Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ для воспитанников старшей группы «Путешествие по сказкам»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Комплексное итоговое занятие с элементами ТРИЗ по развитию речи в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Итоговое комплексное занятие с элементами ТРИЗ по развитию речи. | 29.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида» Ромодановского муниципального района Республики Мордовия
Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ для воспитанников старшей группы
«Путешествие по сказкам»
Подготовили: воспитатель
высшей квалификационной категории
Большакова Марьям Мухамет-Галиевна
п. Ромоданово
Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе "Путешествие по сказкам"
Цель: Закрепить у детей знание сказок и их названий. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать, активизировать в речи детей антонимы-прилагательные. Закреплять умение составлять цепочку-рассказ. Придумывать слова-рифмы. Продолжать учить детей составлять загадку с помощью опорной модели, сочинять сказку методом «каталога», в которой присутствует два героя положительный и отрицательный, имеющие свои цели.
Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.
Воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.
Материалы и оборудование: Макеты деревьев, палочка, ложка, сундучок с шариком и предметными картинками (цветочек, велосипед, зеркальце), игрушка-лягушка, фланелеграф, модель для составления загадки, аудиозапись, макет сказочной поляны.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, сказок К.И. Чуковского, рассматривание иллюстраций к сказкам, дидактические игры «Хорошо-плохо», «Придумай рифму, «Сочини сказку» и др.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся им.
Дети: Здравствуйте.
- Добрый день!- тебе сказали
- Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Воспитатель. А сейчас я приглашаю Вас, отправиться в увлекательное путешествие, в страну сказок. Как вы думаете, что такое сказка?
Звучит фоном музыка «В гостях у сказки»
Дети: Сказка- это волшебный мир.
Сказка – это чудо
Сказка – это занимательный рассказ, приключения
Воспитатель: Верно. Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, не реальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети и взрослые. У каждого народа есть свои сказки, с их особенностями, национальными героями, бытом. А вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них
В сказке может всё случиться
Наша сказка впереди
Сказке в дверь мы постучимся
Сказка в гости ты нас жди.
1.Воспитатель. Ребята, в сказочную страну мы сможем попасть, если вы назовёте мне как можно больше сказок в названии которых есть число.
Дети:
-Три толстяка
- Волк и семеро козлят
- Белоснежка и семь гномов
- Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
- Три поросёнка
- Два жадных медвежонка
- Двенадцать месяцев
-Две лягушки
-Два Мороза
-Три медведя
-Три богатыря
-Трое из Простоквашино
Молодцы, ребята. Много сказок с числами знаете. Давайте вместе произнесём волшебное заклинание :Раз, два, три - сказка в гости ты нас жди!
2.Воспитатель. Ребята лес волшебный перед нами, тишина кругом стоит (звуки леса). А как вы думаете в волшебном лесу какие звери живут?
Ответы детей: медведь, заяц, лиса, волк.
Воспитатель.Загадаю вам загадку
На овчарку он похож, что не зуб - то острый нож,
Он бежит оскалив пасть, на овцу готов напасть (волк).
- Какой в сказках бывает волк?
Ответы детей: злой, зубастый
- Назовите сказки в которых волк является главным героем?
- Лисичка- сестричка и серый волк
- Иван царевич и серый волк
- Волк и семеро козлят
- Колобок
- Теремок
- Рукавичка
- Красная шапочка
Воспитатель. Мы с вами знаем, что сказочные герои в том числе и волк, обладают разными чертами характера, настроение у них бывает тоже разное. Давайте поиграем в игру, которая называется «Наоборот». Для игры мы возьмём волшебную палочку. Я буду дотрагиваться палочкой до ваших ладошек и называть какое-нибудь слово, а вы должны назвать слово с противоположным значением.
Добрый – злой
Трудолюбивый – ленивый
Вежливый – грубый
Грустный – весёлый
Радостный – печальный
Сытый – голодный
Трусливый – храбрый
Вредный – полезный
Щедрый – скупой
Молодцы ребята, много слов разных знаете
3.- Посмотрите, на полянку мы попали. Что это за дерево перед нами? (Яблоня) Из какой оно сказки?Ответы детей: Гуси – лебеди
Около яблоньки ложка лежит. Давайте подумаем и составим цепочку- рассказ, про яблоньку и ложку. Я начну, а вы мне помогайте.
- В саду стояла яблонька, на которой
Дети: Висели вкусные и спелые яблочки
- яблочки были спелые и поэтому сами
Дети: Сами падали на землю
- так, как яблочки падали, бабушка
Дети: Бабушка их собирала
- собрав яблоки, чтобы они не испортились бабушка
Дети: Варила вкусное варенье
- варенье было вкусное, поэтому
Дети: Внуки ели его прямо ложками
4.Воспитатель. Молодцы ребята хороший рассказ составили.
А, что там ещё под яблонькой стоит?
Под яблонькой чудесный сундучок
Всем ребятам он дружок
Очень хочется всем нам
Посмотреть, ну что же там?
(сундучок открывается из него вылетает шарик с комариками)
Из какой сказки этот шарик?
Ответы детей: сказка «Тараканище»
Воспитатель.А кто написал эту сказку?
Ответы детей: Корней Иванович Чуковский
Воспитатель. Что-то ещё лежит в нашем сундучке. А тут предметные картинки. Давайте рассмотрим их (цветик-семицветик, велосипед, зеркальце) В какой сказке встречается этот цветочек?
Ответы детей: Цветик-семицветик.
Воспитатель.В какой сказке встречается велосипед?
Ответы детей: Тараканище
Воспитатель. В какой сказке встречается зеркальце?
Ответы детей: Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
Воспитатель. Я вам предлагаю поиграть в игру которая называется «хорошо-плохо»
В каждой картинке вы должны найти хорошее и плохое.
(в семицветике хорошо то, что он красивый и лепестки могут исполнять желания, а плохо то, что может завянуть, лепестки закончатся и ничего уже не будет)
(В зеркальце можно любоваться, а плохо то, что оно может разбиться)
(в велосипеде хорошо то, что на нём можно кататься, плохо то, что можно упасть). Молодцы ребята.
5.Воспитатель.Подождите, не спешите, наклонитесь, кто – то там в траве сидит. Кто это ребята?Ответы детей: царевна-лягушка
Воспитатель. Почему-то лягушка загрустила? Давайте придумаем слова-рифмы к слову лягушка и развеселим её
Ответы детей: лягушка-хлопушка, лягушка-подушка, лягушка-хохотушка, лягушка-попрыгушка, лягушка-толстушка
Воспитатель. Молодцы. Наша царевна-лягушка всё равно грустная. Давайте составим загадку про царевну-лягушку с помощью модели.
Что делает? | Кто или что делает так же? |
Прыгает | Мяч |
Ныряет | Утка |
Плавает | Лодочка |
Что прыгает так же, как лягушка — мяч.
Кто ныряет так же, как лягушка — утка.
Что плавает так же, как лягушка - лодочка.
Загадка: прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает как лодочка? (лягушка)
Молодцы ребята, хорошую загадку составили.
6.Воспитатель. Но, царевна-лягушка всё равно грустная. Чтобы её развеселить, давайте сочиним для неё сказку. Мы сейчас с вами будем как настоящие сказочники.
Д/И «Салат из сказок»на мольберте выставлены картинки с персонажами и предметами из разных сказок
Теремок = дед = курочка ряба = баба-яга = печка = медведь.
Перед вами картинки с персонажами и предметами из разных сказок. Вы много сказок знаете, а сейчас мы придумаем свою, новую с помощью этих картинок. Сначала начну я, а вы придумываете дальше.
Воспитатель: Стоял в поле (теремок)
Воспитатель: Как вы думаете, кто бы мог там жить?
Дети: Дед
Воспитатель: У деда могла жить?
Дети: Курочка - Ряба
Воспитатель: А кто бы мог пролетать мимо дома?
Дети: Баба-Яга
Воспитатель: И захотела баба яга курочку съесть.
А чтобы съесть Курочку -Рябу, растопила она…
Дети: Печку
Курочка Ряба, испугалась, закудахтала. Как вы думаете, кто мог её услышать
Дети: Медведь
Воспитатель: Услышал медведь курочку, пожалел, и что он сделал?
Дети: Спас Курочку-Рябу
Воспитатель: И кому он отнёс Курочку - Рябу?
Дети: Деду
Воспитатель: А теперь, давайте расскажем всю сказку, которую мы только что придумали. Кто хочет?
Стоял в поле теремок. Жил был в теремке дед, и была у него Курочка Ряба. Летела мимо теремка баба яга, увидела курочку и схватила её. И захотела Баба Яга курочку съесть, растопила она печку. Курочка Ряба испугалась, закричала, закудахтала. Мимо проходил медведь, услышал он курочку, ему стало её жалко и спас он курочку от Яги. Отнёс он курочку деду, дед обрадовался и поблагодарил медведя, угостил его медом.
7. Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошую сказку составили. Посмотрите, лягушка улыбнулась, значит, ей понравилась наша сказка.
Но всё же ей немного грустно и одиноко, т.к. на этой поляне она живёт совсем одна, нет у неё друзей и подружек. Давайте поможем лягушке, на память о себе изготовим для неё картинки с изображением лягушек и будет у неё целая компания подружек. (Музыка «В гостях у сказки»)
Дети проходят к столам и делают аппликацию из геометрических фигур «Лягушка». Выставляем работы на мольберт.
Лягушка очень довольна.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Сказки вы знаете. Наше путешествие подошло к концу. Что вам особенно запомнилось? Что понравилось? Что показалось трудным? Теперь вы знаете, что есть чудесная страна сказок. А нам пора возвращаться в детский сад.
Раз, два, три - сказка нас назад верни!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ- технологий в старшей группе «Спаси заколдованную принцессу»
Цель: Формировать умение проявлять чудеса находчивости, сообразительности, нестандартного мышления, основанные на Теории Решения Изобретательских Задач....
Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе «Путешествие в волшебную страну красок»
Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе «Путешествие в волшебную страну красок» Программное содержание:Задачи:Образовательны...
Конспект ООД по развитию речи с использованием кинезиологических упражнений в старшей группе «Путешествие в лес»
Цель:1. Создание условий для развития речи детей с использованием кинезиологических упражнений....
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием технологии мнемотехники в старшей группе «Путешествие по сказкам»
Цель: формировать способность произвольного запоминания, используя мнемотаблицу, развивать ассоциативное мышление.Задачи:Обучающие:· ра...
Конспект ООД по развитию речи с использованием кинезиологических упражнений в старшей группе «Путешествие в лес»
Конспект ООД по развитию речи с использованием кинезиологических упражнений в старшей группе «Путешествие в лес»...
Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ технологии в средней группе «Исправим сказку»
Конспект занятияпо развитию речи с использованием ТРИЗ технологии в средней группе «Исправим сказку»...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием кинезиологических упражнений в старшей группе «Путешествие по сказкам»
Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием кинезиологических упражнений в старшей группе «Путешествие по сказкам»...