Мастер-класс педагогов «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
консультация по развитию речи

Карпаева Галина Владимировна

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-_klass.karpaeva_g.v_2.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида» №4 города Аши

Челябинской области

                                                                                             

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

                                                                                     Воспитатель: Карпаева Г.В.

                                                                        2021

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

 Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.

Задачи:

 -дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами.

 - дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц.  

Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран); презентация.

Раздаточный материал: мнемотаблицы; тексты заданий.  

 Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

 Ожидаемые результаты:

 - получение педагогами представления о мнемотехнике;  

 - внедрение в образовательный процесс воспитателями методики работы с мнемотаблицами                                              Ход мастер-класса:  

1)Вводная часть:

а) Добрый день коллеги! Предлагаю вам проверить свою память. Я прочитаю вам стихотворение, а вы постарайтесь его запомнить и рассказать.

 В руки овощи берем,

 Овощи на стол кладем.

 Лук, морковка, кабачок,

Помидор, горох ,лучок

 (ответы воспитателей).  

 б) Сразу запомнить стихотворение трудно. Посмотрите на экран, на таблицу, попробуйте еще раз рассказать стихотворение (во время моих слов на экране появляется таблица (слайд 1), ответы).                                                                                                                 Таблица помогла вам рассказать стихотворение.

 2)Основная часть:

 а) Сегодня на моем мастер-классе мы поговорим о мнемотехнике, о ее роли в развитии связной речи дошкольников (слайд 2).  

б) Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ; неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, трудности в заучивании стихотворений.

 Поэтому  развитие речи становится все более актуальной проблемой.  Передо мной встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически грамотно излагать свои мысли, быстро запоминать текст, стихотворение. У детей дошкольного возраста развито наглядно- образное мышление, они лучше запоминают события, картинки. Для решения своей задачи я обратилась к методу мнемотехники (слайд 3).

в) В чем суть этого метода? Об этом очень хорошо сказал К.Д. Ушинский (слайд 4).

г) Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, стихотворения. Все это способствует развитию речи ребенка.

 Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию (слайд 5).                                                                                             Вопрос: Скажите, коллеги, кто-нибудь использует приемы мнемотехники в своей работе?                        - При изучении данной темы мне понравилась методика Полянской Т.Б., сайт «Болтушка».

В последнем собрана большая коллекция мнемотаблиц по разным темам.

д) Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица (слайд 6).

е) Мнемоквадрат -  одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение (слайд 7).

ж) Мнемодорожка - ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения (слайд 8).

 з) Мнемотаблица - это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стихотворение, сказка)                 ( слайд 9).

и) Работа  по мнемотаблицам проходит в три  этапа:

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  в образы.

 3 этап: осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме, воспроизведение стиха                                                                                                                              (Разбор проводится на примере слайда 10, потом предлагается воспроизвести стих  слайд11)                                                                                                                                                         к) Как можно использовать мнемотаблицы ?.( Несколько примеров на слайдах проиграть с залом (слайд 12,13,14)

 л) При систематической работе с мнемотаблицами можно достичь следующих результатов (слайд 15)

3) Выбор фокус – группы: воспитатели, которые первые угадают пословицы, становятся  участниками. (слайд 16)  

Задания:

а)зашифровать загадку в мнемотаблицу:

Без окон, без дверей, полна горница людей. (Огурец) .

б)зашифровать пословицу в мнемотаблицу:

 Не имей сто рублей, а имей сто друзей

в) зашифровать чистоговорку:Катюша на подушке вышила кукушку

4)Остальные педагоги работают с мнемотаблицами (слайд 17,18,19,20,21,22,23)                                                                               а) Сидит дед, во сто шуб одет.Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук) (слайд 17)                     б) Круглое, румяное, я расту на ветке; любят меня взрослые, любят меня детки. (Яблоко)

(слайд 18)

 в) Летом в платьице зеленом, а по осени в лиловом. Ароматна и красива.Узнаете?

Это (слива).  (слайд 19)

г) Назвать стихотворение: Наша Таня … (слайд 20)

 д)Рассказать сказку «Почему у зайца уши длинные?» (слайд 21)

 е) Рассказать стих (слайд 22,23)

 5)Вопросы к залу:

1. Как вы счиатете, эффетивны ли приемы мнемотехники в работе с детьми? Почему?

2. Кто может использовать мнемотехнику с целью развития речи детей                                                    Вывод: Таким образом, мнемотехника  для дошкольников  помогает упростить процесс запоминания. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.                           6)Рефлексия Прием "Чемодан, Корзина, Мясорубка"(слайд 24):

Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка.

Чемодан - необходимо нарисовать или написать наиболее важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забрать с собой и использовать в своей деятельности.
Мусорная корзина – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусор».
Мясорубка – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Что нужно еще додумать, доработать, «докрутить». Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Применение мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста...

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, позволяющая ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет...

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе....

«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса:Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста....

Планирование по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Планирование воспитателя по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса:Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.Задачи:-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принцип...