Конспект открытого занятия в средней группе (4-5 лет) "Обучение рассказыванию с помощью схем и модулей"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Некрасова Елена Викторовна

       Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехникиМнемотехника облегчает детям овладение связной речью. Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт. Приемы мнемотехники  используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_rasskazyvaniyu.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад «Теремок»

Открытое занятие в средней группе

Тема: «Обучение рассказыванию с помощью схем и модулей»

Воспитатель: Некрасова Е. В.

Программное содержание:  Воспитывать у детей, используя разные приемы и педагогические ситуации, интерес к различным по содержанию художественных произведений.

   Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи.

   Расширять знания детей о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно.

    Развивать воображение и стимулировать способность к использованию схем, заместителей предметов.

     Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (цвет).

Формировать у детей правильную осанку во время всех частей занятия, способствовать двигательной активности детей.

Материал и оборудование:  Книжка «Заюшкина избушка»,  мягкая игрушка - Зайка.  Иллюстрации с изображением: зайца, лисы, собаки, и медведя. На каждого ребенка – конверты с набором условных заместителей к сказке «Заюшкина избушка», в которых кружки одинаковой величины, но разного цвета, по 2 квадрата – избушки (ледяная (голубой) и лубяная (коричневый). Магнитная доска с крупными условными заместителями персонажей  сказки, магниты.

Предварительная работа:  Чтение сказки «Заюшкина избушка»,  драматизация сказки, аппликация «Избушка ледяная и лубяная», обучение рассказыванию по схеме, обыгрывание сказок при помощи предметов – заместителей на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.

Дети стоят полукругом. Звучит магнитофонная запись. Раздается стук в дверь. Появляется зайка. Здоровается с детьми, говорит, что он заблудился, просит детей помочь ему вернуться в свою сказку.

  - Поможем нашему Зайке? («Да!»). Для того, чтобы Зайка вернулся  в свою сказку нужно выполнить несколько заданий.

Первое задание: сейчас вы услышите рассказ-загадку.  Попробуйте отгадать, о каком времени года в нем говорится.

        «Растянулись по небу серые тучи и ну давай покрывать землю белым пушистым снегом.

        Побелели дорожки, тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, словно в сказке.

        Сосны и ели оделись в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучили белоснежные шапки. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

        А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их словно детишек, тоже в белые шубки одели.

        Солнце на небо вышло, заискрились снежинки, дети выбежали на санках да на коньках кататься, в снежки играть, и такая тут потеха пошла, что мороз не мороз».

  - О каком времени года рассказ? Как вы догадались? (Ответы детей)

 - Что за шубы и шапки на деревьях? (Ответы детей)  Молодцы.

 - Второе задание: надо по схеме рассказать о разных животных.

Кто хочет рассказать про зайчика, какой он?

                Дети рассказывают по схеме.

Название животного?

Дикое оно или домашнее?

Какие части тела есть, их особенности?

Как называется его дом?

Как называются детеныши животного?

        

Чем питается животное?

- Молодец. Кто хочет рассказать про лисичку (Медведя, собаку)?

-   Молодцы, ребята, правильно все рассказали.  

                             Игра –Танец «Изобрази героя».

Детям предлагается потанцевать под вальсовую, или плясовую музыку.  Станцуй как «Зайчик», «Лисичка», «Медведь». Ребёнок должен выразить в танце образ.

                        Дети садятся за столы

-Я знаю, вы любите сказки. В каких сказках действия происходят зимой?

(«Рукавичка», « По-щучьему веленью», «Заюшкина избушка») 

         - Какими словами можно начать сказку?

        (Жили – были, это было зимой)

- А закончить сказку?

(Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец; и стали они жить – поживать, добра наживать).

- И последнее задание: мы с вами, ребята, должны рассказать и показать  сказку.

       - Я предлагаю рассказать и показать сказку «Заюшкина избушка».

       - Давайте вспомним, героев  этой сказки.

        (Зайчик, лиса, собака, медведь, петух).

       - Ребята, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет). Какая лиса в этой сказке? (Хитрая, коварная, умная, бессердечная и т.д.)

       - А какой зайчик? (Добрый, доверчивый, горемыка).

         - Почему не помогли зайчику собака и медведь? (Они струсили и убежали).

     - Кто оказался настоящим героем-помощником? Какой он? (Петушок – он смелый, храбрый). 

    - Возьмите конверт, на котором нарисован круг. Достаньте все, что есть в конверте. (Дети выполняют задание).

    - Какие геометрические фигуры у вас? (Круги). Чем они похожи?  Чем отличаются? (Одинаковые по размеру, разные по цвету). Какие цвета у кругов? (Оранжевый, белый, серый, коричневый, красный).

   -Для каждого героя сказки – круг определенного цвета. Для зайца – белый, почему? Лиса – какой круг, почему? Собака– какой круг, почему?  Медведь – какой круг, почему? И петушок – какой круг, почему? (Дети объясняют, почему круги разного цвета, каждый цвет соотносят с «нарядом» животного).  

    - Кроме кружков разного цвета, есть избушки, тоже разного цвета, какого? Почему? (Избушка лисы – ледяная (голубая), зайца – лубяная (коричневая, из бревен) и  есть еще кустик). А теперь слушаем сказку и составляем картинку.

Рассказываю сказку, а дети составляют, используя двигательный вид моделирования. 

   - Ребята, кто хочет рассказать сказку самостоятельно. Может не целиком - но так, чтобы наш герои узнал свою сказку и вернулся в нее. Хорошо? («Да»).

Заяц хвалит детей, говорит, что они молодцы, правильно справились с заданием, рассказали и показали сказку, ответили полно на вопросы по содержанию сказки, и теперь он смело может вернуться в свою сказку, в избушку и жить там, поживать, нас с вами в гости поджидать.

Заяц уходит, дети его провожают.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в средней группе по теме «столовый этикет» «Поможем Федоре Егоровне»

История этикета очень интересна, и её значение принесет нам, воспитателям, несомненную пользу. Ведь детям мало сказать:" Делай так, а не иначе". Надо объяснить. почему, и умело объяснить. В противном ...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи (обучение грамоте) .

ТЕМА: « ЗВУК И БУКВА  «М».Образовательные задачи:Познакомить детей с механизмом образования и характеристикой звуков [м] - [м\'], буквой ЭМ.Формировать умение различать звуки [м] - [м\'] по акустич...

«Дом в котором ты живешь» Конспект открытого занятия в средней группе для родителей в рамках «Дней открытых дверей» на базе МАДОУ № 86

Тип: Обучающий.Вид: Художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное.Тема: «Дом, в котором ты живёшь» Цель: Учить ...

Конспект открытого занятия в младшей группе по теме: "Чтение художественной литературы с помощью ИКТ"

Конспект открытого занятия в младшей группе по теме: "Чтение художественной литературы с помощью ИКТ"...

Конспект открытого занятия в средней группе. Интегрированная НОД для детей средней группы с учетом ФГОС «Веселое путешествие»

Развивать активность и любознательность детей среднего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности....

Конспект открытого занятия в средней группе. Интегрированная НОД для детей средней группы с учетом ФГОС «Веселое путешествие»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы  и музыки. Цель: Развивать активность и люб...

Конспект открытого занятия в средней группе №1 по духовно-нравственному воспитанию Тема занятия: Путешествие в « Страну Добра»

Углублять представление детей о доброте - как о ценном качестве человека.   Расширять представления детей о нормах поведения, вызвать желание совершать положительные поступки. Воспитание...