Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук [ж]»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Ануфриева Надежда Евгеньевна

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 125»

Конспект ООД по развитию речи

в средней группе на тему:

«Звуковая культура речи: звук ж»

Подготовил:

Воспитатель Ануфриева Н.Е.

г. Нижний Новгород

2023г.

Тема: Звуковая культуры речи: звук ж

Возрастная группа: средняя (4-5 лет).

Цель: упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком ж.

Задачи:

  • установить эмоциональный контакт;
  • развивать умение к звукоподражанию с опорой на картинку и без иллюстрации;
  • совершенствовать общую моторику через физминутку;
  • упражнять детей в правильном произношении звука ж (в звукосочетаниях, словах, фразах);
  • развивать интерес к игровой деятельности;
  • передавать игровые действия в соответствие с текстом и характером исполнения музыки.

Программное содержание.

упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (в звукосочетаниях, словах, фразах);

Образовательная область: речевое развитие.

Вид деятельности: организованная образовательная деятельность. 

Методы и приемы: 

Словесные: выразительное рассказывание воспитателем; вопросы  прямые  простые и сложные; повторение;  объяснение, пояснение, называние.

Игровые: сюрприз, игровая ситуация, внесение и обыгрывание игрушек.

Практические: совместные действия воспитателя и ребенка, упражнения.

Наглядные: использование  игрушек, средств ИКТ, иллюстраций.

Поддерживающие детскую инициативу: поощрение.

План занятия (20 мин):

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. (1 мин.)
  2. Мотивация. (1 мин.)
  3. Артикуляционная гимнастика. (2 мин.)
  4. Знакомство с новой песенкой звука [Ж]. (2 мин.)
  5. Упражнение в правильном произношении звука ж (1,5 мин.)
  6. Появление героя Жука. (1 мин.)
  7. Чтение отрывка из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова и беседа. (2,5 мин.)
  8. Физминутка «Жуки большие и маленькие» (1,5 мин.)
  9. Дыхательная гимнастика (1, мин.)
  10.  Чистоговорки (1,5 мин.)
  11.  Игра «Доскажи словечко» с показом слайдов картинок-отгадок. (2 мин.)
  12.  Самомассаж с массажными мячиками. (1,5 мин.)
  13.  Рефлексия. (1 мин.)

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках.

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Воспитатель: Ребята, какое у вас настроение? Давайте все улыбнемся, чтобы у всех было хорошее настроение.

2. Мотивация.

Воспитатель: Сегодня мы будем продолжать учиться говорить красиво. Ребята, как вы думаете, зачем нужно говорить красиво, правильно?

Дети: говорить красиво, правильно нужно, чтобы тебя понимали другие люди.

Воспитатель: Правильно, конечно. А что нам помогает говорить?

Дети: Язык.

Воспитатель: А где живёт язычок? (во рту).

3. Артикуляционная гимнастика.

Давайте поиграем с язычком.

(Проводятся артикуляционные упражнения)

Артикуляционная гимнастика.

  1. На губу язык клади

Пя-пя-пя произноси.

  1. Мышцы расслабляются,

Лопатка получается.

  1. Видит: губки очень гибки,

Ловко тянутся в улыбке. («Улыбка»)

- Хорошо мы поиграли. И сегодня мы научим свой язычок петь новую песенку.

4. Знакомство с новой песенкой звука [Ж].

А чтобы узнать песенку какого звука, мы будем петь, внимательно послушайте стихотворение, слова с этим звуком, я буду выделять голосом.

Ужа ужалила оса

Бывают в мире чудеса:

ужа ужалила оса.

Ужалила его в живот.

Ужу ужасно больно. Вот!

А доктор ёж сказал ужу:

«Я ничего не нахожу.

Но всё же, думается мне,

лежать вам лучше на спине,

пока живот не заживёт. Вот».

Н. Воронель, Р. Муха.

- Песенку какого звука мы слышим в этом стихотворении?

Дети: Жжжж

Воспитатель: Как вы думаете, чья это песенка? Правильно, посмотрите на экран.

5. Упражнение в правильном произношении звука ж

ЖЖЖЖ - это песенка жука.

Она поется так же, как песня листьев (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом. Откройте рот. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик языка не выглядывал. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко, за верхние зубы, сразу начните петь: «Ж-ж-ж-ж».

Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: «Ж-ж-ж-ж».

Что вы слышите? (Горлышко поет эту песню, дрожит, вибрирует) а теперь приложите ладонь к горлу и спойте песенку листьев. Поет горло? Нет.

6. Появление героя Жука.

Воспитатель: Посмотрите, мы так хорошо пели, что на нашем цветке приземлился жук. Он услышал вас и прилетел.

Воспитатель. А что-то наш жучок молчит, не жужжит. Хотите помочь жуку? (Да.)

Давайте научим его петь. Как жужжит жук?

Дети. Ж-ж-ж.

Воспитатель: Песенка жука звонкая. А теперь давайте послушаем, получится звонкая песенка у (называю имя ребёнка).

7. Чтение отрывка из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова и беседа.

Воспитатель. Эта картина напомнила мне рассказ В Бирюкова «Поющий букет», я вам его прочитаю.

Дети: Да

Читаю отрывок из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова:

Летел жук по своим делам, жужжал «Ж-ж-жуть, как пить хочется». О чем и как жужжал жук? (хоровой и индивидуальные ответы.)

Увидел он на лугу лиловый цветок, обрадовался: «Тут я найду, чем жжажжжду

утолить». Залез в колокольчик, осмотрелся: «Красиво! Жжить можно!» (Что прожужжал жук?) Попробовал усиками дно цветка и сказал: «Сок! Вкусный!»

Попил, и весело ему стало. «Жжить хорошо!» - запел жук. (О чем он запел?)

Пел он, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов, поставила в банку с водой.

И вдруг раздалось жужжание: «Жжжуть! Куда я попал? Тут люди жживут». (О чем жук жужжал на этот раз?)

Дети, как вы понимаете значения слов жажда и жуть как пить хочется?

Воспитатель: Посмотрите, жук совсем заскучал, сидит на цветке и не поет свою песенку. Как вы думаете, почему ему так скучно?

Дети: Потому что он один.

Воспитатель: Ну конечно, ведь сейчас зима, а что делают жуки в это время года?

Дети: Спят!

Воспитатель: Вот и наш жук пока спал, забыл, как нужно петь песенку и заскучал!

Мы можем ему помочь! Что бы жуку не было так скучно одному, Сами превратимся в жуков, больших и маленьких. «Большие жуки» жужжат громко: ж-ж-ж.

(Дети повторяют с начала хором, затем 2-3 индивидуальных ответа. При индивидуальном ответе – предложить ребёнку взять жука и изобразить его.)

А «маленькие жуки» жужжат тихо: ж-ж-ж.

(Дети повторяют хором и индивидуальные ответы. Так же, при индивидуальном ответе предложить взять жука маленького и изобразить его.)

8. Физминутка «Жуки большие и маленькие»

Воспитатель: Ребята, а вы хотите с жучками поиграть?

Дети: Да.

Воспитатель: Дети, а кто будет большими жуками? А кто будет маленькими? (Дети выбирают жуков.)

Воспитатель: Вставайте со своих мест и пройдите к нашей полянке.

Физминутка на ковре «Жуки большие и маленькие»

Воспитатель: По моей команде «Большие жуки», летают большие жуки, и громко жужжат.

А по команде «маленькие жуки», летают маленькие жуки и тихо жужжат.

(Игра повторяется несколько раз.)

Воспитатель: Вам понравилось играть с жуками?

Дети: Да

Воспитатель: Они очень устали. Что же нам с ними теперь делать? (Предложения детей.)

(Одно из предложений – отпустить их на волю. Воспитатель вместе с детьми выпускают жучков на волю (на полянку).

9. Дыхательная гимнастика.

Проводится дыхательная гимнастика

Воспитатель: Посадите своего жука на ладошку, сделайте вдох через нос и выдох через рот, вот как красиво жуки полетели, пусть отдохнут на травке, а вы возвращайтесь на свои места.

10. Чистоговорки

Но это необычная полянка, здесь малыши-жуки исполняют сложные песенки. Внимательно их послушайте, а потом повторите.

Жа-жа-жа-жа – мы нашли в лесу ежа.

Жу-жу-жу-жу – дали яблоко ежу

(хоровые и индивидуальные проговаривания чисто говорок)

11. Игра «Доскажи словечко» с показом слайдов картинок-отгадок .

Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Подскажи словечко».

Я буду начинать строчку, а вы её заканчивать. Итак, начали:

1) Лежебока рыжий кот, отлежал себе … (живот). (слайд 2)

2) Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын… (жираф). (слайд 3)

4) Солнце светит очень ярко

Бегемоту стало… (жарко). (слайд 4)

5) А рядом бегемотики

Схватились за … (животики). (слайд5)

Воспитатель: Скажете, в каких словах живет песенка жука.

Молодцы, хорошо справились с заданием.

12. Самомассаж.

Воспитатель: возьмите массажные мячики, поиграем с ними

Самомассаж

Жук, вот правая ладошка,

Жук, вот левая ладошка

По дороге жук ползет,

Деткам он еду несет:

Две травинки, крошку,

Корень, листик, мошку.

13. Рефлексия.

Воспитатель: Кто к нам сегодня прилетал?

Дети: Жук.

Воспитатель: Чем мы помогли?

Дети: Научили жучка петь (жужжать, нашли ему друзей.)

Воспитатель: Как поют большие жуки? Как поют маленькие жуки?

Воспитатель: Вам удалось помочь жуку, ежихе, потому что вы научились петь песенку жука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе" Звуковая культура речи звук З"...

Конспект ОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звуки щ – ч»

Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ – ч ....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [ц]».

Цель:Объяснить детям артикуляцию звука /ц/, упражнять в произношении изолированного звука в слоге, в разных словах.Учить произносить звук /ц/ громко и тихо.Задачи Воспитывать интерес к ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звуки [с]-[с’]»

Звуковая культура речи: звуки С и СЬОсновной целью этого занятия Обьяснить детям артикуляцию звука С, упражнять в правильном и четком произношении звука....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи — звук [ж]»

Конспект НОД  по речевому развитию Подготовила: воспитатель Омеленюк Т.В. Тема: «Звуковая культура речи — звук [ж]» Возраст:4-5 летОбразовательная облас...