Конспект ОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи

Аспидова Александра Александровна

Деревья и кустарники 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_po_razvitiyu_rechi_derevya_i_kustarniki.docx7.79 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «КРАСНОМАЯКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»

ВОСПИТАТЕЛЬ:

                                                                                                                  Аспидова А.А.

Конспект НОД по развитию речи «Деревья и кустарники» для детей старшей группы.

Программное содержание: 
Уточнить и закрепить у детей названия деревьев, строение, внешние признаки. 
Формировать умение образовывать прилагательные от существительных. 
Продолжать совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно – образовательным суффиксом, подбирать слова – антонимы. 
Закрепить употребление предлогов в предложениях. 
Развивать и обогащать словарь по теме, связную речь, внимание, мышление. 
Воспитывать бережное отношение к природе, желание заниматься. 
Словарь: дерево, лес, липа, береза, сосна, листья, хвоя, лесник. 
Признаки: дубовый, березовый, липовый, сосновый, рябиновый, лиственный, хвойный 
Глаголы: шумит, трясется, растет, опадают, качаются, шелестят. 
Материал. Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением деревьев, листьев, кустарников. 
Ход.

1. Организационный момент. 
Загадать загадку. 
Его весной и летом 
Мы видели одетым. 
А осенью с бедняжки 
Упали все рубашки. (Дерево.) 
2. Беседа о деревьях. 

Все растения можно разделить на три группы: деревья, кустарники и травы. Деревья - это самые крупные и самые долгоживущие представители живой природы. Они бывают высотой с десятиэтажный дом.
Дерево состоит из трёх основных частей.
Корни удерживают его в земле и всасывают воду и минеральные соли из почвы.
Ствол и ветки разносят сок и поднимают листья к солнцу. Дерево становится выше и шире за счёт роста побегов и веток на верхушке. 
Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защищает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений.

Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья осенью сбрасывают листья, а весной листочки появляются снова. К лиственным деревьям относятся ива, липа, клён, дуб, берёза, тополь.

У хвойных деревьев вместо листьев - длинные тонкие иголочки, которые называются хвоинками, и они их осенью не сбрасывают, а остаются с хвоинками весь год. Весной у хвойных деревьев наряду со старыми хвоинками появляются новые молодые хвоинки. Вот почему хвойные деревья всегда зелёные. К хвойным деревьям относятся пихта, ель, сосна.

Кустарники похожи на маленькие деревья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол, как у дерева, а несколько тонких стволиков, соединяющихся вместе у основания.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕРЕВЬЯ, ПОЛЬЗА ОТ ДЕРЕВЬЕВ:
Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.
БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ: 

Какие деревья вы знаете?(Лиственные и хвойные).
Где растут деревья?
Какие бывают леса?
(Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - хвойный.
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - лиственный.
Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот лес смешанный.
Если в роще растут берёзы, то это берёзовая роща.
Если в роще растут дубы, то это дубовая роща.
Если в роще растут клёны, то это кленовая роща.)
Почему они так называются?
Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.)
Отличаются ли деревья от кустарников? Чем? 
Деревья живые или неживые? 
Кто (или что) им помогает расти?

 3. Работа по картинкам. Рассматриваем по картинкам деревья и рассказываем о каждом дереве. 
— Как называется это дерево? Какой у нее ствол, ветки, листья? 
БЕРЕЗА – ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы.

РЯБИНА – ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть ягоды.

ТОПОЛЬ – ствол высокий, серого цвета, лист овальной формы, почки липкие.

ДУБ – могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.

ИВА – ствол темно-зеленого цвета, листья зеленые, продолговатые

КЛЕН – ствол темно-серый, лист имеет форму звездочки.

ОСИНА – ствол серый, листья по форме круглые.

Всё это лиственные деревья.

СОСНА – ствол толстый, стройный, коричневый, вместо листьев иголки, на дереве висят маленькие шишки.

ЕЛЬ – ствол коричневого цвета, вместо листьев иголки, шишки большие.

Это хвойные деревья.
4. Физкультминутка. 

Во дворе стоит сосна.

Во дворе стоит сосна, к небу тянется она.

Стоя на одной ноге, подтянуться – руки вверх. То же самое на другой ноге.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

Наклоны корпуса вперед-назад.

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

Рывки руками перед грудью.

Ветки гнутся взад-вперед,

Будем вместе приседать –

Раз, два, три, четыре, пять.

Приседания.

Мы размялись от души

И на место вновь спешим.

Дети идут на места.

5. Подбор слов – действий. 
Деревья что делают? 
Деревья – качаются, стоят, шумят, растут. 
Листья – желтеют, осыпаются, увядают шелестят. 
6. Игра «Какой листок?» 
— Лист клена. Лист какой? – Кленовый. (Лист березы, дуба, осины, липы). 
— Как называется явление в природе, когда падают листья? 
6. Дидактическая игра «Скажи ласково» 

Береза – березка, березонька.

Дуб – будок, дубочек.

Осина – осинка.

Рябина – рябинка, рябинушка.

Ель – елочка.

Яблоня – яблонька.

И т.д.
7. Упражнение «Скажи наоборот».

Цель: Упражнять в подборке антонимов.

У сосны иглы длинные, а у ели - …

У клена листья большие, а у березы - …

У березы ствол светлый, а у клена - …

У дуба ствол толстый, а у березы - …

Дерево высокое, а куст - …

И т.д.
8. Итог. 
— Чем мы сегодня занимались? 
— Какие деревья вы знаете? 
— где они растут? 
— А зачем нам нужны деревья? 
Оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...