«Путешествие по сказке»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

На занятиях дети учатся перевоплощаться с помощью жестов, мимики в художественных героев русских сказок, знакомятся с русским народным творчеством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_po_skazke.docx53.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 п.Козлово

Конспект образовательной деятельности

«Путешествие по сказке»

по развитию  речи с элементами театрализации сказки:

«Волк и семеро козлят» на новый лад»

в подготовительной группе

        Подготовила и провела:

                                                   Воспитатель Сластенина Н.А.

Январь  2018 г.

Цель: Расширить представление детей о русских народных  сказках и воспитывать интерес и любовь к художественной литературе и театрализованной деятельности.                                  

Задачи:

Образовательные:

- Учить детей узнавать сказки по загадкам,эпизодам,предметам.

-Расширить словарный запас.

-Закрепить названия русских народных сказок и героев сказок.

-Продолжать учить детей проводить инсценировку знакомой сказки и разыгрывать новые     драматизации.

 -Учить детей  в игре перевоплощаться с помощью жестов, мимики

- Работать над формированием правильной ,четкой речи, над произношением.

Развивающие :

-Продолжать развивать и совершенствовать диалогическую речь детей, артикуляцию  и дикцию, мимику.

-Развивать артикуляционный аппарат и интонационную  выразительность речи.

-Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость  произношения.

-Развивать память, мышление, воображение, речь, умение обобщать, делать выводы.

Учить сочетать движения и речь.

Воспитательные :                                                                                                                                                                                                        -Воспитывать любовь и интерес к русским народным сказкам и театральной деятельности; творческому воображению, фантазии, эстетическому вкусу в передаче образа;                                                                        -Воспитывать  у детей нравственные чувства: доброжелательность, отзывчивость, чуткость, взаимопомощь.

-Побуждать участвовать в драматизации знакомых сказок.

-Способствовать снятию нервного перенапряжения;

-Создавать радостное настроение.

Интеграция образовательных областей: 

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

 «Познавательное развитие»«Художественно-эстетическое развитие».

Материалы и оборудование:

Домик для козлят, маски козлят (по количеству детей), шапочки сказочных персонажей: волк, заяц, коза и лиса; корзина для козы; сундучок с заданиями, ноутбук,4 разрезные картинки,иллюстрации лесных зверей, видеопроектор, мяч, елки-2.шт,предметы для отгадывания героя сказок,зеркала по количеству детей и воспитателю, музыкальная колонка,волшебный клубок.,сюрприз от снеговика.

,Предварительная работа:

- чтение разных сказок (русские народные и авторские);

 -беседа по содержаниям сказок;

-творческое рассказывание(придумай сказку, продолжи сказку);

- рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам;

- рисование сказочной избушки;

- лепка любимых героев из сказок;

- драматизация отрывков из сказки «Волк и семеро козлят»;

-игры-инсценировки по русским народным сказкам.

- разгадывание загадок,викторина по сказкам;

 посещение театра, беседы: «Что такое сказка?», «Театр», виды театров (настольный, пальчиковый, теневой, театр кукол «Би-ба-бо», «театр масок»), «Театральные профессии»«Правила поведения в театре»;

- взаимодействие с родителями, организация выставки (создание настольного театра игрушки для театрализованной деятельности детей).

 Консультации на тему: «Домашний театр – это просто»«Для чего нужна сказка?»

Методы и приемы работы с детьми:

Наглядный  (показ-иллюстрации на интерактивной доске),иллюстрации лесных зверей,письмо и записки от снеговика)

Словесный (беседа,объяснение,художественное слово.рассуждение,загадывание загадок)

Практический (работа с разрезными картинками)

Игровой(пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»,физкультминутка «Баба Яга»,показ сказки «Волк и семеро козлят  на новый лад с музыкальным сопровождением)

Ход ОД:

Воспитатель: Ну, что ж открываем первый ящичек.                                                          

Здесь записка: «ВСПОМНИТЕ ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ О СКАЗКАХ».

Сказка-ложь,да в ней намек, добрым молодцам урок.

Скоро сказка сказывается,да не скоро дело делается.

Всякой сказке бывает конец.

Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.

Красна сказка складом, а песня-ладом.

Либо дело делать, либо сказки сказывать.

На сказках, что на салазках.

Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка-людям указка.

Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.

Сказка-это сокровищница народной мудрости.

Сказка вся,больше сказывать нельзя

Слайд №1

Видеописьмо (голос Снеговика) Здравствуйте дорогие ребята из детского сада п. Козлово. Я очень рад что вы любите слушать сказки, любите их инсценировать, показывать сценки по сказкам. Я тоже люблю чудеса и волшебство. Вот послал вам сундучок  с заданиями, хочу проверить, всё ли вы знаете о сказках?  Если вы справитесь, то вас ожидает приятный сюрприз.

 Воспитатель:Ребята ,вы его узнали? Кто это?(Ответы детей)

.Он живет в какое время года?

Дети:Зимой,

Воспитатель:А,что с ним происходит в другое время года?(Ответы детей)

Ребята и он нам прислал волшебный сундучок с заданиями.

Воспитатель достает сундучок.                                                                                                    

Воспитатель: Ребята, выполним задания Снеговика?

Дети. Да.

Воспитатель: Ну, что ж открываем первый ящичек.                                                          

Здесь записка: «ВСПОМНИТЕ ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ О СКАЗКАХ».

Сказка-ложь,да в ней намек, добрым молодцам урок.

Скоро сказка сказывается,да не скоро дело делается.

Всякой сказке бывает конец.

Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.

Красна сказка складом, а песня-ладом.

Либо дело делать, либо сказки сказывать.

На сказках, что на салазках.

Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка-людям указка.

Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.

Сказка-это сокровищница народной мудрости.

Сказка вся,больше сказывать нельзя.

Сказка от начала начинается,до конца читается,в середке не перебивается.

Воспитатель. И для каждой сказки есть свои пословицы (слайд 2)

Откроем второй ящичек                                                  

Читаем письмо: «Дорогие ребята, какие сказки вы знаете?»                  

Воспитатель: Сейчас мы расскажем свои любимые сказки.

Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки"

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок - румяный бок.

Есть Снегурочка - краса,

Три медведя, Волк - Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель: Ребята, сказки рассказывают о небывалом, чудесном и они бывают разными: народными и авторскими.  

Все сказки которые мы перечислили называются народными. Почему они называются народными, как вы думаете?

Дети. Потому что их сочинил народ, а не автор.

Воспитатель: Правильно. Сказки передавались от  одного человека  к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

А, почему сказки называются авторскими?

Дети: Потому что их сочинил и написал один человек-автор

.Воспитатель:А какие вы знаете?(Ответы детей)

Воспитатель: Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает добро, а зло всегда наказывается.

Воспитатель: Давайте откроем следующий ящичек.

Читаем письмо:

«Дорогие ребята,

Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!»

Воспитатель: Ребята, после того как я прочитаю загадку про какого- либо сказочного героя, вы  (внимание!) отвечаете не сразу. Кто знает ответ,поднимает руку.Дождитесь когда все догадаются и после моего счета: «Один, два, три» хором произносите ответ. Всем ясно?

Слайд №3.

1.Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. 

(Емеля)

2.Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

 (Три медведя)

3.Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка. 

(Снегурочка)

4.В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная и злая, кто она такая?

 (Баба-Яга)

5.У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят.

 (Гуси-лебеди)

6.Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей?

 (Царевна лягушка)

7.Посадил ее дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была.

 (Репка)

8.На сметане был мешен

В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей.

 (Колобок)

Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали и выдержка у вас есть. Давайте продолжать открывать ящички Снеговика!                                        

В следующем ящике картинка: символ «Доброе лицо – злое лицо».                        

Воспитатель: Ребята в сказках встречаются  разные герои: не только добрые, но и злые по характеру. Я прошу назвать их. Девочки называют добрых героев, а мальчики называют злых сказочных героев. Но не спешите с ответом, а прежде подумайте. Помните народную мудрость «Поспешишь – людей насмешишь».Мальчики послушайте девочек,правильно они назвали добрых героев,можете кого –нибудь добавить.А,девочки слушают мальчиков,правильный ответ у них или нет. Готовы ответить?  Слушаю вас.

Дети: девочки ( Снегурочка, Золушка, Крошечка-хаврошечка, заяц, Аленушка,), мальчики (Баба яга, Кощей Бессмертный, Кикимора, Карабас Барабас, Бармалей,  волк, лиса, Снежная королева).

Воспитатель: Молодцы!  Я открываю следующий ящик.                                      

Достает зеркало.                                                                                                                 Воспитатель:

Свет мой зеркальце, скажи

Нам всю правду расскажи.

Что ребятам нужно сделать

Чтобы дальше нам идти.

Слайд №4

Зеркало: 

Вы возьмите  зеркала и на них взгляните.

Вам задания я дам

Выполнить спешите. (Воспитатель раздает  всем зеркальца).

1. Удивитесь как Незнайка. (Дети показывают жестами, мимикой удивление)

2. Загрустите, как Пьеро. (Дети показывают жестами, мимикой грусть)

3. Улыбнитесь, как Мальвина. (Дети показывают радость)

4. Рассердитесь, как Бармалей. (Дети мимикой выражают злость, гнев)

5. Испугайтесь, как Зайчишка. (Дети показывают испуг)

Зеркало: Какие молодцы! Все верно показали.

Воспитатель: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок»

Ой, а тут какие –то предметы и записка «Назовите из какой сказки данный предмет?»

Яйцо – «Курочка Ряба», красная шапочка_- «Красная Шапочка», стрела – «Царевна -лягушка», чемоданчик –«Айболит».

Воспитатель: Молодцы, ребята! Чтобы немного отдохнуть, я предлагаю вам поиграть.

Физкультминутка «Баба Яга».

В круг вставайте дружно

В сказки поиграть нам нужно.

Мы идем с тобою в лес,

Там полным полно чудес.

В темном том лесу избушка (дети шагают).

Стоит задом наперед (поворачиваются).

В той избушке есть старушка (грозят пальцем).

Бабушка Яга живет (грозят пальцем другой руки,

Нос крючком, глаза большие (показывают)

Словно угольки горят (покачивают головой)

Ух, сердитая, какая! (бег на месте)

Дыбом волосы стоят (руки вверх).

Воспитатель: Будем дальше выполнять задания Снеговика?                        

Дети: Да.                                                                                                                  

Воспитатель: Ой, а следующее задание будут задавать лесные звери.

Достает картинку с изображением лесных жителей.

Воспитатель:

Ой , ребята а кто это выглядывает из-за ёлки.                                                                          

Не барашек и не кот.

Носит шубку круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета.                                                                                               Воспитатель: А чьи это  уши выглядывают

Дети: Заячьи уши торчат из-за ёлки

Воспитатель:  А чей это хвостик выглядывает из-за ёлки.                                                              Дети: Заячий хвостик.                                                                                                       Воспитатель: А чья это лапка видна из под ветки?                                                                    Дети: Заячья лапка видна из под ёлки.                                                                      

Воспитатель: А вот он и сам.

Зайчик-побегайчик:  А давайте поиграем. Я знаю игру с мячом, а называется она

  «Ты мне-я тебе».

Я буду называть животного, а вы должны назвать сказку, в которой  это животное является героем сказки.

Дети: 

Корова является героем  сказки «Крошечка-Хаврошечка»;  «Простоквашино»;

Коза является героем сказки «Волк и семеро козлят», «Коза-дереза»;

Медведь является героем  сказки « Маша и Медведь»,  «Три медведя»;

Волк является героем сказки  «Три поросенка», «Красная шапочка»;

Заяц является героем сказки «Заюшкина избушка», «Теремок».

Лиса является героем сказки «Лисичка со скалочкой»;

Кошка является героем сказки «Кот,петух и лиса» , «Кот в сапогах»;

Собака является героем сказки «Репка», «Заюшкина избушка»;

Мышка является героем сказки «Курочка-ряба», «Репка».

Воспитатель:: А вот следующего героя называют плутовкой. Кто же это?

Ответы детей.

- Вы знаете почему?

Ответы детей.

- Верно! Лиса очень хитрая и легко может обмануть любого. Кроме того, она сумеет обмануть и заговорить так, что даже и не заметишь.

Лиса: 

Я Лиса-краса,

Ох, как я хитра.

Обхитрю кого хочу,

Потому и хохочу.

Ребята, а как же в сказках меня называют ласково?

Дети: Кумушка, Лисонька, Лисичка-сестричка.Лиса Патрикеевна..                                                                      Лиса: А теперь вы назовите ласково: Зима-зимушка, снег-снежок, санки-саночки, дед-дедушка, гора-горочка, лёд-ледок и т.п.

Воспитатель: Ну, а Лисонького друга вы, конечно же, все знаете. В сказке он ее верный товарищ. Догадались кто это?

Дети: Волк!                                                                                                                                            Воспитатель: Да! Вы правы! Конечно же, «Волк – зубами щёлк», как обычно зовут его в сказках. А почему?

Воспитатель: Да, верно! Он всегда грозный, злой, сердитый :

Волк: У меня  большое, всё огромное: Не лапы, а … лапищи (договаривают дети),

Не зубы, а … зубищи,

Не глаза, а … глазищи,

Не хвост, а … хвостище.  

Не усы , а …усищи.  

А я не волк,а… волчище.

Волк :Ребята, к вам просьба небольшая,мне подарили  сказочные пазлы,я хотел собрать их,но у меня ничего не получается. Вы мне не поможете? (Ответы детей).

Воспитатель:Ребята,чтобы помочь волку,нужно объединиться на пары и каждая пара получает свое задание.На столах лежат разрезные картинки с эпизодами из сказок,вы должны собрать их так чтобы получилась в каждой паре своя  сказка,сказать название этой сказки и спросить детей другой пары  правильно  собрали или нет.

 Волк:Молодцы ребята,все справились с моей просьбой.Спасибо!

Воспитатель:

-Ребята,вам понравилось путешествие со сказочными героями? (Ответы детей)

На этом наше путешествие в мир сказок и  приключений не заканчивается,сейчас мы с вами побываем в одной сказке.

Воспитатель: Открываем следующий ящичек (в нем картинка из сказки  «Волк и семеро козлят» и клубок).                                                                                                         Воспитатель:

Жили -были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Мама очень их любила,

Молоком детей поила.

Проник обманом «серый» в дом.

Коза нашла его потом,

Перехитрить его смогла,

И всех детей своих спасла.

- Как козлята радуются приходу мамы? Изобразите.

- Тут появился волк, что почувствовали козлята?

- А какой волк по характеру?

- В сказках часто случаются чудеса. Давайте мы перескажем ее по своему, и посмотрим, как изменится волк. Для этого нам нужно попасть в сказку «Волк и семеро козлят. У нас есть волшебный клубочек Давайте его попросим нам помочь.

Дети: (хором)

- Ты катись, катись клубок

На зелененький лужок              

Помоги нам, подскажи,

Путь - дорогу укажи.

Нас в козляток преврати (надевают маски козлят)

Показ сказки «Волк и семеро козлят на новый лад».

Воспитатель. На лесной опушке, в тепленькой избушке, жила-была коза со своими козлятами. Весело жили, играли, песни пели.

Коза Затем берет корзину и поет:

Ах, козлятушки, вы ребятушки,

Остаетесь вы без матушки,

В огород иду за капустою,

Может волк прийти, сердцем чувствую

Надо сидеть, слышите вы, тише воды, ниже травы.

Воспитатель: Ушла коза из дому, козлята одни остались и волк тут как тут.

Волк-Козлятушки ребятушки!

Отопритеся, отворитеся,

Ваша мать пришла- молока принесла.

Козлята: -Твой голос на мамин совсем не похож,

Ты голосом толстым фальшиво поешь.

Волк несчастный, плачет у избушки.

Воспитатель: Вернулась коза домой. Посмотрела с удивлением на волка.

Коза: -Серый, почему ты плачешь. Что от нас ты ждёшь?

Волк: -Научите меня петь, я козлят не стану есть. Буду добрым и веселым, если научусь я петь.

Коза: - Хорошо. Согласны мы. Только нас не обмани!

Козлята выходят под музыку. Коза, волк с козлятами танцуют и поют. Садятся на стулья.                                                                                        Воспитатель: Вот так изменила волка сила искусства!                                    

-Как изменился волк, каким он был в начале и каким стал в конце сказки? (злым, сердитым,голодным.хотел сьесть козлят, а в конце сказки стал добрым, веселым, жизнерадостным, не злым, улыбчивым, позитивным, энергичным).А почему?                                                                                                                              -Чему нас учат сказки? (доброте, взаимопомощи, смелости, находчивости, сопереживанию, радоваться всему, доверию, надо верить тому, что добро всегда побеждает зло).

После показа сказки, дети говорят слова:

Дети: (хором)

Ты катись, катись клубок

На зелененький лужок

Путь - дорогу укажи,

Нас в ребяток преврати.

Итог ОД:

Воспитатель:

 -На этом наше путешествие и сказка подошли к концу.Давайте вспомним как мы  путешествовали по сказкам:

-Скажите, как называлась сказка которую вы показали?Кто автор этой сказки?

-Как вы считаете,кто является положительным героем,а кто отрицательным?

Какое настроение создала эта сказка?Почему?Вам понравилась  сказка?

- Ребята, вам понравилось путешествие по сказкам?

 С каким заданием вы справились быстро? Какое задание было трудным? Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).

Спасибо всем,вы старались,молодцы!

Воспитатель:Почти все задания Снеговика мы выполнили, остался последний ящик.  Наверное там обещанный сюрприз. Открывают ящик (там гостинца-сладости).

И правда,здесь обещанный сюрприз.

 Дети: Ура!                                                                                                            

Слайд №5

Снеговик: (аудиозапись). Молодцы, с заданиями вы успешно справились. Хочу пожелать Вам быть ценителями и любителями хороших книг. Чтобы вы росли здоровыми, умными и послушными.

Воспитатель:Ребята ,вы большие молодцы!Мне очень понравилось с вами путешествовать.

А вам понравилось наше путешествие по сказкам?Достаньте под стульчиками значок со смайликом.Если путешествие понравилось,показываете веселый смайлик,

если нет,то грустный.  

Рефлексия: детям раздаются грустный и веселый смайлик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »

Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».

Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». 1.Сказочный кроссворд 2. Игра «Узнай нас». 3. Игра «Волшебная корзинка» 4.Сказочные задачки. 5. Игра «Из какой сказки»? Найди...

КВН для всей семьи «Путешествие по сказкам» «Сказка – лож, да в ней намек….»

Способствовать формированию традиций семейного чтения, расширить и закрепить знания детей о сказках и сказочных героях; развитие интереса и уважения к народной культуре; создание мотивации к чте...

Путешествие - викторина по сказкам \'\'Путешествие в сказку" Средняя группа

Решаемые задачи: Закреплять знания детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев), способствовать пониманию детьми произведений народного фольклора.Формировать православное мировоззрение, ...