Кечкенә Апуш- Маленький Апуш
материал по развитию речи (подготовительная группа)
Габдулла Тукайның балачагы турында мәктәпкәчә яшьтәге балалар өчен
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 623.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 94 «Соенеч» НМР РТ
ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА
«КЕЧКЕНӘ АПУШ”- “МАЛЕНЬКИЙ АПУШ”
для детей 6-7 лет
Подготовила: воспитатель по обучению татарскому
и русскому языкам Мухамедзянова Гульшат Ильдусовна
г.Нижнекамск, 2023
Тема: | «Маленький Апуш» |
Интегрируемые образовательные области: | Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие |
Специфические виды детской деятельности, в которую вовлечены воспитанники: | Работа на интерактивной доске |
Цель: | В доступной форме познакомить дошкольников с трудным детством великого татарского поэта Габдуллы Тукая |
Задачи: | Воспитательные: воспитание чувств сострадания и уважения по отношению к маленькому Тукаю (Апушу); показать значимость и величие татарского поэта; познакомить детей с примерами увековечивания поэта и его литературных персонажей. Развивающие: развивать сенсомоторику, развивать положительные личностные качества; развивать и тренировать внимание, память, мышление; развивать чувство прекрасного. Обучающие: закрепить словарь детей по темам «Төсләр», «Саннар»; расширить кругозор дошкольников; работать над совершенствованием умений говорения на татарском языке; активизировать зону ближайшего развития через сообщение новых знаний и их закрепление в последующей деятельности со сверстниками и родителями. |
Ожидаемый результат: | 1.Дошкольники получают базу знаний, на которую опирается дальнейшее обучение в школе 2.Эмоциональный подъем от того, что речь идет о культурных объектах родного города (Парк Тукая, памятники персонажам сказок) |
Оборудование и материалы: | Интерактивная доска, презентация в программе «Easiteach», песня «И туган тел» |
Предварительная работа с детьми: | Прочтение сказок Г.Тукая, просмотр мультфильмов |
Подготовительная работа воспитателя: | Создание мультимедийной презентации |
Последующая работа | Совместная деятельность родителей и детей. Организация выставки рисунков «Сказки Г.Тукая». |
Слайд 1 | - Исәнмесез, балалар. Я пригласила вас на мероприятие, которое называется “Маленький Апуш”- «Кечкенә Апуш”. Кто же такой Апуш, узнаете чуть позже. |
Слайд 2
| Включается «минусовка» песни «И туган тел». Воспитатель поет 1 куплет. - Как вы думаете, кто автор этой песни? Кто автор этой песни? Г.Тукай Ребята, эту песня была написана в 1909 году. И по сей день она является востребованной, её все слушают и любят. Можно даже сказать, что она является практически гимном татарского народа. |
Слайд 3
| - Родился Г.Тукай в с.Кушлавыч, ныне Арский район. В детстве маленького Габдуллу звали Апуш. Детство его было очень горьким и несчастным. Малышу не было и 5 месяцев, как умер его отец. Позднее мать вышла замуж за муллу в соседнюю деревню, а 3летнего малыша оставила на попечение старушки Шарифы. |
Слайд 4
| - О своем детстве он позднее напишет книгу, которая называется «Что я помню о себе». Вот что он вспоминает о жизни у этой старушки. «Я зимой босой и без одежды вышел на улицу справить нужду. Но обратно зайти не смог, потому что зимой двери крестьянских изб подмерзали, и даже взрослому их тяжело было открывать. Я стоял возле двери и ждал, пока мне откроют дверь. Ждать пришлось долго, босые ноги оледенели. Старушка, бранясь, открыла мне дверь» Именно эта ситуация и нарисована на обложке книги. |
Слайд 5 | - Обосновавшись на новом месте, мама решает забрать Апуша к себе в д.Сасна. Там его хорошо приняли, полюбили. Казалось бы, все горести позади. Но мама заболела и умерла. 4-летний Габдулла остался круглым сиротой. В доме нового папы ему места не нашлось. Мулла отправляет его к деду по материнской линии в д. Училе. |
Слайд 6 | - Дед Зиннатулла был женат на женщине, у которой было 6 детей. В то время был сильный голод. Таким образом, Апуш там оказался лишним ртом. Кроме сестры Сажиды никто его не любил. Апуш от болезней и голода совсем ослаб. В конце концов его решили просто отдать. |
Слайд 7 | - Мальчика посадили к проезжающему мимо ямщику, и они поехали в Казань. На Сенном базаре ямщик кричал «Отдам мальчика, отдам мальчика». Таким образом, он попал в семью кустаря Мухаммедвали. На данном слайде использована эффект анимации. Нажимая на картинку с ямщиком, она движется в сторону картинки Казани, имитируя реальную поездку. |
Слайд 8 | - В новой семье его приняли хорошо. Он не голодал, так как Мухаммедвали и его жена зарабатывали пошивом разных изделий: тюбетеек, каляпушей и т.д. |
Слайд 9-11 | - Я предлагаю самим побыть в роли мастеров и разукрасить изделия национальными узорами. На 3 слайдах представлены игры «Укрась тюбетейку, калфак и сапог». Работа на интерактивной доске. Ребята передвигают элементы и разукрашивают изделия. Также закрепляется словарная работа по теме «Цвета»- «Төсләр». |
Слайд 12 | - В семье кустарей мальчику жилось неплохо. Но вот беда: пожилые родители заболели. Испугавшись, что после их смерти Габдулла останется без присмотра, пара вновь отдала мальчика деду Зиннатулле в с Училе. На слайде использована гиперссылка «Привязка к странице», нажимая на эту кнопку, возвращаемся к слайду №4. |
Слайд (4) | - Можно только представить, как семья, мечтавшая избавиться от лишнего рта, вновь приняла мальчика. Снова голод, лишения. Но к счастью, для мальчика вскоре нашлась новая семья. |
Слайд 13 | - Габдулле было 6 лет, когда его взяла крестьянская семья из с.Кырлай. Там ему жилось относительно неплохо. Нужды в куске хлеба не было, так как Сагди абый зарабатывал крестьянским трудом. Здесь маленький Тукай начал приобщаться к труду. Именно в кырлайский период он впервые осознал чувство любви к народу и родной земле. Именно кырлайская природа вдохновила его на написание многих сказок. |
Слайд 14-17 | Ребята, а вы знаете сказки Г. Тукая? Я зачитаю отрывок из сказки, а вы должны будете её угадать и нажать на соответствующую картинку. Правильная картинка должна повернуться. 1.Видно, славною добычей мне владеть не суждено: Мать швырнула гребень ведьме и захлопнула окно. Мы избавились от ведьмы, а не в силах были спать. Ох, бранила же, бранила, ох, меня бранила мать! («Су анасы»- «Водяная») 2. Я живу на полях, на лугах, и в лесу… В хорошие деньки Играю и летаю. Солнечный свет Ласкает и любит. А запах цветов Для меня как обед! (“Бала белән күбәләк”- “Бабочка и ребенок”)
3.Пять-шесть больших волков расселись чинно в ряд И кашу на костре старательно варят. Ни живы, ни мертвы стоят теперь друзья, Испуганы они, за них испуган я. (“Кәҗә белән Сарык”- “Коза и Баран”) 4. Дух лесной! Давай сначала поработаем вдвоем, На арбу с тобою вместе мы бревно перенесем. Щель большую ты заметил на другом конце бревна? Там держи бревно покрепче, сила вся твоя нужна!..» («Шүрәле”-“Шурале”) |
Слайд 18 | - В Кырлае Апуш прожил до 9 лет. Потом его забрала к себе тетя - Газиза апа и увезла в далекий город Уральск. Там он прожил и учился, пока не повзрослел. Г.Тукай написал очень много произведений, он очень много сделал для своего народа. Поэтому его до сих пор любят и помнят. |
Слайд 19 | - Художники увековечили его в своих произведениях. Одна из таких картин Х. Казакова. Вот как он изобразил маленького Тукая. |
Слайд 20 | Предлагаю вам побыть художниками и создать портрет маленького Апуша. Работа на интерактивной доске. Дети собирают картинку по принципу «Пазл». После того, как собрали картину, можно раскрыть маленькую картинку в углу и сравнить две картины. А если ребенку сложно сложить пазл, то можно картину раскрыть заранее. Таким образом, осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку. |
Слайд 21 | - В нашем городе Габдуллу Тукая помнят и любят. Кто знает, какие культурные объекты есть в нашем Нижнекамске, посвященный великому татарскому поэту? (парк Габдуллы Тукая, библиотека имени Габдуллы Тукая, детская библиотека «Апуш») |
Слайд 22 | Гуляя по парку, можно увидеть множество памятников персонажам сказок Тукая. Угадайте, из каких сказок эти персонажи? Картинки зашифрованы, по мере беседы картинки раскрываются. «Ребенок и бабочка», «Водяная», «Козел и баран», «Шурале», «Забавный ученик». |
Слайд 23 | Подводя итог всему сказанному, я, думаю, сумела показать и рассказать о непростой судьбе великого татарского поэта. Сколько б несчастий он не пережил, Габдулла Тукай не сломился, наоборот, он боролся за счастье своего народа и сочинил много-много произведений, помнить и любить которые татарский народ будет всегда. А сейчас сюрпризный момент - посмотрим мультфильм по сказке Г.Тукая «Шурале». Я предлагаю вечером родителям рассказать всё, что вы узнали о Г.Тукае и вместе нарисовать рисунок по полюбившейся сказке. А в выходные обязательно прогуляйтесь в парк Тукая и посмотрите воочию все самое интересное. Сау булыгыз, балалар. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"кәҗә һәм кәҗә бәтиләре"танып белү эшчәнлеге буенча шөгыль(икенче кечкенәләр төркеме)
Это занятие на родном языке для моих воспитанников.Мы любим играть в театрализованные игры....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/18/picture-42479.jpg)
Занятие по физкультуре. Кечкенәләр төркемендә физкультура шөгыле
Балтач районыНөнәгәр авылы “Тамчы” балалар бакчасы 2 нче кечкенәләр төркемендә физкультура шөгылеТема: “Кышкы урманга ...
Икенче кечкенәләр төркемендә ял вакыты
Тема:Кышкы прогулка.Максат:хәрәкәтләнү активлыгын камилләштерү, төркем белән тәрбияче кушкан якка барабелү күнекмәләрен ныгыту; шигырьләр, табышмаклар, җырлар аша табигатьнең матурлыгын кү...
"транспорт төрләре" шөгыль коспекты (кечкенәләр төркеме)
Максат: Балаларны транспорт төрләре белән таныштыру,аларда игътибарлылык,ярдәмчеллек,хәлгә керә белү сыйфатлары тәрбияләү.Җиһазлар: Телевизор макеты,транспорт рәсемнәре,төзелеш материаллары,уенчык эт....
Кечкенә шырпы - зур бәла.( кечкенәләр төркеме өчен тирә - юнь дәресе)
“Кечкенә шырпы – зур бәла”( II кечкенәләр төркеме).Максат: Балаларны янгын сүндерүчеләр бел...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/11/picture-77539-1444583918.jpg)
Уен “Зур туп, кечкенә туп”. Игра “Большой мяч, маленький мяч”
Уен “Зур туп, кечкенә туп”. Игра “Большой мяч, маленький мяч”...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/15/picture-935480-1508054780.jpg)
"Кечкенә Апуш белән сөйләшү"
Бу сценариемны узем һәм барлык хезмәттәшләрем өчен сөекле шагыйребез Габдулла Тукайның истәлегенә һәм туган көнендә зурлап үткәрер өчен яздым. Билингвалкалар вакытында бу сценариемны рәхәтләнеп куллан...