Мастер-класс «Обучение составление рассказа по методике «Картинка без запинки»
статья по развитию речи

Елагина Людмила Павловна

Мастер класс для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_kartinka_bez_zapinki.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Обучение составление рассказа  

по методике «Картинка без запинки»

Цель: освоение и последующее активное применение методики « Картинка без запинки» в практической деятельности педагога – воспитателя.

Участники: воспитатели методического объединения.

Ход.

1.Вводная часть

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. И упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы.

Поэтому, одной из основных задач развития связной речи ребенка дошкольного возраста является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности:

  • Составление описательных рассказов о предметах, игрушках, объектах и явлениях природы;
  • Творческое рассказывание;
  • Пересказ литературных текстов;
  • Составление рассказов из личного опыта;
  • Рассказывание по картине или серии сюжетных картинок.

Все эти виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей дошкольного возраста.

И значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умение выделять основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также составить начало рассказа и его конец.

Опыт показывает, что дети фактически не строят свой рассказ сами, а повторяет предыдущий с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. На одном занятии воспитатель успевает опросить нескольких детей, остальные являются пассивными слушателями. Наблюдается низкая речевая активность, недостаточный познавательный интерес не только к событиям, запечатленным на картине, но и вообще к речевой деятельности.

Поэтому  стало очевидно, что необходимо изменение способов работы на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов по картине. Для поддержания интереса к таким занятиям, мною используется  методика  «Картинка без запинки» Мурашковска И.Н. и Валюмс Н.П.

Эта методика представлена как система игровых заданий, в результате которых практически каждый ребенок может представить несколько творческих рассказов по картине, используя алгоритмы мыслительных действий, поэтапные шаги и инструментарий. Дети из пассивных слушателей превращаются в активных участников.

2. Практическая часть

- И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванной методикой,  путем прямого комментированного показа по картине «Зайцы на опушке».

 – Попрошу вас разделиться на 4 компании с одинаковым количеством человек (картина разделена на четыре части, каждая компания выбирает часть для работы по картине)

- Составление рассказа по картине проводится по следующим шагам:

1 шаг: «Дели» - определение состава картины.

Цель: выявление как можно большего количества объектов на картине, их структурирование, проведение замены объектов схемами.

Игра «Подзорная труба»

- В этой ситуации на помощь приходит волшебник «Дели-Давай». «Дели-Давай» умеет все на свете делить на части.

- Возьмите в руки подзорную трубу и посмотрите через нее. Да так, чтобы в глазок попадал только один какой-то объект.

- Что вы видите через свой глазок? Каждую находку, схематически фиксируем на альбомном листе (каждая компания по очереди перечисляют, что они увидели по своей части картины)

Результат: перечислены все объекты на картине

2 шаг: «Объединяй» - нахождение связей.

Цель: установление взаимосвязи между объектами по разнообразным понятиям.

- Для этого нам понадобится позаимствовать у волшебника «Объединяй-Давай» умение объединять. Он поможет навести порядок, соединить части картины в единое целое.

Игровое упражнение «Ищу друзей» (найти объекты, которые связаны по взаимному расположению)

Результат: установление зависимости между объектами по разнообразным параметрам

3 шаг: «Войти в картину» - усиление образности характеристик.

Цель: совершенствовать умение детей «вхождению» в картину и описывать воспринимаемое через различные органы чувств. 

- Предлагаю вам последовательно передвигаться по кружочкам и линиям схематического рисунка и рассказать нам о своих ощущениях. Играть с вами будет волшебник «Любознайка» (ему все интересно, он любит все трогать руками, пробовать, нюхать, слушать).

- Прислушайтесь. Какие звуки вы слышите в картине? (ответы педагогов)

- Вдохните запах. Чем пахнет в воздухе? (ответы педагогов)

- Походить. Что вы почувствовали? (ответы педагогов)

- Дотроньтесь рукой. Что ощутили? (ответы педагогов)

Результат: получается рассказ, отражающий впечатления от запахов, тактильных, слуховых и вкусовых ощущениях.

4 шаг: «Отставай и забегай» - выстраивание временной последовательности.

Цель: Обучение выстраиванию временной последовательности

- К нам в гости пришел еще один волшебник «Волшебник - времени». С ним мы можем представить, что с героями картины было раньше или будет потом.

- Посмотрите на картину, какое время суток изображено?

- Почему так решили?

- Что происходило с героями утром?

- Что они будут делать вечером?

Результат: составление рассказа с использованием приема перемещения во времени.

3. Заключительная часть.

Таким образом, данная методика позволяет сохранить интерес детей в течении всего занятия, активизировать всех детей, развивает мыслительные операции. В совместной деятельности педагога и ребенка по средствам пошаговой работы над картиной развивается способность создавать речевые зарисовки, описание и разнообразные рассказы по картине.

Буду рада, если данную методику вы будете использовать в своей работе, и возьмете ее в свою педагогическую копилку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ. Составление рассказа по картине «Картинка без запинки»

Цель работы по картине: Развитие у детей мыслительных действий, ведущих к умению подробно рассматривать картину....

Консультация для воспитателей по теме "Методика обучения составления рассказа по картине "Картинка без запинки".

ФГОС нацеливает нас на создание благоприятных условий для развития речи дошкольников: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, разв...

Консультация для воспитателей по теме "Методика обучения составления рассказа по картине "Картинка без запинки".

ГОС нацеливает нас на создание благоприятных условий для развития речи дошкольников: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, разви...

Презентация по развитию речи "Обучение составлению рассказа по предметной картинке"

Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему: 1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное; 2) постепенный переход от занятий ном...

Мастер-класс для педагогов Составление рассказа по картинке «Картинка без запинки».

В процессе мастер – класса педагоги обучаются конкретным навыкам в работе с детьми по составлению рассказа по картине.Участников мастер-класса знакомят с методикой обучения творче...

Мастер-класс "Технология обучения составления загадок"

Загадка жанр народнопоэтического творчества у все народов мира. В загадке  используются в яркой, насыщенной образной форме характерные признаки предметов. Составление загадок развивает: речь, соо...

Мастер-класс для педагогов "Сочинение рассказа по серии картинок"

Мастер-класс для педагогов "Сочинение рассказа по серии картинок"...