Кечкенә Апуш- Маленький Апуш
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Мухамедзянова Гульшат Ильдусовна

Габдулла Тукайның балачагы турында мәктәпкәчә яшьтәге балалар өчен

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 94 «Соенеч» НМР РТ

 ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА

«КЕЧКЕНӘ АПУШ”- “МАЛЕНЬКИЙ АПУШ”

для детей 6-7 лет

Подготовила: воспитатель по обучению татарскому

и русскому языкам  Мухамедзянова Гульшат Ильдусовна

г.Нижнекамск, 2023

Тема:

«Маленький Апуш»

Интегрируемые образовательные области:

Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие

Специфические виды детской деятельности, в которую вовлечены воспитанники:

Работа на интерактивной доске

Цель:

В доступной форме познакомить дошкольников с трудным детством великого татарского поэта Габдуллы Тукая

Задачи:

Воспитательные: воспитание чувств сострадания и уважения по отношению к маленькому Тукаю (Апушу); показать значимость и величие татарского поэта; познакомить детей с примерами увековечивания поэта и его литературных персонажей.

Развивающие: развивать сенсомоторику, развивать положительные личностные качества;  развивать и тренировать внимание, память, мышление; развивать чувство прекрасного.

Обучающие: закрепить словарь детей по темам «Төсләр», «Саннар»; расширить кругозор дошкольников; работать над совершенствованием умений говорения на татарском языке; активизировать зону ближайшего развития через сообщение новых знаний и их закрепление в последующей деятельности со сверстниками и родителями. 

Ожидаемый результат:

1.Дошкольники получают базу знаний, на которую опирается дальнейшее обучение в школе

2.Эмоциональный подъем от того, что речь идет о  культурных объектах родного города (Парк Тукая, памятники персонажам сказок)

Оборудование и материалы:

Интерактивная доска, презентация в программе «Easiteach», песня «И туган тел»

Предварительная работа с детьми:

Прочтение сказок Г.Тукая, просмотр мультфильмов

Подготовительная  работа воспитателя:

Создание мультимедийной презентации

Последующая работа

Совместная деятельность родителей и детей. Организация выставки рисунков «Сказки Г.Тукая».

Слайд 1

- Исәнмесез, балалар. Я пригласила вас на мероприятие, которое называется “Маленький Апуш”- «Кечкенә Апуш”. Кто же такой Апуш, узнаете чуть позже.

Слайд 2

       

Включается «минусовка» песни «И туган тел». Воспитатель поет 1 куплет.

- Как вы думаете, кто автор этой песни? Кто автор этой песни? Г.Тукай Ребята, эту песня была написана в 1909 году. И по сей день она является востребованной, её все слушают и любят. Можно даже сказать, что она является практически гимном татарского народа.  

Слайд 3

   

- Родился Г.Тукай в с.Кушлавыч, ныне Арский район. В детстве маленького Габдуллу звали Апуш.

Детство его было очень горьким и несчастным. Малышу не было и 5 месяцев, как умер его отец. Позднее мать вышла замуж за муллу в соседнюю деревню, а 3летнего малыша оставила на попечение старушки Шарифы.

Слайд 4

   

- О своем детстве он позднее напишет книгу, которая называется «Что я помню о себе». Вот что он вспоминает о жизни у этой старушки. «Я зимой босой и без одежды  вышел на улицу справить нужду. Но обратно зайти не смог, потому что зимой двери  крестьянских изб подмерзали, и даже взрослому их тяжело было открывать. Я стоял возле двери и ждал, пока мне откроют дверь. Ждать пришлось долго, босые ноги оледенели. Старушка, бранясь, открыла мне дверь» Именно эта ситуация и нарисована на обложке книги.

Слайд 5

- Обосновавшись на новом месте, мама решает забрать Апуша к себе в д.Сасна. Там его хорошо приняли, полюбили. Казалось бы, все горести позади. Но мама заболела и умерла. 4-летний Габдулла остался круглым сиротой. В доме нового папы ему места не нашлось. Мулла отправляет его к деду по материнской линии в д. Училе.

Слайд 6

- Дед Зиннатулла был женат на женщине, у которой было 6 детей. В то время был сильный голод. Таким образом, Апуш там оказался лишним ртом. Кроме сестры Сажиды никто его не любил. Апуш от болезней и голода совсем ослаб. В конце концов его решили просто отдать.

Слайд 7

- Мальчика посадили к проезжающему мимо ямщику, и они поехали в Казань. На Сенном базаре ямщик кричал «Отдам мальчика, отдам мальчика». Таким образом, он попал в семью кустаря Мухаммедвали.

На данном слайде использована эффект анимации.  Нажимая на картинку с ямщиком, она движется в сторону картинки Казани, имитируя реальную поездку.

Слайд 8

- В новой семье его приняли хорошо. Он не голодал, так как Мухаммедвали и его жена зарабатывали пошивом разных изделий: тюбетеек, каляпушей и т.д.

Слайд 9-11

- Я предлагаю самим побыть в роли мастеров и разукрасить изделия национальными узорами.

На 3 слайдах представлены игры «Укрась тюбетейку, калфак и сапог».

 Работа на интерактивной доске. Ребята передвигают элементы и разукрашивают изделия.

Также закрепляется словарная работа по теме «Цвета»- «Төсләр».

Слайд 12

- В семье кустарей мальчику жилось неплохо. Но вот беда: пожилые родители заболели. Испугавшись, что после их смерти Габдулла останется без присмотра, пара вновь отдала мальчика деду Зиннатулле в с Училе.

На слайде использована гиперссылка «Привязка к странице»,  нажимая на эту кнопку, возвращаемся к слайду №4.

Слайд  (4)

- Можно только представить, как семья, мечтавшая избавиться от лишнего рта, вновь приняла мальчика. Снова голод, лишения. Но к счастью, для мальчика вскоре нашлась новая семья.

Слайд 13

- Габдулле было 6 лет, когда его взяла крестьянская семья из с.Кырлай. Там ему жилось относительно неплохо. Нужды в куске хлеба не было, так как Сагди абый зарабатывал крестьянским трудом. Здесь  маленький Тукай начал приобщаться к труду. Именно в кырлайский период он впервые осознал чувство любви к народу и родной земле. Именно кырлайская природа вдохновила его на написание многих сказок.

Слайд 14-17

Ребята, а вы знаете сказки Г. Тукая?

Я зачитаю отрывок из сказки, а вы должны будете её угадать и нажать на соответствующую картинку. Правильная картинка должна повернуться.

1.Видно, славною добычей мне владеть не суждено:

Мать швырнула гребень ведьме и захлопнула окно.

Мы избавились от ведьмы, а не в силах были спать.

Ох, бранила же, бранила, ох, меня бранила мать!

(«Су анасы»- «Водяная»)

2. Я живу на полях, на  лугах, и в лесу…

В хорошие деньки

Играю и летаю.

Солнечный свет

Ласкает и любит.

А запах цветов

Для меня как обед!

(“Бала белән күбәләк”- “Бабочка и ребенок”) 

 

3.Пять-шесть больших волков расселись

чинно в ряд

И кашу на костре старательно варят.

Ни живы, ни мертвы стоят теперь друзья,

Испуганы они, за них испуган я.

(“Кәҗә белән Сарык”- “Коза и Баран”)

4. Дух лесной! Давай сначала поработаем вдвоем,

На арбу с тобою вместе мы бревно перенесем.

Щель большую ты заметил на другом конце бревна?

Там держи бревно покрепче, сила вся твоя нужна!..»

(«Шүрәле”-“Шурале”)

Слайд 18

- В Кырлае Апуш прожил до 9 лет. Потом его забрала к себе тетя - Газиза апа и увезла в далекий город Уральск. Там он прожил и учился, пока не повзрослел.  

Г.Тукай написал очень много произведений, он очень много сделал для своего народа. Поэтому его до сих пор любят и помнят.

Слайд 19

- Художники увековечили его в своих произведениях. Одна из таких картин Х. Казакова. Вот как он изобразил маленького Тукая.

Слайд 20

Предлагаю вам побыть художниками и создать портрет маленького Апуша.

Работа на интерактивной доске. Дети собирают картинку по принципу «Пазл».

После того, как собрали картину, можно раскрыть маленькую картинку в углу  и сравнить две картины. А если ребенку сложно сложить пазл, то можно картину раскрыть заранее. Таким образом,  осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку.

Слайд 21

- В нашем городе Габдуллу Тукая помнят и любят. Кто знает, какие культурные объекты есть в нашем Нижнекамске, посвященный великому татарскому поэту? (парк  Габдуллы Тукая,  библиотека имени Габдуллы Тукая, детская библиотека «Апуш»)

Слайд 22

Гуляя по парку, можно увидеть множество памятников персонажам сказок Тукая. Угадайте, из каких сказок эти персонажи?

Картинки зашифрованы, по мере беседы картинки раскрываются.

«Ребенок и бабочка», «Водяная», «Козел и баран», «Шурале», «Забавный ученик».

Слайд 23

Подводя итог всему сказанному, я, думаю, сумела показать и рассказать о непростой судьбе великого татарского поэта. Сколько б несчастий он не пережил, Габдулла Тукай не сломился, наоборот, он боролся за счастье своего народа и сочинил много-много произведений, помнить и любить которые татарский народ будет всегда.

А сейчас сюрпризный момент - посмотрим мультфильм по сказке Г.Тукая «Шурале».

Я предлагаю вечером родителям рассказать всё, что вы узнали о Г.Тукае и вместе нарисовать рисунок по полюбившейся сказке. А в выходные обязательно прогуляйтесь в парк Тукая и посмотрите воочию все самое интересное.

Сау булыгыз, балалар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"кәҗә һәм кәҗә бәтиләре"танып белү эшчәнлеге буенча шөгыль(икенче кечкенәләр төркеме)

Это занятие на родном языке для моих воспитанников.Мы любим играть в театрализованные игры....

Занятие по физкультуре. Кечкенәләр төркемендә физкультура шөгыле

Балтач районыНөнәгәр авылы “Тамчы” балалар бакчасы            2 нче кечкенәләр төркемендә физкультура шөгылеТема: “Кышкы урманга ...

Икенче кечкенәләр төркемендә ял вакыты

Тема:Кышкы прогулка.Максат:хәрәкәтләнү активлыгын камилләштерү, төркем белән тәрбияче кушкан якка барабелү күнекмәләрен ныгыту; шигырьләр, табышмаклар, җырлар аша  табигатьнең матурлыгын кү...

"транспорт төрләре" шөгыль коспекты (кечкенәләр төркеме)

Максат: Балаларны транспорт төрләре белән таныштыру,аларда игътибарлылык,ярдәмчеллек,хәлгә керә белү сыйфатлары тәрбияләү.Җиһазлар: Телевизор макеты,транспорт рәсемнәре,төзелеш материаллары,уенчык эт....

Кечкенә шырпы - зур бәла.( кечкенәләр төркеме өчен тирә - юнь дәресе)

   “Кечкенә шырпы – зур бәла”(  II кечкенәләр төркеме).Максат: Балаларны янгын сүндерүчеләр бел...

Уен “Зур туп, кечкенә туп”. Игра “Большой мяч, маленький мяч”

Уен “Зур туп, кечкенә туп”. Игра “Большой мяч, маленький мяч”...

"Кечкенә Апуш белән сөйләшү"

Бу сценариемны узем һәм барлык хезмәттәшләрем өчен сөекле шагыйребез Габдулла Тукайның истәлегенә һәм туган көнендә зурлап үткәрер өчен яздым. Билингвалкалар вакытында бу сценариемны рәхәтләнеп куллан...