочкой еду, она была широкая, и в ней было углубление, в котором еда и осталась. С тех пор человек научился вырезать из дерева ложки. Интересная история?

Дети: да

Воспитатель: я думаю нашу книгу нужно дополнить, можно это сделаю я?

 А у меня еще есть интересный сундучок с вопросом,  вам нужно найти предмет, на ощупь определить, что за предмет и из какого материала он сделан. Ну, кто первый?

Дети достают из сундучка ложки, говорят: у меня ложка из дерева, она деревянная и т.д.

Воспитатель: да, ребята, ложки бывают разные по материалу. Теперь давайте вспомним, для чего нужны людям ложки?

Дети: чтобы кушать, размешивать сахар в чашке, перемешивать салат, накладывать пищу и т.д.

Воспитатель: правильно, молодцы. Конечно, самое главное предназначение ложек, использовать их для еды. Но мы знаем, что посуда бывает разной, значит и ложки для еды тоже разные. Назовите, их.  

Дети: столовая, десертная и чайная.

Воспитатель: совершенно верно, ребята, а теперь давайте отдохнем.

Физминутка: У нас славная осанка

                       Мы свели лопатки

                       Мы походим на носках

                       А затем на пятках

                       Пойдем мягко, как лисята

                       И как мишка косолапый

                       И как заинька трусишка

                       Вот свернулся еж в клубок

                       Потому что он продрог

                       Лучик ежика коснулся,

                       Ежик славно потянулся.

Скажите, пожалуйста, а где мы еще можем использовать ложки?

Дети: на музыкальном занятии.

Воспитатель: правильно, на музыкальном занятии мы используем ложки, как музыкальные инструменты. И это еще не все, посмотрите, на что похожи эти ложки?

Дети: на куклы.

Воспитатель: правильно и сегодня я хочу вас познакомить с куклами - ложками. Как вы думаете, где можно использовать куклы-ложки?

Дети: в театре.

Воспитатель: молодцы, совершенно верно, такой театр называется театр – ложек. Посмотрите, какими разными могут быть куклы-ложки. (Дети называют). Все они персонажи разных сказок. Как называется профессия людей, которые показывают театр?

Дети: артисты

изображали. А теперь давайте попробуем с помощью ложек показать театр. Что мы можем показать, обыграть с помощью театра ложек?  (Сказку, потешку, чистоговорку и т.д.) Давайте вспомним произведения, которые мы учили раньше и попробуем показать театр с помощью кукол ложек. Договоритесь, кто с кем будете показывать театр.

Дети выбирают произведение, с кем будут показывать. Подходят к воспитателю, говорят.

Воспитатель: ребята, а вы знаете, как нужно управлять куклами за ширмой? Давайте вспомним.

Дети: держать нужно куклу так, чтобы руки видно не было.

Воспитатель: если кукла идет, двигать рукой медленно.

Воспитатель: если бежит, быстро.

Воспитатель: если куклы разговаривают, нужно их повернуть друг к другу.

Правильно, молодцы. А давайте еще вспомним, как в сказках или стихотворениях говорит лиса?

Дети: вкрадчиво, хитро, хвастливо.

Воспитатель: а медведь?

Дети: у медведя грубый голос.

Воспитатель: а если это медвежата?

Дети: еще тоненький.

Воспитатель: а как волк говорит?

Дети: тоже грубым голосом.

Дети обыгрывают  произведения.

Итак, начинаем.

Маша с Олей обыгрывают стихотворение С.Я.Маршака «Лисица и белка»

Лисица: белочка, белочка, ты мне сестра,

Нам познакомиться ближе пора!

Рыжая шубка, пушистенький хвост,

Наше различие – только лишь рост.

С ветки спускайся скорее ко мне,

Мы посудачим о нашей родне.

Белка: слушай лисица, ты мне не родня,

Хищных зверей нет в роду у меня.

Я ем орехи, а ты ешь мышей.

Внешне быть схожим, не значит родней.

Ни на минуту к тебе не спущусь

И от общения с тобой воздержусь.

Вос-ль: молодцы! Давайте похлопаем нашим артистам.

Следующие артисты обыграют стихотворение «Двое медвежат». С.Я.Маршак.

Радостно визжат, двое медвежат,

Что на задних лапах, меда чуя запах,

Припустились в пляс. Мать грозит сынишкам:

Ну, уж это слишком, тише, вот я вас!

И отцу мишуток тоже не до шуток:

Эй, вы там глядите, пчел не разбудите!

Тсс, какой-то гул… Ой, Ой, караул!

Боже, сколько жал! Я ж предупреждал.

Молодцы!

Следующее стихотворение «Волк и лиса» С.Я.Маршак.

Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.

-Лизавета здравствуй!

-Как дела, зубастый?

-Ничего идут дела, голова еще цела.

-Где ты был?

-На рынке.

-Что купил?

-Свежинки.

-Сколько взяли?

-Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке.

-Кто отгрыз?

-Собаки.

-Жив ли милый куманек?

-Ели ноги уволок.

-Как твои дела лиса?

-На базаре я была.

-Что ты там видала?

-Уточек считала.

-сколько было?

-Семь с восьмой

-Сколько стало?

-Ни одной

-Где же эти утки?        

-У меня в желудке.

Итог: Молодцы, у вас очень артистично получилось.

Воспитатель – Книгу, каких предметов мы сегодня составляли?

Дети: книгу предметов прошлого и настоящего времени

Воспитатель: правильно. Ребята, а какое новое слово вы сегодня узнали?

Дети: пенсне

Воспитатель: как это слово звучит сейчас?

Дети: очки.

Воспитатель: ребята,  еще вы познакомились с историей происхождения ложки. Скажи, Лиза, чем люди ели пищу когда-то раньше?

Лиза: руками, потом палочкой.

Воспитатель: а из какого материала была сделана первая ложка?

Дети: первая ложка была из дерева.

Воспитатель: правильно, молодцы! А с каким видом театра вы сегодня познакомились?

Дети: мы познакомились с театром ложек

Воспитатель: я предлагаю сделать так: если вам понравилось играть с куклами-ложками, то вы возьмете себе ложку-смайлик с улыбкой, если не понравилось, то возьмите смайлика без улыбки.

Дети выбирают.

Воспитатель: себе возьму смайлика с улыбкой, мне тоже, как и вам нравится театр ложек.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер--класс "Театр ложек своими руками"

Даетса описание. как можно создать своими руками совершенно необычный театр...

Конспект музыкального занятия в средней группе "Театр ложек". "Колобок"

Конспект музыкального занятия в средней группе....

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности детей 6-7 лет "Театр ложек"

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по театральной деятельности....

Театр ложек.

Созданный народом язык изобилует разнообразными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство нашего родного языка может быть донесено до детей  с помощью разнообразных жанров русск...

Мастер-класс для родителей «Театр ложек своими руками».

Данный мастер - класс помогает формировать представление у родителей о значении театрализованной деятельности для всестороннего развития ребенка, приобщить родителей к изготовлению персонажей теа...

театр ложек

театральная деятельность способствует раскрытию творческих способностей ребенка, обогащая его социальный опыт....