Мастер-класс на развитие фонематического слуха
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Орёл Анна Андреевна

Мастер-класс на развитие фонематического слуха «В игры играем и фонематический слух развиваем!» для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс фонематический слух

«В игры играем и  фонематический слух развиваем!»

Цели:

  • вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
  • объяснение значения понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие»;
  • знакомство с основными приемами развития фонематического слуха через практическую деятельность;
  • вовлечение родителей в совместное выполнение заданий с детьми.

Оборудование:  колокольчик, музыкальные инструменты: барабан, дудочка, бубен; мягкие игрушки: 3 медведя разных размеров; игрушка поезд, картинки домашних животных и их детенышей; карточки – девочка, птичка, поезд по числу играющих; карточки с частями птиц – голова, туловище и хвост по числу играющих; предметные картинки:

  • со звуком С: капуста, сом, санки, автобус, ананас, бусы;
  • со звуком К: чайник, бочка, замок, акула, кастрюля, ключ;
  • со звуком Ш: шляпа, машина. шуба, карандаш, душ, вишня.

Ход мастер-класса.

 Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка.  Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и  развивается в процессе общения с окружающими близкими.

Фонетический слух – это врождённая способность, позволяющая:

  • узнавать  наличие данного звука в слове;
  • различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем

Фонематический слух и фонетический слух  (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только приём и оценку  чужой речи, но и контроль за собственной речью.

   Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:

  • определение наличия или отсутствия звуков в слове;
  • местоположение звуков в слове;
  • определение линейной последовательности и количества звуков в слове.

В норме фонематический слух формируется с 6 месяцев до 1 года и 7 месяцев.  

Однако развитие фонематического слуха и его совершенствование продолжается и в дошкольном возрасте. Решающим фактором развития фонематического слуха является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.

Фонематические процессы у детей к 5 годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.

К  6 годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет  дифференцировать близкие по звучанию фонемы. Формируются навыки  звукового и слогового анализа и синтеза.

Произносительная сторона речи 7 года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учётом норм литературного произношения.                      

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произношения звуков, слов сложной слоговой структуры, успешного становления письменной речи.

Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, родители облегчают ребенку процесс освоения звукопроизносительной стороны речи. Несложная система игр позволяет родителям самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предотвратить возникновение речевых нарушений. Если нарушения уже имеются, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути их преодоления.

Упражнения для развития фонематического слуха построены   по принципу от простого к сложному. Работу по развитию фонематического слуха условно можно разделить на несколько уровней:

Узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

  • Различение звуков речи по тембру, силе, высоте.
  • Различение гласных звуков.
  • Различение сходных между собой по звучанию слогов.
  • Различение сходных между собой по звучанию слов.
  • Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Практическая часть

1.Игры на  различение на слух неречевых звуков.

Игра «Угадай у кого колокольчик»

Дети и родители встают в круг. В середину ставится водящий. Он закрывает глаза.  Дети и родители по кругу за спиной передают колокольчик. По сигналу логопеда «стоп», у кого остался в руках колокольчик, звонит им. Водящий открывает глаза и отгадывает, у кого за спиной звенел колокольчик.

Игра «Самый внимательный»

По инструкции логопеда родители и дети  выполняют различные движения, соотнося их с различными звучаниями. Например, на звук барабана играющие должны  поднять руки вверх, на звук дудочки — удерживать руки впереди, а на звук бубна —  в стороны.

2.Игры на различение звуков речи по тембру, силе, высоте.

Игра «Три медведя».                                                                                  

Выставляются игрушки трёх медведей (медведя, медведицы и медвежонка). Меняя высоту голоса, попросить родителей и детей отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Усложнить игру, попросив родителей  с детьми  произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Игра «Поезд».

Выставляется игрушка – поезд. Надо отгадать, где едет поезд – далеко или близко? Логопед произносит – «ту-ту» то тихо, то громко. Дети с родителями отгадывают,  где едет поезд.  А затем попросить детей с родителями самим погудеть как поезд, который едет рядом, который удаляется от  нас и находится далеко от нас.

Игра « Кто кричит?»

Логопед показывает картинки домашних животных и их детенышей. Дети с родителями произносят, как кричат животные. Корова – громко Му. Теленок тоненьким голоском – му. И т.д

3.Игры на различение гласных звуков.

Игра «Девочка, птичка или поезд»

Играющим раздаются картинки: девочка, птичка, поезд.

Правила игры:

Логопед произносит разные звуки. Когда играющие услышат звук А, так плачет  девочка и поднимают соответствующую карточку. У – гудит поезд. И – поет птичка.

Затем логопед называет один или несколько звуков. Надо показать соответствующие картинки: А, УА, АУИ, ИА, И и т.п.

4.Игры на различение согласных звуков.

Игра «Повтори за мной».

1.Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога: ТА’ — ТА —ТА ТА

— ТА’ — ТА ТА — ТА — ТА’.

2.Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными

звуками: ТА — ТО — ТУ.

3.Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками: ТА — КА — ПА , КА — НА — ПА.

4.Воспроизведение слоговых сочетаний с согласным звуками, различающимися по

глухости-звонкости: а) по два слога: ПА — БА б) по три слога: ПА — БА — ПА

5.Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твердости-мягкости: ПА — ПЯ.

6.Воспроизведение слоговых пар с наращиванием одного согласного звука (для образования стечения): ПА — ТПА.

Логопед называет слоги, родители и дети повторяют.

5.Игры на различение сходных между собой по звучанию слов.

Игра «Шутки-минутки».

Логопед читает строчки из стихов, намеренно заменяя звуки в словах. Дети и родители находят ошибку и исправляют ее.

Отругала мама зайку, Он надел под свитер гайку (майку).

Много снега во дворе, Едут танки по горе (санки).

Пес Барбос совсем не глуп, Он не хочет рыбный дуб (суп).

Не случайно у сестрички фантики в косичках (бантики).

Проплывает под мостом серый, скользкий, длинный  дом (сом).

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: - Там ползет зеленый лук с длинными усами (жук).

Жучка будку (булку) не доела. Неохота! Надоело!

Закричал охотник: «Ой! ДВЕРИ гонятся за мной!» (звери).

Эй, не стойте слишком близко. Я тигренок, а не миска (киска).

Мама с бочками пошла по дороге вдоль села (дочками).

На глазах у детворы крысу красят маляры (крышу).

Чтоб пообедать, взял Алешка в правую руку  ножку (ложку).

Школьник кончил строчку и поставил бочку (точку).

Русская красавица своей козою славится (косой).

Усатый кит сидит на печке, выбрав теплое местечко (кот).

Вот олень скачет по дорожке. У него на голове красивые ложки (рожки).

Мама очень вкусно готовит халат (салат). Я ему рад.

Старый дедушка  Пахом  на косе скакал верхом (на коне).

Тает снег, течет ручей, на ветвях полно  врачей (грачей).

Говорят, один рыбак  в ПЕЧКЕ выловил башмак (в речке).

В море плавают АРБУЗЫ (медузы). На земле растут МЕДУЗЫ (арбузы)

Миша дров не напилил. Печку РЕПКАМИ топил (щепками).

Синее море перед нами. Летают МАЙКИ над волнами (чайки).

Начинается КОЗА (гроза). Молоко дает ГРОЗА (коза).

6.Игры на формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Игра «Птичка»

Играющим раздаются картинки птички, состоящие из ее частей тела: голова, туловище, хвост.

Логопед называет слова со звуком С. Если звук стоит в начале слова, то играющие поднимают голову, в середине – туловище, в конце – хвост.

Также со звуками К и Ш.

Игра: «Доскажи словечко»

Логопед начинает чистоговорку, играющие договаривают подходящее слово в рифму.

Са-са-са - прилетела к нам …ОСА

Ша-ша-ша -моет мама …..МАЛЫША

Жа-жа-жа - есть иголки у ……ЕЖА

За-за-за - уходи домой …..КОЗА

Ры-ры-ры – прилетели ….КОМАРЫ

Со-со-со – покатилось  …КОЛЕСО

Ша-ша-ша - уложили  … МАЛЫША.

За-за-за - закрываю я …ГЛАЗА.

Ас-ас-ас - в сумке вкусный…АНАНАС.

Цо-цо-цо - у мамы на пальце есть …КОЛЬЦО.

Жи-жи-жи - в лесу ползают…УЖИ.

Уч-уч-уч - ветер гонит много…ТУЧ.

Лу-лу-лу - стол стоит … В УГЛУ.

Шок-шок-шок - уронили мы…ГОРШОК.

Зу-зу-зу - мою я кота…В ТАЗУ.

Ос-ос-ос - косточку принес…БАРБОС.

Ца-ца-ца - на лугу стоит … ОВЦА

Ач-ач-ач - приходил вчера к нам ВРАЧ

Ши-ши-ши - вот играют … МАЛЫШИ.

Аш-аш-аш - это синий  … КАРАНДАШ

Шок-шок-шок - разбудил нас … ПЕТУШОК

Итог мастер-класса:

Мы сегодня поиграли с вами в игры по развитию фонематического слуха.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического слуха и восприятия. Эта работа должна реализоваться не только на логопедических занятиях по звукопроизношению и по обучению грамоте, но и некоторые приемы развития фонематического слуха могут использоваться дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: «Развитие ритмического слуха у старших дошкольников через игру на деревянных инструментах»

Мастер-класс предназначен для музыкальных руководителей. В течение занятия педагоги познакомились с методами и приемами обучения детей игре на народных музыкальных инструментах, а также с разнообразие...

Мастер-класс для родителей - «Развиваем фонематический слух»

Целью предложенного материала является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенк...

Мастер –класс Игры для развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи .

В настоящее время,  в системе воспитания и обучения детей дошкольного вохраста,  увеличивается число  детей, имеющих нарушения речи. Срели них значительную часть составляют дошкольники,...

Мастер-класс: "Игры на развитие фонематического слуха"

Мастер-класс: "Игры на развитие фонематического слуха"...

Мастер-класс "Игры на развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи" 31.01.2019

В данной работе представлены игры на развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР...

Мастер-класс для родителей "Развитие фонематического слуха у дошкольников"

Цель: познакомить аудиторию с теоретическими понятиями и практическими приемами развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста (4-6 лет)....

Мастер-класс для педагогов «Формирование фонематического слуха и звуковая культура речи детей дошкольного возраста»

Мастер- класс будет полезен педагогам. В мастер-классе раскрываются основные направления работы по развитию  фонематического слуха у детей...